+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    

Культура речевого общения. Заботимся о чистоте речи!

Приближается сессия и многие экзамены будут проходить не онлайн, а в аудитории, в условиях непосредственного общения с преподавателем. Какое впечатление мы хотим произвести на экзаменатора и аудиторию в этой ситуации? Безусловно, благоприятное!
А задумывались ли вы над тем, что успех устного ответа во многом зависит не только от того, что мы говорим, но и как мы говорим? От манеры речи, степени уверенности её звучания и беглости зависит многое. Разнообразие форм выражения мысли на родном русском языке, умение использовать грамотные и благозвучные речевые обороты могут стать надежными помощниками в подготовке к экзаменам.


Сегодня мы предлагаем вам порассуждать о том, что обедняет нашу речь, деформирует впечатление от устного выступления и искажает языковые нормы литературного русского языка.


Устное общение на родном языке (в чем его особенности, как происходит, в чем отличие от других типов общения, в чем заключаются речевые затруднения)?

После двухлетнего опыта жизни в условиях онлайн обучения, как никогда ощущается ценность устного общения в академической аудитории и в нашей привычной повседневной жизни. Устная форма речи всегда имеет адресата и обращена к присутствующему собеседнику. Ситуативность, направленность речи на конкретного человека или аудиторию определяют выбор невербальных средств общения (интонацию, громкость, тембр, темп речи). Манера произношения говорящего, его жесты и мимика – важные атрибуты устного общения. Именно невозможность непосредственного контакта со студентами, непонимание их реакции из-за опосредованности канала коммуникации во время пандемии вызывало негативную реакцию преподавателя-лектора. Ведь речь говорящего во многом зависит от того, кто и как её слушает. Учёными установлено, что при восприятии письменной речи воспроизводится лишь 50% полученной информации. То же сообщение, изложенное устно и воспринятое на слух, воспроизводится до 90%.

Важным отличием устной речи от продуманной подготовленной письменной речи также является ее неподготовленность и спонтанность. Именно речевая импровизация наряду с недостаточным владением говорящим общей культурой речи, может быть основной особенностью разговорной речи и причиной использования слов-паразитов.

Что такое «слова-паразиты» с точки зрения лингвистики?

Слова-паразиты, к сожалению, доставляют немало неприятностей в повседневном общении, вызывая раздражение или напряженную реакцию со стороны участников общения. По своей сути, слова-паразиты не несут смысловой нагрузки. Это вводные модальные слова, передающие скорее эмоциональность речи говорящего. С точки зрения современной филологии, психолингвистики и культурологии, они являют собой интереснейший лингвистический материал, так как помогают определить особенности и приоритеты языкового сознания того или иного слоя общества в соответствии с запросами времени.

Какую роль «слова-паразиты» играют в устном языке?

Слова-паразиты не являются феноменом речи только наших современников. Они существовали всегда. Безусловно, они засоряют речь и от них желательно избавляться. Функции слов-паразитов в речи разнообразны. Иногда они выполняют ту же функцию, что и вводные слова в письменном научном стиле речи, а порой скрывают косноязычие говорящего.

В устной публичной речи слова-паразиты играют номинативную роль, определяя культурный уровень говорящего. Кроме того, их употребление в речи самого оратора отражает его оценку культурного уровня аудитории. К счастью, слова-паразиты имеют тенденцию со временем уходить в прошлое, но их сменяют другие. Было время пристального наблюдения за ошибками в речи публичных персон, которые говорили «шершавым языком», и нарушение орфоэпических норм русского языка, ошибки в словоударении, слова-паразиты становились предметом анекдотов и колких публицистических памфлетов. Но возможна ли безупречная устная речь?

Шероховатости в устной речи неизбежны. Можно назвать еще несколько причин злоупотребления «словесным мусором». Во-первых, слова-паразиты показывают бедность словарного запаса и служат для связи слов в предложении при отсутствии у говорящего иных средств выражения. Во-вторых, в некоторых случаях употребление лишних слов-паразитов дает человеку долю секунды подумать, о чем сказать дальше, если для него это затруднительно. Наконец, такие слова могу быть своего рода социальными маркерами, соотнося человека с определенной социальной группой, к которой он хочет принадлежать. В этом смысле они близки сленгу.

Прислушиваясь к речи университетской молодежи к наиболее распространенным сорным словам можно отнести слова: «ну», «в общем», «как бы», «это», «как его там», «типа», «я типа это», «блин», «короче», «смотрите», «по факту». Прокомментирую два последних. Причина их использования кроется в распространенном использовании англицизмов.

Возможно, слово «смотрите» стало заимствованием разговорной формулы на английском языке «look/ look here”, используемой для привлечения внимания собеседника в неформальном стиле речи. При общении в академической среде на русском языке данное выражение приобретает несколько фамильярный и неуважительный оттенок, вызывает ассоциацию с фразой «слушай сюда», после которой ожидается какая-то разборка авторитетов 90-х или драка. Невольно задумываешься, почему не процитировать Маяковского и не сказать: «Послушайте!».

Другим примером слова-паразита, ставшего сорным не только среди студентов, а повсеместно, является «по факту». Могу предположить, что это тоже, как и «смотрите», калька с английского языка. Если перевести выражение «in fact», то можно найти много разнообразных вариантов, например: на самом деле, по правде говоря, в действительности. Словарь синонимов поможет решить проблему с выбором подходящего речевого образца.

Почему важно следить за «чистотой речи»? Есть ли для этого какие-то методики?

В наше время цифровизации, медийной жизни и формирования клипового мышления, все культуры и, соответственно, все языки сейчас фактически переживают процесс исчезновения устного литературного языка. Русский язык в этом смысле не является исключением. Сохранение чистоты родной речи, разнообразия форм выражения мысли на родном русском языке, умение использовать грамотные и благозвучные речевые обороты, равно как и оберегать языковые нормы литературного русского языка - сегодня актуальная социокультурная задача многих российских образовательных институтов.

Следует понимать, что сленг, жаргонизмы, «матизмы» и слова-паразиты вместе взятые не только засоряют речь, но сразу ассоциируются с языковым сознанием низших слоев общества, чьи взгляды и установки опускают человека вниз по социальной шкале, поскольку первый язык жаргона (арго) появился в среде воров и нищих. Какой мы хотим видеть Россию будущего?

В современном мире очень важно умение ясно формулировать мысль на любом языке, родном или изучаемом. Университеты готовят будущую интеллигенцию нашей страны. Кафедра русского и иностранных языков МГРИ занимается преподаванием русского языка как родного и как иностранного для будущих кадров технической и инженерной интеллигенции не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Желательно, чтобы в технических вузах не сокращались часы на преподавание лингвистических дисциплин и обучение студентов культуре речевого общения для профессий с повышенной речевой ответственностью.

Статью подготовила Ирина Петровна Твердохлебова, заведующий кафедрой русского и иностранных языков МГРИ



В Москве завершился очный этап проекта «Эко Студенчество»: участие приняли студенты ведущих вузов России
В Москве завершился очный этап проекта «Эко Студенчество»: участие приняли студенты ведущих вузов России

В Москве завершился очный этап проекта «Эко Студенчество»: участие приняли студенты ведущих вузов России 10 апреля состоялся очный этап проекта «Эко Студенчество», в котором приняли участие 50 студентов из ведущих вузов России. Мероприятие, сосредоточенное на экологическом образовании и активном участии студентов, было организовано совместными усилиями РГАУ-МСХА им. Тимирязева, МГРИ им. Серго Орджоникидзе, МАИ и РУДН. В рамках очного этапа участники прослушали цикл лекций по вопросам экологии и устойчивого развития, активно участвовали в дискуссиях и совместных рассуждениях. Студенты проявили огромный интерес к темам, рассмотренных экспертами и показали активность, и вовлеченность в деятельность. Полученные знания и практические навыки позволят участникам вдохнуть новую жизнь в свое окружение и подготовиться к реализации экологически значимых проектов, а также подготовиться к участию в конкурсе по созданию дизайн-макета арт-объекта из переработанных пластиковых крышек. Принять участие в конкурсе можно заполнив форму по ссылке https://forms.yandex.ru/u/65deed0b505690515912fb75/ Узнать подробнее об участии в конкурсе можно в сообществе ВКонтакте: https://vk.com/eco_stud в закрепленном файле «Положение конкурса по созданию арт объекта из переработанных пластиковых крышек». Проект реализуется АНО ЦПР «Человеческий капитал» при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально-ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики. Контактное лицо: Менеджер проекта info@capital-human.ru

22/04/2024

В МГРИ прошла Международная Студенческая Олимпиада PetroCup
В МГРИ прошла Международная Студенческая Олимпиада PetroCup

В МГРИ прошла Международная Студенческая Олимпиада по управлению разработкой нефтегазовых месторождений на основе интерактивного тренажера PetroCup! Организаторами мероприятия выступили ООО «Нафта Колледж» и Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе. Всего в Олимпиаде приняли участие  команд, в числе которых  команд приняли участие в очном формате и  команд в режиме онлайн из России, Казахстана, Республики Беларусь, Туркменистана, Азербайджана.  На протяжении двух дней 16 и 17 апреля команды принимали активное участие в мастер-классах по расчету оптимальных режимов скважин на примере синтетического месторождения и по приоритезации ГТМ в тренажере PetroCup.  Свои презентации представили ООО «Нафта Колледж», группа компаний «Газпром нефть» и декан нефтегазового факультета МГРИ Осипов Александр Викторович.  Места в первой пятерке распределились следующим образом:  1. Альметьевский государственный нефтяной институт  2. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова  3. Казанский федеральный университет   4. Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе   5. Российский государственный университет нефти и газа НИУ имени И. М. Губкина Фотографии с мероприятия в альбоме |SLIDER|

19/04/2024