+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    
   +7 (495) 255-15-10     доп. 2580

Наши аспиранты – кто они?

21.01.2022

21 января в России отмечается День аспиранта.
На данный момент в МГРИ обучается 28 аспирантов, 17 из которых – представители таких стран, как Азербайджан, Алжир, Ангола, Беларусь, Вьетнам, Китай, Куба, Сирия, Таджикистан, Туркменистан. 
В честь праздника мы хотим вас познакомить с нашими аспирантами. 


Рустам Мамедов

Мамедов Рустам Ахмедович.jpg

«История с моим поступлением в аспирантуру может занять несколько страниц, но если вкратце, после окончания школы перед многими выпускниками встает вопрос: Что дальше? Кем быть? Какую профессию выбрать? Я четко знал куда я пойду. Я родился в небольшом промысловом городе на Западе Туркменистана – в г. Балканабат (изнач. название «Небитдаг», что в переводе с туркменского означает «Нефтянная гора»). Символом города считается архитектурный комплекс «Первопроходцы», изображающий тяжелый путь, проделанный через пустыню геологами, открывшими нефтяное месторождение, давшее начало городу. Значительная часть жителей города – работники нефтегазодобывающей отрасли. И мой отец – не исключение. С юных лет мне было любопытно, как добывают углеводороды из пластов и как все это работает. Лишь позже я узнал, что нефтегазовая отрасль включает в себя ряд секторов, начиная от геологоразведочной и заканчивая сложными методами переработки нефти и доставки к конечному потребителю. Прежде всего, мне стало любопытно, как углеводороды откладываются глубоко в недрах и как они возникают. Как я понял позже, всеми этими вопросами занимаются геологи. 

Поэтому, когда я окончил среднюю школу в моем родном городе Балканабат, поступление в Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе стало моей целью. У меня были небольшие шансы.  Более того, все учителя уверяли меня, что я не смогу сдать вступительные экзамены на поступление в один из самых почётных и известных вузов России и СНГ. К тому же, из-за моих финансовых ограничений мне нужно было только подавать документы на бюджетную форму обучения, в противном случае, мне ничего не оставалось, как вернуться домой, не осуществив мою мечту.

Приехав в Москву в одиночку, я усердно готовился к вступительным экзаменам, полный решимости в достижении своей цели. Мои усердия не прошли даром. Когда наконец-таки был оглашен список поступивших, и я оказался среди них, я не поверил своим глазам. Я получил возможность стать геологом!  Таким образом, поступив во МГРИ, я понял, что независимо от того, что о вас думают другие люди, в том числе ваши учителя, никогда нельзя прекращать следовать своей мечте. Надо сказать, что я был единственным из своего класса, кому удалось добиться успеха и поступить в университет.

Первый год академической жизни в университете был посвящен общеобразовательным дисциплинам, поэтому он не был таким занимательным, как мне казалось вначале. Постепенно я начал терять интерес. Но позже, с более глубоким вовлечением в геологические науки, процесс обучения стал захватывающим. Эта наука увлекла меня, расширила мои горизонты, изменила моё понимание, развила моё воображение и открыла новые навыки. Вскоре все мои мысли были поглощены геологической наукой.  

На третьем курсе мы изучали более конкретные науки, такие как нефтегазовая геология. Во время учебы я столкнулся со многими проблемами нефтегазовой геологии, которые все еще оставались нерешенными. В частности, этот вопрос, который до сих пор не ясен – как произошли углеводороды? Есть две основные теории на этот счёт, и дискуссии, исследования в поддержку каждой из них все еще продолжаются.
На основании 5-летнего опыта я понял, что мне суждено пройти трудный путь геолога-нефтяника, и я полон сил, чтобы продолжить изучение этой увлекательной науки.

Для дальнейшего углубленного изучения и исследования проблемы образования углеводородов после окончания университета я решил продолжить обучение в аспирантуре. В 2018 году, когда я сдавал вступительные экзамены в аспирантуру, мне буквально не хватало одного балла для успешного зачисления. Однако и тут судьба оказалась благосклонна ко мне: по условиям конкурса, учитывались также любые внеучебные достижения. В студенческие годы я принимал активное участие и занимал призовые места в различных инженерных чемпионатах, проводимых международными нефтяными компаниями. Тогда я даже представить себе не мог, что участие в подобных мероприятиях поможет мне в будущем развитии, а именно, поспособствует в получении проходного балла для зачисления в аспирантуру.

Процесс обучения в аспирантуре по сравнению с обучением студентов имеет свою специфику. Это обусловлено тем, что в рамках аспирантуры осуществляется подготовка кадров высшей квалификации – научно-педагогических. После поступления в аспирантуру мне предложили работу на кафедре «Геологии и разведки месторождений углеводородов» на должность заведующего лабораторией. С этого момента я понял, что на меня легла большая ответственность, и подвести своих коллег и руководителя я не имею права.

Очень примечательно, что руководство вуза дает возможность выпускникам реализовать свой потенциал в стенах родного университета. Лучше не придумаешь: продолжать научную деятельность, развивать свои знания в области геологии, заниматься преподавательской деятельностью, а также участвовать в выполнении геологических отчетов по государственным заданиям – и всё в стенах альма-матер. Пользуясь случаем, в своем рассказе хотел бы выразить благодарность своему учителю и наставнику – заведующему кафедрой геологии и разведки месторождений углеводородов, профессору Вагифу Юнусовичу Керимову, за возможность пройти не простую, но очень занимательную школу жизни, а также всем коллегам, которые поддерживают и помогают в непростых ситуациях. 

Главной обязанностью аспиранта, после сдачи кандидатских экзаменов, является написание диссертации. И на сегодняшний день передо мной стоит непростая задача – защитить кандидатскую работу. Будучи на 5 курсе, я работал в нефтегазовом производстве и думал, что мечта осуществилась. Но сейчас, занимаясь преподавательской и научной деятельностью, я понимаю, что это – моё призвание! В последнее время меня спрашивают, чем я буду заниматься после обучения в аспирантуре?  Полагаю, что и дальше буду заниматься научной деятельностью. Науку я не оставлю. Она продлевает жизнь человека. После окончания аспирантуры и защиты диссертации, хотелось бы и дальше развиваться в родном Геологоразведочном!

Хотелось бы оставить пожелания студентам, обучающимся на начальных курсах, и выпускникам, которые планируют связать свою жизнь с наукой. Первое и самое главное правило – это трудолюбие. Особое внимание всегда обращается на успеваемость студента – более высокие показатели успеваемости всегда являются положительным фактором и способствуют поступлению. Нужно стараться как можно больше читать литературы по интересующей тематике, посещать лекции признанных специалистов, участвовать в научных мероприятиях. Без отслеживания актуальной практики – тоже никуда».

Анастасия Сырчина

Сырчина.jpeg

«Что такое аспирантура? Для одного – это следующая ступень образования, для другого – возможность реализовать себя, для третьего – возможность попробовать себя в чем-то новом, и так можно продолжать до бесконечности.

Когда я поступала в геологоразведочный, а это был уже далекий 2012 год, даже не задумывалась о том, что решу связать свою жизнью с наукой и университетом в целом. Но потом, все закружилось, завертелось, прошло шесть лет, и, как логичное окончание этой работы возникла мысль, почему бы не попробовать себя на научном поприще, почему не продолжить заниматься тем, чем я занималась на протяжении уже нескольких лет: исследованием возникновений вибраций и их распространением по колонне бурильных труб. Данному вопросу уже были посвящены предыдущие выпускные квалификационные работы.

С выбором вуза для продолжения обучения в аспирантуре вопросов не стояло, несмотря на то, что мы находимся в Москве, очень малое количество университетов реализует данное направление подготовки. Но самое главное, за прошедшие 6 лет кафедра современных технологий бурения скважин МГРИ – стала настоящим вторым домом, покидать который уже не хотелось, поэтому выбор был очевиден.

Тематика работы уже сама диктовала направление, которое было выбрано для поступления, однако пришлось уйти в несколько смежное направление, отличное от предыдущих образований и на протяжении 4 лет новой любимой специальностью стала «Технология и техника геологоразведочных работ». Она оказалась одновременно близкой и несоизмеримо далекой от предыдущего направления «Нефтегазовое дело», но именно этот парадокс и сделал ее такой любимой, потому что данная специальность охватывает гораздо больший объем буровых работ.

За 4 года (летом предстоит защита научно-квалификационной работы) я попробовала себя в разных вопросах своей специальности: коррозионная стойкость обсадных и бурильных труб, цементирование поглощающих горизонтов тампонажными смесями низкой плотности, механизмы возникновения прихватов бурового инструмента.

Не бойтесь пробовать себя в чем-то новом, каждый выбор, сделанный вами, в конце концов, приведет вас к поставленной цели, даже, если он будет тернист и запутан».



Диана Кудрявцева

Кудрявцева.jpeg

«С тревожной ностальгией вспоминаю как 10 лет назад, в 2012 году, окончив школу с отличием, я подавала документы в разные вузы и на разные направления подготовки. Мой выбор остановился на МГРИ, этому есть много объяснений, в том числе важность и статность будущей профессии, уровень будущей заработной платы, а еще работа приёмной комиссии, сотрудники которой с радостью встречали, были отзывчивыми и давали понять, что ты им нужен.
 
После поступления началась новая страничка жизненного пути, тот период, когда ты отрываешься из родительского гнезда, начинаешь сам принимать абсолютно все решения, жить самостоятельно. Да, возможно это не так просто, но когда тебя окружают твои одногруппники, друзья, то это время проходит очень весело и ярко.

В стенах МГРИ я получила диплом о высшем образовании, теоретические знания, являющиеся основой выбранной мною профессии, а также удивительную практическую подготовку и опыт в условиях крайнего Севера. Там я увидела вживую как выглядит настоящая буровая установка, прочувствовала дух вахтового метода работы, сломала стереотипы сотрудников старшего поколения о том, что это только мужская работа.

Продолжив обучение по направлению подготовки «Нефтегазовое дело», работая уже с научным подходом к увиденным процессам, изученным техническим и технологическим характеристикам оборудования, я решила не останавливаться на достигнутом после получения квалификации магистра.

В процессе обучения в магистратуре меня приняли на работу на свою уже родную кафедру современных технологий бурения скважин на должность заведующего лабораторий, где и началась моя научная деятельность, где под покровительством и наставничеством моего научного руководителя – профессора Николая Владимировича Соловьева – был создан совершенно новый и уникальный проект бурового раствора.

На данный момент я являюсь аспиранткой 4 курса по направлению подготовки «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых», летом мой нормативный срок обучения подходит к концу, но это не значит, что научная работа на этом прекратится. Впереди еще много побед и получение новых званий и квалификаций».



Ольга Владимирцева

Владимирцева Ольга Владимировна.jpg

«С детства я всегда знала, что буду геологом, так как вся моя семья – геологи, и у нас с сестрой, например, вместо раскрасок были геологические карты с бабушкиной работы. Я и не знала, что есть другие профессии. Конечно же, как и у всех, в 5-6 лет у меня мелькали мысли стать лесником, ветеринаром, дальнобойщиком или дворником. Но в 7 классе родители привели меня на Школьный факультет МГРИ. Там кружководы-студенты МГРИ рассказывали про профессию геолога, а на каникулах мы всем кружком отправлялись в поездку на какое-нибудь месторождение за диковинными образцами минералов.

Когда после школы настало время поступать в вуз, я подала документы только в одно место: геологоразведочный факультет МГРИ.

Учеба в университете давалась достаточно легко благодаря прекрасным преподавателям, стремящимся не просто дать материал, а воспитать достойную смену в отрасли. Свободное время оставалось, и его я посвящала Школьному факультету – организации, которая во многом сформировала и характер, и миропонимание. В конце второго курса я стала деканом Школьного факультета. Это был незабываемый опыт: и Зимники в Загорске, и увлекательные поездки, и организация Всероссийской открытой геологической олимпиады «Земля и Человек». Часть школьников из моего с одногруппниками кружка, к слову, тоже решили связать свою жизнь с геологией, некоторые даже поступили в МГРИ.

МГРИ я окончила в 2017 году с красным дипломом. Деканат ГРФ и кафедра геологии месторождений полезных ископаемых предложили мне попробовать поступить в аспирантуру. Я сдала экзамены и уехала в поле на Приполярный Урал. В августе выяснилось, что экзамены я сдала хорошо и в аспирантуру поступила. В полевом лагере в ту ночь был праздник. 

Моя диссертация посвящена золотым россыпям Якутии, где я работала последние несколько лет. Обучение в аспирантуре было весьма интересным временем, в первую очередь, за счёт общения с выдающимися специалистами и учёными. 
Из-за эпидемии коронавируса защита моей диссертации неоднократно переносилась, и в итоге состоялась только в феврале 2021 года. Пройдя путь обучения в аспирантуре и став полноправным членом научного сообщества, я продолжаю изучать россыпи золота Дальнего Востока и Арктической зоны РФ, превратив свой научный интерес в самую настоящую работу геолога. В ближайшие годы хотела бы сконцентрироваться на исследовании факторов россыпеобразования с последующим прогнозированием как рудных, так и россыпных объектов».

 

С Днем российской науки!
С Днем российской науки!

Дорогие ученые, исследователи, студенты и выпускники МГРИ! Примите мои поздравления с Днем науки! Этот праздник - это не только дань уважения всем, кто посвятил свою жизнь научному познанию мира, но и повод для гордости за достижения отечественной науки. Сегодня перед российским научным сообществом стоят масштабные задачи, которые требуют от нас создавать решения, превосходящие зарубежные аналоги. Как сказал Президент РФ Владимир Путин, нам предстоит проложить свой путь в науке в сложное время, подобно поколению отечественных атомщиков и покорителей космоса. Нам предстоит работать над созданием решений, которые обеспечат технологическое лидерство России в ключевых перспективных областях. Мы в МГРИ готовы принять этот вызов и работать над достижением поставленных целей. Уверен, что наши ученые, студенты и выпускники способны разрабатывать уникальные решения, использовать передовые методы, чтобы внести реальный вклад в достижение национальных целей развития в сфере недропользования и обеспечения сырьевого суверенитета нашей Родины. Желаю всем нам творческих успехов в научной деятельности, новых открытий и достижений! Пусть День науки станет для нас вдохновением и стимулом для дальнейшей работы на благо нашей страны и всего человечества! С праздником! Ректор МГРИ Юрий Петрович Панов

08/02/2025

Декан экологического факультета МГРИ Антон Мазаев избран в состав Общественного совета при Рослесхозе
Декан экологического факультета МГРИ Антон Мазаев избран в состав Общественного совета при Рослесхозе

5 февраля в Общественной палате РФ прошло первое заседание Общественного совета при Федеральном агентстве лесного хозяйства нового созыва. В заседании принял участие декан экологического факультета МГРИ Антон Мазаев, который был снова избран в состав Общественного совета при Рослесхозе. Открыл мероприятие Владислав Гриб, заместитель секретаря Общественной палаты РФ. Он обратился к присутствующим с приветственным словом, отметив, что «Общественный совет при Рослесхозе входит в число лучших при федеральных агентствах. Также он отметил, что совет входит в топ-5 по уровню влияния на деятельность федеральных органов исполнительной власти, по уровню взаимодействия с заинтересованными сторонами и по уровню взаимодействия с Общественной палатой РФ». Далее выступил Иван Советников, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства: «Большинство экспертов, вошедших в новый состав Общественного совета при Рослесхозе, — это люди, которые много лет представляют различные направления лесной отрасли. Среди них есть как опытные специалисты, так и представители крупного лесопромышленного бизнеса, лесного хозяйства и охраны природы». Иван Советников выразил уверенность в том, что каждый из экспертов — человек неравнодушный, который болеет за лесное хозяйство. Он выразил надежду на то, что вместе они смогут работать конструктивно и эффективно. Основной вопрос повестки дня — избрание председателя Общественного совета при Рослесхозе и его заместителей. В результате открытого голосования председателем единогласно была избрана Марина Мишункина, представитель Национального центра эколого-эпидемиологической безопасности. Её заместителем стал Юрий Шуваев, представляющий Торгово-промышленную палату РФ. Марина Мишункина выразила благодарность руководству Общественной палаты РФ и Рослесхозу за оказанное доверие. Она отметила, что в новом составе совета произошло значительное обновление, а это значит, что можно ожидать новых идей, мыслей и энергии. Она подчеркнула, что Общественному совету удалось выстроить конструктивное взаимодействие с Рослесхозом, и поблагодарила руководителя ведомства за внимание к деятельности совета. Оценивая работу последних двух лет, Марина Мишункина отметила, что совет активно реагировал на события, вызывавшие широкий общественный резонанс, такие как проблемы городских лесов, ситуация с лесными пожарами и другие. В рамках заседания также был утвержден кодекс этики члена ОС. Справочно: Общественный совет при Рослесхозе был создан в 2005 году. В его состав традиционно входят представители научно-образовательных и бизнес-кругов, экологической общественности, средств массовой информации, некоммерческих партнёрств и других организаций. Полномочия нового состава продлятся три года. Общественный совет при Рослесхозе является постоянно действующим совещательно-консультативным органом общественного контроля. Фотографии представлены ОП РФ.

07/02/2025

Результаты экорейтинга регионов: как субъекты справились с национальными целями в области экологии и какой результат они покажут в следующем году
Результаты экорейтинга регионов: как субъекты справились с национальными целями в области экологии и какой результат они покажут в следующем году

В 2025 году подводятся итоги исполнения нацпроекта «Экология»: первого системного проекта, нацеленного на улучшение экологической ситуации в стране и устранения, в том числе, накопленного вреда — производственного наследия предыдущих времён. Национальный проект «Экология» реализовывался в течение шести лет во всех регионах страны. Его итогам в разрезе качества выполнения экологических задач органами власти субъектов Российской Федерации посвящён первый Экорейтинг регионов, подготовленный Центром «Устойчивое развитие» Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) при поддержке Комитета Государственной Думы России по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО). Экорейтинг регионов — рейтинг, который впервые комплексно оценивает достижение результатов по улучшению качества окружающей среды в субъектах Российской Федерации, а также удовлетворенность этой работой жителей территорий. История вопроса. В сентябре 2018 года Президент Российской Федерации обозначил вопросы экологии одним из значимых направлений реализации государственной политики. В соответствии с Указом главы государства от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» был разработан и запущен национальный проект «Экология». За 6 лет реализации нацпроекта с 2019 по 2024 годы регионы достигли различных результатов проекта и оценки  жителями экологических преобразований. Систематизация этих результатов привела к появлению Экорейтинга регионов. Методология рейтинга: оценка эффективности деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по улучшению качества окружающей среды за 2019-2024 годы через достижение показателей и выполнение мероприятий, утвержденных в национальном проекте «Экология»;  отношение жителей к реализуемым в регионах экологическим мероприятиям, проводимым региональными органами власти, что отражается в оценке гражданами экологического благополучия в регионе;  оценка экспертами экологической и коммуникативной составляющей при реализации региональными органами власти экологической политики в субъектах Российской Федерации. 12 декабря 2024 года первый Экорейтинг регионов был представлен на пресс-конференции с участием председателя комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрия Кобылкина, президента Российской ассоциации по связям с общественностью Евгения Минченко и руководителя Центра устойчивого развития Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Елены Пановой. Эксперты сообщили, что рейтинг станет ежегодным и будет оценивать реализацию следующего национального проекта по экологической тематике — «Экологическое благополучие».  С целью выявления глубоких закономерностей и трендов, повлиявших на результаты рейтинга в 2024 году, мы обратились к Елене Пановой, одному из разработчиков рейтинга. Анализ причин, которые повлияли на положение регионов в рейтинге, и их перспектив представлен в формате экспертного интервью. Данный материал публикуется впервые, он будет полезен для анализа представителям профильных ведомств в субъектах Российской Федерации, журналистам, занимающимся экологической тематикой, научному и экспертному сообществу.   Результаты Экорейтинга регионов. Общая картина — Елена Васильевна, какие факторы могли повлиять на позиции регионов в рейтинге?  — Главный фактор успеха — достижение показателей по тем федеральным проектам, в которых участвовал регион. Система рейтинга — балльная. Чем больше проектов регион реализует у себя и, что немаловажно, достигает по ним результатов, тем больше баллов он получает. Но если показатели по проекту не достигнуты, то применяется система штрафов - минус балл. Если регион реализует два проекта и качество по ним не достигнуто, то результат даже не нулевой, он отрицательный.   Также важно качество коммуникаций с населением. Если большинство опрошенных положительно оценивают экологическое благополучие, это добавляет позитивных оценок. Экспертные оценки опирались как на знание участниками экспертного опроса ситуации на местах, так и на оценку коммуникации с разными целевыми группами по решению возникающих вопросов.   Центральный федеральный округ. Анализ результатов и прогнозы — В ЦФО есть как отличники, так и «аутсайдеры». Что повлияло на позиции регионов в рейтинге? Можно ли как-то выделить и описать ситуацию в приграничных регионах (Брянск, Воронеж, Курск, Белгород). Есть ли необходимость в дополнительной поддержке данных регионов со стороны федерального центра?  — Проблемным для регионов ЦФО с точки зрения реализации оказался проект «Оздоровление Волги». 5 субъектов столкнулись со сложностями ликвидации накопленного вреда.  если говорить о проблемах, которые возникают у регионов: это подготовка проектно-сметной документации, сдвинутые сроки начала работ, качество их выполнения и количество рабочих рук на местах. Что касается приграничных регионов — им непросто, но они стараются. Часть вопросов у них связана с объективными факторами — ситуацией на границе, часть - требует привлечения дополнительных кадров. И это скорее сигнал федеральному центру, что здесь нужно оказывать содействие субъектам, в том числе в вопросах экологии. Не всегда эта помощь заключается в деньгах, квалификация, экспертная поддержка, качество коммуникаций – играют очень важную роль. Южный федеральный округ. Анализ результатов и прогнозы — Почему в округе не оказалось «проблемных» регионов? Действительно ли справились все региональные команды или повлиял географический фактор? Возможно, было меньше взятых на себя задач по отношению к ЦФО? Может ли кто-то уйти в красную зону в 2025 году? — В Южном федеральном округе, как и в Северо-Кавказском, в целом экологическая ситуация лучше, чем в Центральном. И объектов накопленного вреда меньше или они меньших масштабов. Но здесь есть другая особенность — рост объёма мусора в зависимости от сезонов. Это влияет на выполнение проектов. Именно поэтому и было принято решение сравнивать субъекты между собой в пределах федерального округа, где соизмеримая ситуация по климату, количеству проживающих, особенности и первоначальные стартовые условия — одинаковые. Крым и Севастополь —молодцы, у них показатели достигнуты. Разница их результатов обусловлена тем, что Крым участвовал в большем количестве проектов. Опять же, ни один из приволжских регионов округа не достиг результатов по «Оздоровлению Волги».  Если говорить о рисках попадания в красную зону — они есть, особенно если не будет исправлена ситуация по проектам, результаты которых так и не достигнуты и, возможно, не будут. Это, прежде всего, показатели по обращению с ТКО и «Оздоровлению Волги». Уральский федеральный округ. Анализ результатов и прогнозы — В УрФО регионы, в основном, попали в центральные зоны рейтинга — нет ни отличников, ни отстающих. Связано ли это с промышленной историей округа и присущей ей проблематике? Есть ли тенденции, которые в следующем году могут позволить регионам выйти в отличники? Что для этого нужно сделать? — То, что регионы преимущественно находятся в центральном спектре, действительно связано с их промышленной специализацией. Прежде всего, это отмечают жители в рамках соцопросов и выставления оценок. В целом региональные команды за счёт слаженной работы достигли показателей. Только в двух регионах не достигнуты показатели по одному из проектов. В остальном все движутся уверенно.  Порадовала Челябинская область, так как обязательств на себя взяли много и были риски, что за объёмом может потеряться качество или не уложатся в сроки. Но достойно справились с задачей.  Регионы из жёлтой зоны смогут подтянуться к зелёным, а хорошистам важно удержать свои позиции. Именно из-за своей промышленной специфики сложно будет вырваться в отличники за год. Проекты, которые требуют максимального вовлечения — обращение с ТКО и, в отдельных регионах, «Чистый воздух».  Сибирский федеральный округ. Анализ результатов и прогнозы — СФО — самый «отстающий» из макрорегионов. Здесь не нашлось даже хорошистов. Насколько велико в этом влияние географического, исторического фактора? Кто из регионов способен показать лучший результат в следующем году? Какие рекомендации можно дать региональным командам, на что им следует обратить внимание? — Сибирский федеральный округ — наша надежда. Он тоже промышленный, как и Уральский, но, по мнению населения, — более проблемный. В половине регионов негативные оценки экологического благополучия людьми превышают позитивные. Поэтому здесь работать нужно в два раза больше, в том числе и в части взаимодействия с населением.  Для федерального округа два наиболее сложных проекта — обращение с ТКО и «Чистый воздух». Нельзя сказать, что перед ними была поставлена наиболее сложная задача, у каждого сложности свои. Но объективно мы видим, что здесь нужно большее участие. Два региона могли попасть в хорошисты, по разным причинам у них это не получилось. Если им удастся выполнить показатели в текущем году, мы их обязательно назовем. Два региона — Тыва и Хакасия — имеют индивидуальные программы социально-экономического развития, их реализация курируется федеральными ведомствами и здесь точно можно улучшить ситуацию. Это подтверждает тот факт, что большинство таких же регионов в других федеральных округах оказались, как минимум, в середнячках экологического рейтинга.  Есть у отдельных субъектов и личные проекты-вызовы, например «Сохранение озера Байкал» в Иркутской области, накопленный вред в Омской области, где надо решить целый комплекс задач, чтобы даже подойти к реализации проекта. Надеемся, что у них получится в перспективе изменить траекторию. Если говорить о рекомендациях: стоит посмотреть на системные проблемы, на старте проанализировать, как достичь показателей, и просчитать риски. Также постоянно повышать квалификацию собственных специалистов, потому что только так можно воздействовать на подрядчиков.   Северо-Западный федеральный округ. Анализ результатов и прогнозы — В СЗФО не оказалось ни одного отличника и результаты выглядят относительно ровно, зато есть аутсайдер. Почему Вологодская область оказалась в числе проблемных? Особенность округа также в том, что в нём объединены очень разные территории по географическим и экономическим особенностям. Можно ли выделить разные тенденции и подгруппы среди этой группы? — В Вологодской области есть вопросы по выполнению показателей сразу по нескольким проектам. В чём причины этого — лучше смотреть в регионе через анализ сроков, показателей, участников.  Если говорить о разности регионов — в целом они похожи, но есть и свои нюансы. Например, обращение с ТКО актуально для всех, но каждому нужно найти своё решение. Санкт-Петербургу нужно договориться с соседями и наладить качество уборки внутри, Калининградской области — учесть свою анклавность и туристическую привлекательность, Мурманской области — использовать решения для арктических регионов.  В целом большая включенность региональных команд позволит увеличить количество хорошистов. Северо-Кавказский федеральный округ. Анализ результатов и прогнозы — СКФО стал округом с самым большим процентом хорошистов и отличников, чем это обусловлено? В чём недоработки Республики Дагестан — единственного проблемного региона округа? Регионы СКФО делают большую ставку на туризм. Нужно ли региональным командам заранее готовиться к решению проблем в экологии, которые они могут спровоцировать, повышая турпоток?  — Количество отличников в СКФО, конечно, радует. Достаточно активные регионы — в среднем, участвовали в 5 федеральных проектах. Задачи, которые для себя ставили — выполнили. И население в целом оценивает ситуацию позитивно. Успех связан с качественным планированием и выполнением поставленных задач. Если есть недочёты, они исправимы при сохранении текущего качества реализации проекта.  Если говорить про Дагестан, то лучше всего смотреть ситуации изнутри. Есть комплекс вопросов, требующих внимания. Главный вызов, который стоит перед регионом в экологической сфере — комплексно разобраться с отходами и накопленным вредом.  В целом направление работы с отходами требует внимания и других субъектов, которые настроены на развитие туризма. Это не только связано с сохранением экосистем и поддержанием чистоты, но и с безопасностью, так как отходы привлекают диких животных, в том числе опасных хищников. Приволжский федеральный округ. Анализ результатов и прогнозы — Внимание к результатам в ПФО связано с широко распространившейся информацией о провале федпроекта «Оздоровление Волги». Есть ли реальная корреляция между результатами регионов ПФО и участием в этом проекте? Почему никто из регионов не дотянул до «отличников»? У кого из регионов есть к этому потенциал и что нужно сделать, чтобы улучшить результаты, а не попасть в «красную зону»?  — Для некоторых возможно станет откровением, но меньше половины регионов ПФО являются  участниками проекта «Оздоровление Волги». При этом, действительно, ни один не смог достичь показателей. Им придётся это делать уже в текущем году — это ключевой вызов для федерального округа. Справиться с ним будет непросто, так как у отдельных субъектов есть значительные трудности и уже есть прогнозы, что до конца года с ними не все смогут справиться. Многие регионы федерального округа — промышленные. Хотя они и не попали в отличники, но прочно закрепились в хорошистах. Что можно улучшить: качество и сроки ликвидации объектов накопленного вреда и ситуацию в области обращения с отходами. Есть у некоторых субъектов риски попадания в красную зону. Но они об этом знают, и, мы надеемся, сделают выводы по недопущению этого. Если оценивать в целом по количеству проблемных зон — в ПФО их оказалось больше, чем в любом другом федеральном округе. И если в Сибири основные вызовы ТКО и «Чистый воздух», здесь есть сложности и с другими проектами. Дальневосточный федеральный округ. Анализ результатов и прогнозы — В ДФО в проблемные регионы попало Забайкалье. Этот же регион неоднократно попадал в новости с негативными экологическими ситуациями. Можно ли спрогнозировать, что поможет Забайкалью улучшить ситуацию? Почему в округе нет отличников? Какие результаты может показать Дальний Восток через год? Позиции скорее ухудшатся или улучшатся, и почему? — В Забайкалье действительно непростая экологическая ситуация, об этом много говорят жители, в том числе своими негативными оценками. С одной стороны, здесь есть уже серьёзный багаж экологических проблем (качество воды, ущерб от добычи золота и прочее), с другой — есть и текущие вопросы, которые надо решать. В целом регионы округа выбрали для себя комфортный режим — в среднем реализуют по три федеральных проекта, мало где — 4 и только в одном — 6. Общая для многих регионов задача — добиться улучшения качества обращения с отходами. Учитывая, что на Дальнем Востоке нет таких комплексных проблем, как, например, по оздоровлению Волги или ликвидации накопленного вреда, при сохранении текущей активности ситуация вряд ли изменится. Будем наблюдать за включенностью в реализацию нового нацпроекта. |SLIDER|

31/01/2025

Поздравление с Днем студента от ректора МГРИ
Поздравление с Днем студента от ректора МГРИ

Дорогие студенты, уважаемые преподаватели и сотрудники нашего университета! Сегодня для каждого из нас особый день - День студента, праздник молодости, энергии, амбиций и знаний. Позвольте от имени всего профессорско-преподавательского состава и от себя лично поздравить вас с этим замечательным событием! Студенческие годы — это не просто этап в жизни, это уникальное время формирования личности, открытия новых горизонтов и первых достижений. Именно здесь, в стенах нашего университета, вы не только осваиваете глубокие научные знания, но и приобретаете опыт дружбы, взаимопомощи и ответственности — качества, которые навсегда останутся с вами и станут основой вашего успеха. Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе — это не просто образовательное учреждение. Это место, где трансформируются идеи, где рождаются будущие лидеры в области геологии, недропользования и инженерии. Ваши труды, ваши старания и стремление к открытиям продолжают прославлять нашу альма-матер не только в России, но и во всем мире. День студента напоминает нам о важности мечтать, развиваться, строить планы. Вы — тот источник энергии, который позволяет двигать науку вперед, открывать новое и менять окружающий мир к лучшему. Пусть каждый из вас найдет свой путь в жизни, свои вершины успеха, как те горные пики, которые покоряют геологи! Сегодняшний праздник — это еще один повод напомнить себе, насколько ценно то время, которое вы проводите в университете. Проводите его с пользой, цените каждую возможность, впитывайте знания и не забывайте наслаждаться этим удивительным периодом жизни. Счастливого Дня студента, дорогие друзья! Вперед, к новым победам! Ректор МГРИ Юрий Петрович Панов

25/01/2025