Заседание Рабочей группы по организации образовательного процесса в вузах в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории России, шестое с момента перехода вузов на дистанционное обучение, прошло 25 марта в МИФИ.
На совещании коснулись вопросов организации приёмной кампании, проведения олимпиад школьников, промежуточной и итоговой аттестации студентов, а также практик. В начале заседания были озвучены цифры мониторинга эффективности перехода на дистанционное обучение: около 80% вузов (из 724) по стране и 100% подведомственных Минобрнауки вузов (248) перешли на онлайн-обучение; 45% студентов выехали из общежитий из-за дистанционного формата обучения.
Валерий Фальков заявил, что приемную компанию можно будет провести в онлайн-формате, так как подавляющее число вузов принимают результаты ЕГЭ. В пилотном режиме Минобрнауки России отрабатывает новый сервис «Поступи в вуз онлайн»: через портал Госуслуги можно будет направить документы в приёмную комиссию и поступить в вуз. Проблемы возникнут с проведением вступительных испытаний на некоторых направлениях (там, где абитуриенты проходят творческий экзамен), а также с поступлением иностранных граждан. Минобрнауки даст разъяснения по этим вопросам на следующей неделе.
Олимпиады школьников, которые должны были пройти очно до 1 апреля, решено перенести. Министерство предложило отсрочить их до 17 мая, вопрос вынесен на обсуждение. Министр также поднял вопрос финансовой устойчивости вузов в нынешней ситуации. Учебные заведения получат в апреле запланированный транш по госзаданию. «Если чувствуете, что у вуза могут возникнуть кассовые разрывы, информируйте министерство», - попросил Валерий Фальков и пообещал осветить этот вопрос отдельно в дальнейшем.
Вузы уже обеспокоены организацией экзаменов и практик студентов, хотя до их проведения еще есть время. Университеты, где сессия проходит четыре раза в год, ближайшие экзамены перенесли. Вопрос с проведением летней сессии дистанционно будет прорабатываться, в том числе будут рассматриваться варианты использования новейших технологий, например системы распознавания лиц. Министр призвал готовиться к проведению экзаменов онлайн, хотя окончательное решение будет приниматься по ситуации. То же самое касается итоговой аттестации, провести которую в дистанционном режиме представляется более сложной задачей.
Говоря о проведении практик, Валерий Фальков попросил сдвинуть по срокам практику студентов невыпускных курсов на другое время. Что касается преддипломных практик: министр напомнил о необходимости оценивать разумные риски. Если организации готовы принять практикантов, то Минобрнауки не будет этому препятствовать. Но вузам необходимо работать с теми, кто готов обеспечить безопасные условия прохождения практики. Если отказы предприятий будут носить системный характер, то тогда вопрос будет решаться на уровне министерства, в единичных же случаях - точечно. Решение в каждой ситуации принимает руководство вуза, исходя из рекомендаций министерства и здравого смысла.
По вопросу нормативного регулирования взаимоотношений вузов с контрагентами в условиях реализации мер по предупреждению распространения коронавируса выступила Алия Ермакова, директор по правовым вопросам ВШЭ. Она рассказала, какие ситуации, возникшие в связи с распространением COVID-19, можно приравнять к форс-мажору, какие – нет. Также спикер представила возможные стратегии взаимодействия вуза с контрагентами, обеспечивающими питание в университете.
Артем Метелев, председатель Совета Ассоциации волонтерских центров, выступил с докладом об интеграции волонтерства в образовательный процесс в вузах и колледжах. Спикер рассказал о работе Ассоциации волонтерских центров, об онлайн-платформах, которые развивают добровольческую деятельность (например, dobro.ru). Особенное внимание в докладе было уделено развитию волонтерства на базе образовательных организаций: для этого была разработана специальная программа «Свои».
Важной волонтёрской инициативой этого года стало создание портала мывместе2020.рф – общероссийского проекта взаимопомощи на фоне распространения коронавируса. В продолжение вопроса волонтерства среди студентов Орловский государственный университет, Югорский государственный университет и Ассоциация волонтеров-медиков представили свои кейсы организации волонтерской деятельности.
Дмитрий Рогозин, социолог РАНХиГС, доложил о разработке анкеты обратной связи для преподавателей в условиях перехода на дистанционную работу. Специалисты уже подготовили вопросы по тематическим блокам, в ближайшее время анкета будет доработана с учетом пожеланий и предложений вузов.
Министр Валерий Фальков напомнил о запуске флешмоба #универдома в соцсетях: «Движение #универдома объединило публикации не только студентов, но и преподавателей, которые несмотря на все сложности, адаптируются к новым форматам образования с юмором, оптимизмом и креативом». Министр призвал вузы активно участвовать во флешмобе.