Новости факультета геологии и геофизики нефти и газа

Новые лица в МГРИ: как первокурсники отметили День знаний
После долгого перерыва здание МГРИ вновь заполнили студенты, правда, в основном первокурсники. 1 сентября ребята получили электронные пропуска для посещения вуза, познакомились со своими одногруппниками, кураторами, деканами и своим университетом. Ввиду запрета на массовые мероприятия традиционного пышного празднования Дня знаний в этом году не было, а чтобы не допустить большого скопления людей в университете, первокурсникам разных специальностей назначили разное время прибытия в МГРИ. Ребят ожидала встреча с руководством вуза и факультетов, получение электронных пропусков и банковских карт для начисления стипендий, регистрация на портале stud.mgri.ru и сдача документов для оформления студенческого билета. На входе в университет первокурсников встречали волонтеры: в первую очередь, они выдавали маски, измеряли температуру, напоминали о соблюдении правил профилактики заражения COVID-19, а также помогали новым, пока что неопытным МГРИшникам с навигацией по вузу — объясняли, кому куда идти, показывали, где что находится, и т.д. Волонтеры Объединенного совета обучающхся активно развлекали ожидающих своего времени прохода в университет первокурсников веселыми конкурсами. На встречах с руководством факультетов ребята узнали больше о предстоящей студенческой жизни, о радостях и трудностях, которые их ждут на пути, о тонкостях новых форматов обучения и познакомились со своими деканами и кураторами. В этом году кураторы впервые проходили обучение перед тем, как стать наставниками для первокурсников.  Сергей Попов, студент второго курса гидрогеологического факультета, рассказал о своей подготовке к кураторству:  «Я записался в школу кураторов «Искра», занятия там начались за неделю до учебы, у нас каждый день были лекции и тренинги. Мы изучали разные техники и игры, направленные на сплочение коллектива, на выявление лидера, чтобы потом использовать их в работе с первокурсниками. Я стал куратором группы РГК-20-2, сам я из РГК-19-1. Надеюсь, у моих подопечных не будет проблем с учебой, несмотря на сложившуюся ситуацию, коллектив группы будет дружным, а я нужен, чтобы их сплотить и помирить, если придется». Праздничные мероприятия для первокурсников прошли не только в стенах МГРИ, но и в социальных сетях университета. Ребята выкладывали в Instagram истории с «Бинго — первокурсник МГРИ», публиковали фотографии с субмариной, каменной картой России, книгой «МГРИ», в тематической Insta-рамке и, конечно, со своей новой, вузовской семьей — одногруппниками и кураторами.  МГРИшники получили видеопоздравления от известных и уважаемых людей, среди которых Генеральный директор — Председатель правления АО «Росгеология», а также председатель Попечительского совета МГРИ Сергей Горьков, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко, депутат Московской Городской Думы, главный врач ГКБ имени В.В. Виноградова Ольга Шарапова, Генеральный директор ИМГРЭ Игорь Спиридонов, телеведущая утренней программы на канале ТВ Центр Ирина Сашина. Разумеется, слова поздравлений прозвучали и от лица руководителей университета - первого проректора Владимира Куликова и советника ректора Андрея Разина.  Первый день в МГРИ для ребят был переполнен эмоциями и впечатлениями. Корреспонденты МГРИ.ИНФОРМ расспросили первокурсников о том, почему они выбрали именно Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе и чего они ожидают от нового этапа своей жизни — студенчества. Илья, первокурсник гидрогеологического факультета: «Мне кажется, учеба в МГРИ открывает большие перспективы, особенно высокие шансы успешного трудоустройства. Но при этом студенческая жизнь здесь — это тяжелый и упорный труд. Помимо учебы, мне бы хотелось заниматься добровольчеством, играть в ЧГК (прим. – «Что? Где? Когда?) и КВН». Дарья, первокурсница факультета технологии разведки и разработки: «Я поступила в МГРИ, потому что он занимает высокие позиции среди других вузов. Хочу, чтобы студенческая жизнь прошла так, как о ней обычно говорят, - интересно, легко, и была запоминающейся. Я жду, что мне будет интересно учиться и узнавать что-то новое. Я выбрала смешанный формат обучения, так как на первом курсе надо пообщаться с одногруппниками, познакомиться с преподавателями, на дистанцонке это было бы сложно, а так учиться будет легче».  Ольга, первокурсница гидрогеологического факультета: «У меня много знакомых, которые работают геологами, я часто с ними общалась, мы вместе ходили в походы, и некоторые учились именно в МГРИ. Я много от них слышала о вузе, и подумала, почему бы не попробовать поступить сюда. А специальность выбрала наугад. От студенческой жизни я жду качественного образования, общения, тусовок и просто чего-то хорошего в широком смысле». Денис, первокурсник факультета геологии и геофизики нефти и газа: «При поступлении я рассматривал несколько вузов, выбирал именно направление нефтегазового дела. Мне понравилось описание этой специальности в МГРИ, здесь я прошел по баллам и решил учиться в геологоразведочном. Студенческая жизнь — это новый этап в моей жизни, поэтому я жду больших открытий и просто чего-то нового».  |SLIDER| Мы поздравляем наших первокурсников с началом учебы и желаем, чтобы все планы, мечты и ожидания обязательно осуществились!
Как будет организован учебный процесс в новом учебном году? Отвечаем на самые популярные вопросы.
25 августа в официальной группе МГРИ «ВКонтакте» прошел прямой эфир «ПУЩ Радио», посвященный началу учебного года.  На вопросы студентов ответили и.о. проректора по учебной работе Мария Фролова и проректор по международной деятельности и региональному сотрудничеству Анастасии Машкова.  Слушать подкаст: Когда начнется учеба? - Для первокурсников бакалавриата, специалитета и магистратуры очного и вечернего отделений занятия стартуют 1 сентября. Для старшекурсников всех уровней и форм обучения, а также аспирантов, – 1 октября. Студентам необходимо решить, какой формат обучения они выберут: смешанный или дистанционный. Обучающиеся из одной группы могут выбрать разный формат. Для обучающихся на очно-заочной и заочной формах исключительно  дистанционный формат. Полностью очный формат обучения реализовать невозможно, поскольку существуют определённые ограничения, наложенные Роспотребнадзором. Например, преподаватели в возрасте старше 65 лет должны проводить занятия только дистанционно.  Почему перенесено начало учебного года у старших курсов? - Это связано с необходимостью грамотно и продуманно организовать учебный процесс с учетом выводов, сделанных в весеннем семестре. Семестр будет сокращен по срокам, но без ущерба для количества часов обучения, часы будут компенсированы. Часть лекций и занятий, например, на зачетной неделе.  Будет ли линейка для первокурсников? - К сожалению, нет, так как все массовые мероприятия запрещены, поэтому День знаний не пройдет в традиционном интерактивном формате.  Что подразумевает смешанный формат обучения? - Это значит, что лекции будут проходить в онлайн-формате, а лабораторные и практические занятия — очно в закреплённой за группой аудитории. Преподаватели будут приходить туда на занятия. Студенты, и преподаватели будут работать согласно утвержденному расписанию, онлайн-лекции будут проходить на базе платформы Zoom. Университет централизованно приобрел лицензии для использования видеосвязи без ограничения по времени, поэтому лекции будут длиться стандартные полтора часа. Как будет организовано обучение иностранных граждан? - Студенты из-за рубежа наравне с российскими могут выбрать формат обучения — дистанционный или смешанный. Но следует учитывать, что по рекомендациям Роспотребнадзора всем прибывающим в Россию предстоит пройти двухнедельный карантин и сдать тест на COVID-19 методом ПЦР. Какой формат обучения лучше выбрать? - Это личный выбор каждого студента, его личная ответственность. Если вы понимаете, что при посещении университета вы рискуете своим здоровьем (например, у вас есть хронические заболевания) или здоровьем близких (вы живете с пожилыми родственниками), то, возможно, вам лучше и безопаснее быть на «удаленке». К выбору формата стоит подойти серьезно и обстоятельно. Стоит учесть, что очное посещение вуза предполагает обязательное соблюдение правил, установленных Роспотребнадзором: масочный режим, соблюдение социальной дистанции, обработка рук и т. д. Нарушение этих правил может привести к дисциплинарным взысканиям. Как будут проходить пересдачи?  - Этот вопрос будет регламентирован. Уже сейчас можно сказать, что пересдачи тоже будут в дистанционном формате, кроме того, организовываться они будут через деканат посредством оформления электронной ведомости, а затем уже путем обращения к преподавателю через личный кабинет студента. Будет ли изменена стоимость обучения в этом году? - Нет, она останется на уровне прошлого учебного года, руководством принято решение не увеличивать стоимость обучения. Как можно будет подать документы на получение повышенной стипендии? - В сентябре будет начислена стипендия по итогам весенне-летней сессии. Документы на повышенную стипендию необходимо подать до 12 сентября, затем пройдет заседание стипендиальной комиссии. Так как продолжается взаимодействие в дистанционном виде, то заявление на имя ректора надо направить на почту stud2020@mgri.ru или на sok@mgri.ru, а все документы, подтверждающие ваши достижения и деятельность, загрузить в ваш личный кабинет в раздел «Портфолио».  В скором времени регламент назначения повышенной стипендии будет скорректирован в связи с новыми условиями работы. Появятся критерии, касающиеся онлайн-мероприятий, волонтёрства. Ожидается также пересмотр размера стипендий из-за введения градации по направлениям. Помимо стипендии, можно подать заявление на материальную помощь, многие студенты в этом году оказались в затруднительном положении, и вуз постарается оказать им поддержку.  Когда студенты, не прошедшие практику летом, смогут это сделать? - Обучение в МГРИ подразумевает высокий уровень практикориентированности, но пока сказать, когда вновь будет возможно организовать полноценное прохождение практики, сложно. В сентябре это точно не получится, во-первых, мы ограничены рекомендациями Роспотребнадзора, во-вторых, практика предполагает отъезд в Крым, Подмосковье, а если там возникнут проблемы со здоровьем, то как быть? Университет принял достаточные меры, чтобы число заболевших среди сотрудников и студентов было небольшим, но до сих пор опасность сохраняется, поэтому сейчас в первую очередь нужно думать о безопасности.  Нужны ли справки об отсутствии COVID-19 для посещения университета и заселения в общежитие? - Для заселения в общежитие наличие ПЦР-теста с отрицательным результатом обязательно. Для посещения университета — нет, однако сейчас есть возможность пройти обследование бесплатно, и для собственной безопасности предпочтительно сдать тест, в том числе на антитела. Если у вас остались вопросы, то вы можете задать их через электронную почту stud2020@mgri.ru.
«Университетские субботы» в МГРИ идут даже в дни каникул
11 июля преподаватели МГРИ провели очередные онлайн-занятия в рамках проекта «Университетские субботы». Несмотря на каникулы и отличную летнюю погоду, дистанционные занятия проекта продолжают пользоваться успехом у школьников и жителей столицы.  В этот раз занятия провели руководитель центра информационных технологий и проектной деятельности Михаил Нагайцев, доцент кафедры горного дела Дмитрий Негурица  и студент 2 курса факультета геологии и геофизики нефти и газа, руководитель проекта «Палеолаб» Александр Безкоровайный.  Центр молодежного инновационного творчества провел уже несколько онлайн-занятий в формате практикумов и мастер-классов. На последнем занятии Михаил Нагайцев продолжил цикл о возможностях проектирования беспилотных транспортных средств на базе платформы Arduino. Под руководством преподавателя участники проекта познакомились с технологией создания продвинутого автомобиля Arduino Car своими руками. Кроме того, участники узнали о важных компонентах, необходимых для создания машины, и получили базовые навыки для работы с платформой Arduino.   Необычайный интерес у юных школьников вызвала лекция-презентация Александра Безкоровайного «Создание доисторических существ при помощи 3D-моделирования и 3D-печати». Школьники узнали об интересной и загадочной науке – палеонтологии и увидели, как выглядели доисторические существа много тысячелетий назад. |SLIDER| Во второй части занятия ребята стали свидетелями воссоздания фрагментов этих существ при помощи при 3D-моделирования и 3D-печати. Участниками мероприятия задали множество вопросов в чате и на каждый получили развернутый ответ. На лекции-презентации «Маркшейдерское обеспечение комплексного освоения недр» Дмитрия Негурицы школьники, абитуриенты и их родители узнали о редкой и интересной профессии – «горный инженер-маркшейдер», познакомились с задачами маркшейдерской службы на горнодобывающих предприятиях России, а также о современных технологиях, применяемых в этой области.    Приглашаем жителей Москвы - школьников, студентов колледжей, педагогов и родителей посетить онлайн-мероприятия в рамках проекта «Университетские субботы в МГРИ», которые состоятся 18 июля.  Получить подробную информацию о событиях и пройти регистрацию для участия в них можно на официальном сайте проекта «Университетские субботы»: http://us.educom.ru
Волонтеры просвещения МГРИ проводят дистанционные занятия со школьниками
В период пандемии в МГРИ создали новое добровольческое движение “Волонтеры просвещения”. Студенты проводят занятия в режиме видеоконференций с учениками 2-10 классов Инженерно-технологического лицея г. Люберцы по самым разным предметам, от математики до изобразительных искусств. С инициативой собрать среди студентов волонтеров, которые бы обучали школьников, выступила проректор по международной деятельности и региональному сотрудничеству МГРИ Анастасия Машкова: «В условиях самоизоляции большой объём освоения материала ложится иногда на самих обучающихся. В случае со школьниками еще и на их родителей. В этой ситуации большой помощью в освоении предмета станет общение  школьников с ребятами, которые еще совсем недавно сами сидели за школьной партой, а сегодня уже являются студентами вуза. Именно с этой целью в вузе создано студенческое движение — «Волонтёры просвещения МГРИ». Его участниками стали студенты разных курсов и направлений подготовки МГРИ, которые отлично проявили себя в учебной и общественной жизни университета. Все они в недавнем прошлом освоили школьные предметы, сдали ЕГЭ, получили опыт работы с программами высшей школы и сегодня готовы нести этот опыт в массы!» Подопечными МГРИшников стали ученики Инженерно-технологического лицея, с которым МГРИ в 2019 году заключил соглашение о сотрудничестве в формате Базовой школы, дистанционно. Как рассказала педагог лицея Ярославна Комова, занятия не были строго привязаны к учебной программе: волонтеры рассказывали школьникам о геологии Земли, делились лайфхаками по математике, проводили квесты по истории. Необычный формат и тематика занятий привлекли школьников: на одно занятие собирались 20-25 ребят. Ярославна Комова отметила, что новый вид внеучебной деятельности понравился не только ученикам, но также учителям и родителям. Поэтому проект будет развиваться и дальше. Даже с возвращением к офлайн-обучению предполагается сохранить проведение занятий студентами в форме видеоконференций: каждый может выйти на связь из удобного для себя места, а для подачи материала можно использовать широкий функционал онлайн-платформ и сайтов. На призыв стать волонтерами просвещения МГРИ сразу откликнулись больше десяти студентов. Некоторые из них рассказали о своем опыте. Валентина Бобрышева, студентка 3 курса гидрогеологического факультета МГРИ. Проводила занятия по физике, географии и английскому языку. Я всегда первой поднимаю руку, когда дело доходит до волонтёрства в образовательных целях. Мне нравится работать с детьми: у меня есть цель вырастить любознательное поколение на своём примере. До этого мне посчастливилось побывать и вожатой, и репетитором, поэтому первичные навыки коммуникации у меня уже были в запасе. Больше всего мне нравятся ученики 4-8 классов, так как у них максимальный уровень любознательности. Важно рассказать им обо всём, что они хотят узнать, понятным языком. Навык объяснения сложных вещей простым языком — это как раз одна из моих сильных сторон.  В выборе тем занятий мы были достаточно свободны. Организаторы спросили нас, какие науки нам нравятся, и о чем мы можем говорить часами. Условий было два: волонтер должен быть в кадре и тема должна быть связана со школьными предметами. Так возникли темы «Теория игр» по математике, «Английские сленговые выражения» по иностранному языку или же «Происхождение ледников» по географии. Я бы очень хотела побывать на других занятиях своих коллег, так как темы очень интересные и студенты искренне заинтересовали школьников! Занятия проходили на платформе Zoom, я впервые проводила урок подобным образом. Дети выключали камеру и микрофон, чтобы не было лишних шумов. Когда ты выступаешь и видишь только себя на экране, то очень сложно сказать, интересен ли слушателям подготовленный материал, понимают ли они всё, что я говорю. К счастью, мои маленькие слушатели задавали вопросы во время моего рассказа, а если и стеснялись, то писали свои предположения в чат. Так появилась форма обратной связи, и мне стало легче преподавать классам. Признаюсь честно: я испытывала огромное удовольствие, когда школьники задавали уточняющие вопросы. |SLIDER| Арсений Чекалов, студент 3 курса факультета технологии разведки и разработки МГРИ. Вел занятия по истории и английскому языку. Про проект я узнал в нашей студенческой секции MGRI SPE. Идея показалась мне заманчивой: это возможность как попробовать себя в преподавании, так и немного разнообразить будни на карантине. Нам предложили самостоятельно выбрать преподаваемый предмет, в знании которого мы уверены, и формат проведения занятия. Когда я преподавал историю ученикам 9-ых классов, в первую очередь ориентировался на то, как организовать урок таким образом, чтобы заинтересовать школьников. В итоге остановился на варианте с интерактивной онлайн-викториной — это позволило в развлекательной форме проверить знания ребят, вовлекая в учебный процесс каждого из них. Мне было несложно работать в качестве преподавателя: все ученики были очень заинтересованы и адекватно воспринимали дистанционный формат занятия. Однако я слышал, что другие волонтеры сталкивались с техническими сложностями при проведении урока: пропадающий звук и пр.  Участие в проекте стало для меня выходом из зоны комфорта и дало возможность впервые попробовать себя в роли учителя. Теперь я понимаю, как много времени у преподавателей занимает качественная подготовка к уроку и проработка программы. Виталий Казаку, студент 3 курса факультета технологии разведки и разработки МГРИ. Провел занятия по математике, алгебре и информатике. Меня очень заинтересовала перспектива почувствовать себя в роли педагога. Занятия среди волонтеров распределялись исключительно по тем предметам, которые были выбраны в предварительной анкете, чтобы мы были максимально уверены в себе и в своих знаниях. В нашей школе уже была такая практика, когда ученики старшей школы один раз в году проводили уроки у начальных классов, так что у меня уже был опыт в подобном мероприятии, и я знал, как вести себя с детьми. Поэтому трудностей у меня не было, кроме, пожалуй, технических. Я хотел, чтобы ребятам была интересна та тема, которой посвящен мой урок. Я придумал небольшой список того, что может заинтересовать ребят и, согласовав это с учителем, провёл несколько уроков. Поначалу я боялся, что детям будет все же неинтересно, но, как оказалось, они очень внимательно слушали, задавали вопросы и активно принимали участие в проведении урока. Это было для меня небольшим праздником, который я бы с радостью повторил, если выпадет такая возможность. Лично для себя я понял, что работа учителей — действительно титанический труд. Подготовка к 40-минутному уроку заняла у меня порядка трех часов, я готовил текст, оформлял яркую презентацию и репетировал, что отняло у меня немало сил и нервов. Наверное, главное качество, которое я для себя открыл — это умение объяснять детям достаточно сложные вещи простым языком. Уверен, что это умение еще пригодится мне в дальнейшей жизни.  Лейли Календарова, студентка 3 курса факультета геологии и геофизики нефти и газа МГРИ. Провела уроки по английскому языку и физике. Мне хотелось попробовать что-то новое во время дистанционного обучения и самоизоляции, посмотреть, как я справлюсь с ролью учителя для детей и подростков. Я проводила занятия для ребят 5-7 классов. Мы выбирали предметы по желанию, сами договаривались между собой и, когда сетка занятий была полностью составлена, отправляли ее преподавателям.  Все ребята были очень активные, умненькие. Немного молчали и стеснялись, во время занятий не нарушали дисциплину. Освоили платформу Zoom и отвечали при помощи функции «поднятой руки». В конце занятий мне задавали вопросы по предмету. Как мне кажется, я очень грамотно составила программу урока, добавила в занятие много картинок и анимаций для того, чтобы детям было интересно и увлекательно изучать тему.  Я думаю, самое главное, что ребятам очень понравилось, что мы были с ними на одной волне из-за отсутствия большой разницы в возрасте. И для них это было чем-то необычным, потому что мы ненамного их старше, но уже знаем много всего. Думаю, это могло стать для них мотивацией для учебы. Для меня волонтерство оказалось большим опытом. Я получила очень много эмоций от занятий, но, по моему мнению, эмоций было бы гораздо больше, если бы занятия были в офлайн-формате. МГРИ.ИНФОРМ Лилия Пашкова
Шахматисты МГРИ вышли в финал турнира "Твой ход" АССК России
Восемь студентов МГРИ стали финалистами дивизиональных турниров шахматного проекта "Твой ход", организованного Ассоциацией студенческих спортивных клубов России. Турниры проходили онлайн на сайте в двух дивизионах - "Восток" и "Запад".  В заочном финале турнира сыграют студенты геологоразведочного факультета Георгий Акулов и Александр Маслов; студентка гидрогеологического факультета Мила Апаркина; студент факультета технологии разведки и разработки Андрей Кувшинников; студенты факультета геологии и геофизики нефти и газа Георгий Корочкин, Олег Телятьев, Михаил Пирогов и студентка экологического факультета Айгуль Сафина. Победители финала - те, кто войдут в топ-100 лучших, - станут участниками очного турнира, который запланирован на осень этого года. Итоги будут озвучены после подведения итогов 18-20 мая.
Музей-лаборатория «Занимательная физика» МГРИ проводит для школьников интерактивные онлайн-занятия
Университетский Музей-лаборатория «Занимательная физика» в рамках программы по профориентации «Университетские субботы» проводит дистанционные онлайн-занятия и мастер-классы для школьников и их родителей, приглашая их приобщиться к удивительному и захватывающему миру науки и ближе познакомиться с МГРИ. С апреля в связи со сложной эпидемиологической обстановкой Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе проводит «Университетские субботы» в дистанционном режиме. Чтобы погрузиться в мир науки, школьникам даже не нужно выходить из дома: преподаватели сами «приходят в гости» и проводят мастер-классы. Занятия были организованы научным руководителем музея-лаборатории доцентом Николаем Соколовым при поддержке проректора по инновационной деятельности и молодежной политике Юрия Панова, заведующей кафедрой общей физики Ларисы Романченко, заведующего лабораторией кафедры общей физики МГРИ Владимира Рафиенко, руководителя центра информационных технологий и проектной деятельности Михаила Нагайцева и главного специалиста Управления молодежной политики Татьяны Бектяшкиной.  Музей-лаборатория провел уже несколько интерактивных программ: практикумы и мастер-классы «Физика - это просто! Занимательные опыты по физике в домашних условиях», мастер-класс «Как найти и поставить свои цели в жизни и в профессии». Школьники и их родители смогли в прямом эфире увидеть живые физические демонстрации, сразу задать интересующие вопросы и понять, как сделать и повторить эти простые опыты у себя дома. |SLIDER| Участники занятий узнали, что такое капиллярный эффект, поверхностное натяжение и какую роль эти процессы играют в нашей жизни, природе и технике. Им рассказали, как образуется подъемная сила у крыла самолета и как ее можно увидеть в опыте с эффектом Бернулли в домашних условиях. Также ребятам и их родителям показали опыты на вращательное движение, фокусы с оптическим преломлением света и многие другие. На мастер-классе по профориентации школьники смогли узнать, как найти свое предназначение в жизни и профессии, как правильно ставить цели и мотивировать себя достигать их.  Музей-лаборатория будет продолжать занятия удаленно, пока не будут сняты ограничения из-за распространения COVID-19. Хотя онлайн-занятия не настолько наглядны, как очные, ребятам все равно нравится участвовать в них, и преподаватели с удовольствием будут приобщать школьников к науке и в дистанционной форме.
Заседание Ученого совета впервые прошло в формате видеоконференции
23 апреля члены Ученого совета МГРИ собрались на заседание, которое проходило в совершенно новой и нетрадиционной форме — по видеосвязи. Несмотря на необычность, заседание прошло в штатном режиме, ведь университет уже более месяца успешно ведет учебную работу в дистанционном формате. Заседание возглавил заместитель председателя Ученого совета, первый проректор временно исполняющий обязанности ректора Владимир Куликов. Ключевым вопросом повестки дня тала организация полного дистанционного обучения в университете. Началось заседание с поздравления сотрудников, удостоенных ведомственными и общественными наградами в связи с прошедшим Днем геолога. Александр Коваль, проректор по развитию имущественного комплекса, был награжден Почетной грамотой Министерства природных ресурсов и экологии РФ; Кирилл Мальский, доцент кафедры геотехнологических способов и физических процессов горного дела, — Благодарностью Министерства науки и высшего образования РФ. Еще восемь сотрудников получили Почетные грамоты Федерального агентства по недропользованию. Преподаватели СОФ МГРИ Татьяна Серпуховитина и Наталия Головачева были удостоены дипломов Российского геологического общества с вручением нагрудного знака «Геологическая служба России». С докладом об организации полного дистанционного обучения в университете выступила и.о. проректора по учебной работе Мария Фролова. По итогам доклада были утверждены три регламента: о проведении промежуточной аттестации в режиме удаленного взаимоздействия,  об организации работы преподавателей и обучающихся в условиях дистанционного обучения и регламент проведения государственной итоговой аттестации в режиме удаленного взаимоздействия. Тема онлайн-обучения вызвала большую дискуссию: выступили заведующий кафедрой экологии и природопользования Владимир Экзарьян, заведующий кафедрой геологии полезных ископаемых Петр Игнатов, заведующий кафедрой современных технологий бурения скважин Николай Соловьев, заведующая кафедрой гуманитарных наук Елена Зевелева, и.о. декана геологоразведочного факультета Сергей Некоз. В ходе обсуждения преподаватели признали, что такой неожиданный переход на малознакомый формат работы поначалу вызвал много вопросов, но университет смог наладить эффективное взаимодействие со студентами, и даже пожилые сотрудники научились работать в электронной среде. Сложившаяся ситуация стала хорошим поводом освоить новые технологии и расширить спектр применяемых для обучения инструментов. |SLIDER| Главный юрисконсульт МГРИ Светлана Моисеева озвучила информацию о выходе из состава участников юрлиц ООО «НПО «Геонаука», ООО «Геммологическая лаборатория МГРИ-РГГРУ», АО «ИНГЕОТЕХ», ООО «СУПЕР НОРД КЛУБ» и о ликвидации некоммерческого фонда «Фонд развития и поддержки горно-геологического образования». Отдельным вопросом были рассмотрены изменения по приему на обучения в режиме удаленного взаимодействия по программам высшего образования на 1 курс в 2020 году.  Итогом стало утверждение изменений в локальные нормативные акты университета. В ходе открытого голосования были утверждены кандидатуры председателей государственных экзаменационных комиссий по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального обучения на 2020 год и установлена стоимость оказания платных образовательных услуг на первом курсе в будущем учебном году. Также были утверждены регламенты о медиацентре и радио МГРИ. О «ПУЩ Радио» рассказала проректор по международной деятельности и региональному сотрудничеству Анастасия Машкова. Радио начало активную работу для повышения качества коммуникации между студентами, преподавателями и руководством университета в связи с переходом на дистанционную учебу и работу. В радиоэфирах выступают представители администрации МГРИ, профессора, активисты из числа студентов. Эфиры носят как информационный, так и образовательный характер. Послушать выпуски «ПУЩ Радио» можно на официальном сайте МГРИ и в официальной группе университета во «ВКонтакте».
Подведены итоги отборочного этапа Студенческой лиги Чемпионата «CASE-IN» в МГРИ
Подведены итоги отборочного этапа Студенческой лиги Чемпионата «CASE-IN» в Российском государственном геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе. 2 лучшие команды МГРИ вышли в финал Студенческой лиги VIII Международного инженерного чемпионата «CASE-IN» − соревнований, входящих в президентскую платформу «Россия – страна возможностей». В ходе Чемпионата студенты вузов России и стран СНГ решают инженерные кейсы по актуальным проблемам топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов. Организаторами Чемпионата выступают Фонд «Надежная смена», Некоммерческое партнерство «Молодежный форум лидеров горного дела» и ООО «АстраЛогика». Особую поддержку Чемпионату «CASE-IN» оказывает АНО «Россия – страна возможностей». В отборочном этапе Студенческой лиги Чемпионата «CASE-IN», который прошел 17 апреля в МГРИ, приняли участие 20 команд, участники которых обучаются по инженерным специальностям. В финал Студенческой лиги Чемпионата «CASE-IN» от МГРИ вышли 2 лучшие команды: Направление «Геологоразведка»: команда «GeoModern» в составе студентов факультета геологии и геофизики нефти и газа Марии Калининой, Льва Кононенко, Риммы Муфазаловой и Екатерины Стакиной. Направление «Горное дело»: команда «Найти» в составе студентов факультета технологии разведки и разработки Александры Кудря, Сэлмэг Аюшеевой, Дмитрия Петрушина и Артёма Мирошниченко. В конце мая 2020 года лучшие команды МГРИ и финалисты из других вузов России и стран СНГ встретятся в финале Чемпионата «CASE-IN» в Москве, чтобы соревноваться за звание сильнейшей студенческой инженерной команды. Призеров и победителей Студенческой лиги Чемпионата «CASE-IN» ждет достойная награда – ценные призы от организаторов и компаний-партнеров Чемпионата, практики и стажировки в ведущих отраслевых компаниях, участие в летних слетах и форумах, а также возможность поступления на льготных условиях в магистратуру и аспирантуру вузов – партнеров Чемпионата «CASE-IN». Справочно: Международный инженерный чемпионат «CASE-IN» − международная система соревнований по решению инженерных кейсов среди студентов, школьников и молодых специалистов. Цель Чемпионата − популяризация инженерно-технического образования и привлечение наиболее перспективных молодых специалистов в топливно-энергетический и минерально-сырьевой комплексы. Чемпионат входит в линейку проектов АНО «Россия – страна возможностей». Чемпионат проходит в вузах России и стран СНГ. В основном сезоне Чемпионата более 7000 будущих и молодых инженеров топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов решают инженерные кейсы по единой теме Чемпионата «Технологическая модернизация» − одной из приоритетных тем для российской и мировой экономики. Чемпионат с 2018 года включен в Общероссийский план молодежных мероприятий, направленных на популяризацию топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и инженерно-технического образования, утвержденный совместно Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодежи и АНО Россия – страна возможностей». АНО «Россия – страна возможностей» развивает одноименную платформу, объединяющую 22 проекта: конкурс управленцев «Лидеры России», олимпиаду «Я – профессионал», международный конкурс «Мой первый бизнес», «Цифровой прорыв», Союз «Молодые профессионалы («Ворлдскиллс Россия»)» и другие.
Отборочный этап Международного чемпионата “CASE-IN” в МГРИ прошел в онлайн-формате
17 апреля состоялся отборочный этап Международного инженерного чемпионат «CASE-IN» по направлениям “Геологоразведка” и “Горное дело”. В связи с введенными ограничениями из-за распространения коронавирусной инфекции защиты участников проходили в дистанционной форме на базе онлайн-платформы для видеоконференций. В отборе приняли участие команды студентов МГРИ, МИСиС, РГУ нефти и газа имени Губкина и других инженерных вузов. Они заранее получили предложенные организаторами кейсы - практические технические задания по конкретной профессиональной ситуации. По направлению “Геологоразведка” участникам было дано задание по разработке кимберлитовой трубки Алакит-Мархинского участка, по “Горному делу” - по решению проблемы загазованности на примере карьера Юбилейный. На защите участники представили свои решения кейсов, которые были отображены в презентациях. Ребята выступили перед жюри посредством видеосвязи. В направлении “Геологоразведка” приняли участие 10 команд, “Горное дело” - 9 команд. Людмила Салет Канимбуе, студентка МГРИ и капитан команды "Эрратические глыбы" (направление Геологоразведка), в небольшом интервью рассказала о своем участии в международном чемпионате.  Вы раньше участвовали в чемпионате? Да, в прошлом году мы заняли второе место на отборочном этапе. В этот раз задание было намного сложнее. Оно потребовало нетрадиционного подхода к решению. Нам как геологам, чтобы решить задачу, пришлось очень детально изучить геофизические методы исследования и разобраться, какие из них могут быть применены в нашем случае. Поначалу было сложно, но мы справились с этой задачей. Как организовали подготовку к чемпионату в этом году? Сначала изучали материал кейса и пытались понять цели и задачи. Затем мы расширили нашу информационную базу, познакомились с большим количеством научной литературы. Далее команда обговорила все детали, взвесила плюсы и минусы найденных методов. В итоге мы подобрали оптимальный вариант решения кейса. Вы представляли свое решение онлайн. Помешал ли такой формат защите? К счастью, мы выступили успешно, но очень волновались, что возникнут помехи со связью, но все прошло спокойно. Дистанционный формат повлиял на защиту кейса. С моей точки зрения, выступать вживую проще, чем онлайн. Здесь вероятность возникновения технических неполадок больше. И некоторые команды действительно пострадали из-за этого.  Почему вы советуете участвовать в чемпионате? Участие в чемпионате “CASE-IN” предоставляет возможность в короткий срок освоить большое количество информации и приобрести новые навыки. Прежде всего, участники учатся работать в команде и направлять все свои силы на достижение общего результата. Еще меня мотивирует то, что кейсы всегда интересные и можно прокачать свои знания в определённой сфере геологоразведки. Второй год подряд темой кейса являются алмазы, которые входят в мою область интересов. Благодаря этому я узнаю больше именно в той сфере, в которой хочу в дальнейшем развиваться. Команда “К.Ла.Р.К.” (направление “Геологоразведка”) участвовала в чемпионате впервые. Участница команды Екатерина Лекай поделилась своими впечатлениями после отборочного этапа. Что включала ваша подготовка к защите? Мы изучили большое количество литературы и графики, предоставленные как организаторами чемпионата, так и нашими кураторами, а также информацию, найденную на специализированных сайтах. Много часов работы осталось позади, в том числе бессонные ночи, вдохновлённые поиском эффективных методов исследования и поисков возможных новых месторождений. Отразился ли онлайн-формат мероприятия на качестве защиты проекта? Защита прошла неплохо, особенно для первого раза, появился стимул учиться, исследовать и получать новые знания в различных сферах геологоразведки и геологии в целом. Дистанционный формат позволил спокойнее воспринимать конференцию и сосредоточиться на работе, единственный минус - длительные задержки по техническим причинам из-за неполадок с сетью. Но все это не помешало получить удовольствие от проделанной работы и самой защиты решения. Как вы можете оценить полученный опыт? Так как наша команда принимала участие в чемпионате впервые, мы не стремились выиграть. Нас воодушевила возможность попробовать решить задачу, правильного ответа на которую не знает никто, получили интересный опыт в своей профессиональной области. Хотим выразить большую благодарность организаторам и спонсорам чемпионата за предоставленную возможность поучаствовать в таком интересном проекте. Оценку кейсов провело компетентное жюри из числа ведущих специалистов профильных промышленных и научных предприятий, а также преподавателей отраслевых вузов, в том числе и Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе. Председателем экспертной комиссии по направлению “Геологоразведка” стал Михаил Столяров, руководитель подразделения “Geobank” ООО “Майкромайн Рус”; по направлению “Горное дело” - директор компании IMC Montan Сергей Никишичев. Проекты участников оценивались по четырем критериям - методика, экономика, презентация и ответы на вопросы. Команды, набравшие большее количество баллов, проходят на финальный этап “CASE-IN”, призеры и участники будут награждены дипломами и сертификатами. Проректор по молодежной политике и инновационной деятельности Юрий Панов, курирующий чемпионат “CASE-IN” в МГРИ, в эфире “ПУЩ Радио” отметил, что, несмотря на сложившуюся ситуацию, организаторы ответственно подошли к проведению мероприятия онлайн.  “Как участники и эксперты оценят этот формат - будем смотреть. МГРИ каждый год участвует в чемпионате и будет участвовать и дальше”. 
МГРИ отпраздновал День геолога
В этом году из-за режима самоизоляции День геолога, выпавший на 5 апреля, прошел нетрадиционно - дистанционно: онлайн-поздравления, онлайн-концерт, квесты в соцсетях и многое другое.  Геологи и ветераны отрасли получили поздравления от главы государства, которое было опубликовано на официальном сайте Кремля. Владимир Путин назвал профессию геолога «важной, ответственной и очень непростой, требующей от человека особых личных качеств, выдержки, искренней любви к своему делу».  «Мы по праву гордимся выдающимися достижениями многих поколений ваших предшественников, которые внесли значимый вклад в укрепление промышленного, энергетического потенциала страны, в развитие отечественной экономики», - говорится в сообщении.   
Внимание! Обучающиеся по заочной форме обучения.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 14.03.2020 г. № 397, Указом Мэра Москвы от 14.03.2020 г. № 20-УМ и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 г. № 6: приказом МГРИ от 16.03.2020 г. № 01-06/74 занятия по заочной форме обучения с 10.03.2020 г. по 01.07.2020 г. переносятся на более поздний срок, о котором будет сообщено дополнительно. Сессия, назначенная в срок с 10.03.2020 г. по 28.04.2020 г. разбивается на 2 периода: 1 – с 10.03.2020 г. по 17.03.2020 г.  2 – с 15.09.2020 г. по 16.10.2020 г. (предварительно) Данные меры предприняты университетом для предупреждения опасности здоровья обучающихся. Справку-подтверждение за первый период зачетно-экзаменационной сессии можно оформить в студенческом отделе кадров с 12:00 до 14:00 ежедневно (пн-пт). Контакты: sok@mgri.ru 8(495)433-5711 vk.com/sok_mgri Иностранным студентам при возникновении проблем с возвращением в свою страну необходимо обратиться в Посольство.  На портале stud.mgri.ru есть возможность удаленной работы с преподавателем для ликвидации задолженностей предыдущих промежуточных аттестаций. Необходима обязательная регистрация в личном кабинете.  При возникновении проблем по вопросам регистрации в личном кабинете обращаться по адресу: lk_stud@mgri.ru Аттестацию, назначенную на период с 10 марта по 20 июня 2020 года, можно пройти в сроки, которые будут сообщены дополнительно.
В МГРИ прошло заседание оперативного штаба по удалённому взаимодействию со студентами
В рамках встречи руководство обсудило организацию учебного процесса в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.  Одним из способов решения задачи по организации удаленной формы обучения в МГРИ является Электронно-информационная образовательная среда (ЭИОС) - http://stud.mgri.ru/, где в реальном времени студенты могут проверить правильность заполнения своего рейтинга, оценок и пересдач; свою сводную ведомость успеваемости по итогам сессии; график учебного процесса группы, а также свою электронную зачетную книжку. Кроме того, портал дает возможность проводить занятия в режиме онлайн. Конечно, пока не все курсы представлены в системе дистанционного обучения, но весь учебно-методический комплекс уже представлен в электронном виде по каждой дисциплине вуза.  В электронно-библиотечной системе вуза студенты могут найти материалы по практическим и теоретическим курсам, а также ссылки на дополнительные открытые ресурсы. Решением проблемы реализации лабораторных работ станет увеличение количества практических задач по предмету на начальном этапе и возврат к лабораторным работам при обратном переходе от дистанционной формы к контактной работе с обучающимися.
В МГРИ состоялось расширенное заседание ректората
16 марта руководство университета провело расширенное заседание ректората. Обсуждались текущие вопросы, в первую очередь – стратегия действий в связи с угрозой распространения коронавируса.  В целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции COVID-2019, минимизации рисков для здоровья обучающихся и сотрудников Университета, решением ректората с 17 марта образовательный процесс переходит на удаленное взаимодействие обучающегося с преподавателем (дистанционное взаимодействие / индивидуальный план обучения).  Все мероприятия для студентов, сотрудников, абитуриентов будут перенесены или также переведены в дистанционный формат.  Такие меры введены в связи с рекомендациями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. 14 марта ведомство опубликовало два приказа об организации деятельности и образовательного процесса в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории страны (приказы от 14.03.2020 №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» и № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»). Согласно документам, вузам необходимо предусмотреть возможность перевода образовательного процесса в дистанционную форму или в электронную образовательную среду, а работу сотрудников, при необходимости, перевести в удаленный режим.  В МГРИ с 13 марта был введен режим повышенной готовности по противодействию распространению новой инфекции, а также создан оперативный штаб, который состоит из представителей ректората Университета. Оперативный штаб будет следить за развитием ситуации с инфекцией, своевременно реагировать на возникающие проблемы и ограничения. В ближайшее время будет проведен полный аудит материалов и переработка в целях переориентации обучения в сторону электронного формата обучения: публикация лекционных материалов, материалов по практическим занятиям в соответствии с тематическим планом дисциплины, которые необходимо изучить, а также заданий и ссылок на дополнительный материал. Следует отметить, что бóльшая часть материалов уже представлена в электронно-библиотечной системе вуза.  По окончании аудита деканаты совместно с Управлением образовательной политики представят график перехода на проведение всех занятий в удаленном/дистанционном режиме с учетом технической возможности и надлежащего методического обеспечения. ВНИМАНИЕ! Для перехода на удаленное взаимодействие, обучающийся МГРИ должен подать заявление (с личной подписью) на имя ректора, направив его на e-mail: stud2020@mgri.ru в формате *.pdf / *.jpeg в теме письма указав"Продление_Фамилия_Группа", например, "Продление_Иванов_МГ-19"  По данным Роспотребнадзора в мире по состоянию на 16 марта 2020 года общее число заболевших составляет 170 281 человек. На территории Российской Федерации зарегистрировано 63 случая коронавирусной инфекции. В МГРИ ни одного случая заражения не зафиксировано.  Напомним, что информирование обучающихся и сотрудников вуза ведется, прежде всего, на официальном сайте МГРИ (https://www.mgri.ru/news/note-the-coronavirus/), а также на официальных страницах вуза в социальных сетях.  При первых случаях обнаружения коронавируса в КНР на сайте и в соцсетях были опубликованы рекомендации по предупреждению распространения инфекции. Информация обновляется и дополняется регулярно.  По всем вопросам взаимодействия вы можете обратиться на горячую линию Университета:  - для студентов и абитуриентов +7 (495) 461-37-78 или stud2020@mgri.ru  - для сотрудников +7 (495) 461-37-79 или str2020@mgri.ru  Контактное лицо в Университете, ответственное за противоэпидемиологические мероприятия - проректор по развитию имущественного комплекса Коваль Александр Олегович  тел.: +7 (495) 935-98-66, эл. почта: kovalao@mgri.ru  Контактное лицо в общежитии, ответственное за противоэпидемиологические мероприятия, - ведущий специалист по охране труда и технике безопасности Кузьмина Марина Алексеевна  тел.: +7 (964) 729-24-52, эл. почта: mar3313323@yandex.ru
АО «Росгеология» провела мастер-класс для студентов МГРИ
12 марта сотрудники стратегического партнера МГРИ - АО «Росгеология» Михаил Грудницкий, директор департамента морских геологоразведочных работ, и Алексей Прокофьев, начальник отдела ГРР в транзитной зоне, провели для студентов геологоразведочного и геофизического факультетов университета мастер-класс по теме «Современные технологии геолого-геофизических исследований на шельфе и в транзитной зоне».  Более 70 студентов с первого по четвертый курс познакомились с современными методами работы, технологиями и используемым при проведении исследований на шельфе и в транзитной зоне оборудованием. Студентам показали видеоматериалы об условиях работы на море и в транзитной зоне.  Слушатели задали интересующие их вопросы, в том числе и о возможности трудоустройства в ДЗО Холдинга и прохождении практики. На эти вопросы студентам ответила Наталья Булан, заместитель директора департамента управления талантами и молодежной политики. Таким образом, студенты узнали больше не только о работах в транзитной зоне и методах глубинных исследований в Мировом океане, но и о том, как попасть на работу в крупнейший геологический холдинг нашей страны.
Студенты МГРИ прошли стажировку в Египте
9 февраля восемь студентов МГРИ в сопровождении начальника отдела протокола и внешних связей Дарьи Щедровой и профессора кафедры экологии и природопользования Ольги Хлебосоловой отправились на ознакомительную стажировку, которая проходила в Египте на базе Асьютского университета - вуза-партнера МГРИ и крупнейшего образовательного центра страны, возникшего в 1957 году на базе факультета геологии.  Стажировка состояла из теоретического, прикладного и культурно-исторического модулей. Во время теоретического образовательного блока студенты в сопровождении профессора кафедры геологии факультета естественных наук Хасана Солимана посетили палеонтологический и минералогический музеи, а профессора Асьютского университета Галяль Эль-Хабек и Амр Абдельсабур Метули прочитали для них лекции по тектонике, литологии и геологии.  В рамках визита наша делегация также встретилась с проректором по научной деятельности Асьютского университета Ахмедом Мохамедом Камал Махмуд Эльминшави, проректором по общественной деятельности и проблемам окружающей среды Махой Камел Ганем Омар и проректором по образовательной и молодежной политике Шехатой Гхарибом Мухаммедом Шолками. Во время дискуссии обсуждались образовательные отношения между Россией и Египтом, студенты делились своими впечатлениями от пребывания в Асьюте и выразили благодарность руководству обоих вузов за возможность пройти стажировку.  Профессор МГРИ Ольга Хлебосолова провела для студентов интенсивный курс «Устойчивые города и сообщества: Москва–Асьют», по окончании которого МГРИшники представили свои проекты по рациональному использованию ресурсов в больших городах и агломерациях. Также обучающиеся исследовали стратиграфию изучаемого района практики и построили разрез по геологической карте.  Кроме того, студенты посетили Fab Lab, принадлежащий факультету горного дела и инженерной металлургии. Там группа провела различные опыты на породах, посмотрела на раритетные двигатели времен Британской империи и изучила работу напорных двигателей.  Прикладная часть стажировки включала в себя двухдневную практику в Аравийской пустыне. Студенты получили допуск к посещению самого большого золотого прииска в Африке, изучили обнажения песчаников, базальты, известняки, а также граниты, идущие в ассоциации с пелитовыми и биотитовыми сланцами, кварцитами и конгломератами. Одна из точек маршрута была удивительна тем, что там на поверхность выходили две коллизионные литосферные плиты, прослеживалась их разница в составе пород.  После прохождения маршрута МГРИшники отправились в Асьют, где на официальном награждении получили сертификаты о прохождении стажировки и памятные медали.  В рамках культурно-исторического модуля делегация познакомилась с главными достопримечательностями Египта, традициями и обычаями арабской страны. Студенты МГРИ побывали на экскурсиях в монастыре Эль-Мухаррак на горе Коскам, в Долине Царей, святилищах Хатшепсут и увидели Карнакский и Луксорский храмы. В Асьюте гости прослушали живое выступление бардов, которые играли на национальных инструментах, а в Эль-Кусейре посетили культурный центр, где проходили выступления местных танцоров и поэтов. МГРИшники не только прониклись национальным колоритом Египта, но даже разучили несколько песен с помощью местных жителей.  Заключительной частью стажировки было посещение Каира, столицы Египта. Во время экскурсий студенты увидели мечеть Мухаммеда Али, старый город, древние религиозные артефакты в греческой церкви и синагоге. После экскурсии группа отправилась на крупнейший каирский базар за пробой специй и сувенирами. В последний день стажировки, 20 февраля, делегация МГРИ посетила знаменитые пирамиды Гизы и сфотографировались со Сфинксом. Двумя неделями ранее делегация студентов геологоразведочного факультета МГРИ под руководством и.о. заведующего кафедрой методики поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, профессора Натальи Касьяновой и доцента кафедры палеонтологии и региональной геологии Александра Турова тоже прошла стажировку в Асьютском университете на геологических объектах в Красноморском регионе и Восточной пустыне Египта, которые используются для проведения учебных геологических практик и научных исследований. Группа приняла участие в семинаре, на котором обе стороны обменялись информацией о геологическом строении территорий учебных геологических полигонов, об организации и методике проведения практик в МГРИ и Асьютском университете. МГРИшники показали фильм «Крымская практика глазами студентов».
XVII Геологический съезд республики Коми
Представитель МГРИ выступил с докладом на XVII Геологическом съезде республики Коми «Геология и минеральные ресурсы Европейского Северо-Востока России»
61 - 78 из 78
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец