16 сентября в рамках правительственного часа на пленарном заседании депутаты Государственной Думы заслушали доклад министра науки и высшего образования Валерия Фалькова «О готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях».
«Еще несколько лет назад переход на полное дистанционное обучение в сходной ситуации был бы невозможен, и в марте этого года звучали предложения о полном прекращении учебного процесса, но мы приняли решение перевести вузы на дистанционный формат работы. Это стало стресс-тестом для системы высшего образования», - рассказал министр. – «Готовность всех вузов мобилизоваться и работать позволила сохранить чувство стабильности для студентов и преподавателей».
Валерий Фальков не скрывал, что переход на удаленный формат обучения дался системе высшего образования непросто. Но проводимые в начале перехода еженедельные консультации, где делились лучшими практиками, обсуждали необходимые меры, помогли вузам перестроиться на непривычную форму работы.
При этом министр отметил, что опыт работы на удаленке показал не только возможности, но и ограничения такого формата обучения по сравнению с очным. «Ни в коем случае не должна идти речь о замене одной системы на другую», - заявил Валерий Фальков.
Вузам удалось успешно перевести в онлайн не только учебный процесс, но также экзамены, зачёты и приемную кампанию. «Благодаря самоотверженным усилиям преподавателей во всех университетах прошли государственные экзамены и состоялись защиты выпускных квалификационных работ», - сообщил Валерий Фальков.
Приемная кампания онлайн прошла не просто успешно, но и в более сжатые сроки в связи со сдвигом сроков сдачи ЕГЭ. Абитуриенты в полной мере смогли воспользоваться своим правом поступить в вузы на конкурсной основе. В этом году в российские высшие учебные заведения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры поступили более 600 тысяч студентов.
Примечательно, что многие студенты в этом году выбрали для поступления региональные вузы, поскольку президентом было принято решение о выделении дополнительно 11 433 бюджетных мест для абитуриентов, и приоритет отдавался региональным учебным заведениям.
Важнейшей мерой поддержки студентов стало сохранение уровня стоимости обучения на уровне прошлого года. «Российские вузы не нуждаются в законодательном моратории на повышение стоимости обучения», - заявил министр во время выступления. Ещё одним эффективным инструментом поддержки стала программа трудоустройства студентов на базе вузов. По этой программе трудоустроено почти 16 000 тысяч студентов.
Наиболее актуальной на сегодняшний день является тема начала учебного года. В июле министерство совместно с Роспотребнадзором разработало санитарно-эпидемиологические правила, при соблюдении которых возможна реализация учебного процесса. В большинстве вузов поставленные условия соблюдены, поэтому в 719 из 724 вузов учебный год начался традиционно 1 сентября, ещё пять начнут работу в октябре-ноябре.
«Принятые меры доказывают свою эффективность. Массовых вспышек и очагов заболеваний в учебных корпусах и общежитиях не зафиксировано», - рассказал Валерий Фальков.
Помимо прочего, в своём докладе министр поднял вопрос повышения оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Было предложено привязать стимулирующие выплаты ректора вуза к количеству работников вуза из категории профессорско-преподавательского состава, которые реально получают двукратную среднюю зарплату по экономике региона. Депутаты Государственной Думы поддержали предложение Валерия Фалькова.