+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    
   +7 (495) 255-15-10     доп. 2580

Консорциум «НЕДРА»

Разработка кемеровских учёных в десятки раз сократит время на обследование линий электропередачи
Дефекты высоковольтных линий предлагается обнаруживать с помощью беспилотников и нейросети. В среду, 14 апреля, стало известно, что исследователи Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачёва (КузГТУ) предложили технологию мониторинга линий электропередачи (ЛЭП) с помощью разработанной ими нейросети, анализирующей фотоснимки беспилотных летательных аппаратов. Точность выявления проблем на линиях составляет до 99%, сообщает пресс-служба вуза. Искусственный интеллект будет обнаруживать повреждения в опорах ЛЭП, кабелях и креплениях. Сегодня подобную работу выполняют, как правило, электромонтёры. Для обследования тысячи километров ЛЭП им требуется 63 дня, а нейросеть может сделать это за полтора дня. Результат подтверждён тестовыми испытаниями. «Наша модель искусственного интеллекта способна в полуавтоматическом режиме анализировать тысячи фотографий опор одновременно и находить различные дефекты. При этом стоимость обследования снижается в восемь раз» – рассказал автор исследования Павел Сакнэ. Интерес к технологии уже проявила компания «Россети», крупнейший оператор электросетей в России, управляющий 2,35 миллиона километров ЛЭП. Апробация разработки кузбасских учёных на линиях компании запланирована на ближайшее время. Напомним, что исследователи Московского авиационного института предложили концепцию контактного исследования планеты Венера с помощью винтовых мультироторных летательных аппаратов вертикального взлёта и посадки. Предполагается, что они могут стать частью исследовательского технического оснащения перспективного проекта Роскосмоса - межпланетной автоматической станции «Венера-Д». Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА"- "Форпост"
Московские учёные предложили концепцию использования дронов для изучения венеры
Винтовыми беспилотниками может быть оснащена перспективная межпланетная автоматическая станция «Венера-Д». В четверг, 15 апреля, стало известно, что профессор Московского авиационного института (МАИ) Виктор Воронцов и выпускник института № 6 «Аэрокосмический» Михаил Яценко предложили концепцию контактного исследования планеты Венера с помощью винтовых мультироторных летательных аппаратов вертикального взлёта и посадки. Предполагается, что они могут стать частью исследовательского технического оснащения перспективного проекта Роскосмоса - межпланетной автоматической станции «Венера-Д». Запуск станции ко второй от солнца планете запланирован на период до 2030 года. Предполагается, что масса беспилотника составит до 15 килограммов, сообщает пресс-служба вуза. В качестве полезного груза он сможет поднимать до 60% собственного веса. Дроны способны собирать данные о венерианской атмосфере, брать образцы грунта, проводить фотографирование и видеосъемку. «Венерианское направление сегодня вернулось в космическую повестку нашей страны. Рассматривается возможность включения поэтапной программы исследования планеты в Федеральную космическую программу России. Мы предлагаем расширить схему эксперимента по контактному изучению атмосферы и поверхности планеты с помощью нового оригинального технического средства, способного функционировать на определённых эшелонах высот, где значения температуры, давления и плотности атмосферы близки к земным» - рассказал Михаил Яценко. В качестве основы для создания спускаемого аппарата, на котором будут базироваться беспилотники, учёные предложили использовать советскую технику типа «Вега» диаметром 2,4 метра. Автоматические станции «Вега-1» и «Вега-2» успешно совершили посадку на поверхность Венеры в 1985 году. Их исследовательский инструментарий располагался на аэростатных зондах. Мультироторные летательные аппараты имеют ряд преимуществ по сравнению с зондами, например, управляемость. Спускаемый аппарат типа «Вега» может доставить в атмосферу Венеры до семи беспилотников одновременно. Напомним, что исследователи Новосибирского государственного технического университета предложили новую систему запуска авиационного двигателя. Функции стартера будет выполнять усовершенствованный генератор. Источник: официальный партнёрКонсорциума "НЕДРА"- "Форпост"
Уфимские учёные предложили использовать отходы сахарных заводов в качестве нефтяного сорбента
Сегодня только четверть подобной биомассы находит полезное использование. В среду, 7 апреля, стало известно, что сотрудники и студенты кафедры безопасности производства и промышленной экологии Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) разработали и запатентовали новый экологически безопасный сорбент для очистки воды от нефтяного загрязнения. Он производится из свекловичного жома. Это отходы производства сахара, которые только на четверть подвергаются рециклингу. В частности, идут на создание кормов для животноводства, сообщает пресс-служба вуза. Сегодня только в Башкортостане два сахарных завода ежегодно вырабатывают до 800 тысяч тонн жома. Технология модификации отходов в сорбент достаточно проста и не требует существенных энергетических затрат. При этом его качество сопоставимо, а во многом превосходит представленные сегодня на рынке природные сорбенты из вермикулита или мха. Например, сорбционная емкость свекловичного жома составляет 4 грамма связанных нефтепродуктов на грамм сорбента, а у популярного вермикулита – 3,6. «Мы предлагаем использовать природный легкодоступный материал, не уступающий качеством как органическим, так и неорганическим аналогам. К тому же тот факт, что при производстве сорбента используются отходы, даёт двойной эффект с точки зрения экологии» - рассказала одна из авторов разработки Наталья Кострюкова. Сегодня учёные УГАТУ работают над расширением сферы использования нового сорбента. Уже имеются положительные результаты экспериментов по его применению для устранения нефтяного загрязнения не только воды, но и почвы. В дальнейшем планируется заключить лицензионный договор на использование сорбента с Главным управлением МЧС России по Башкортостану и начать активное сотрудничество с предприятиями нефтегазовой отрасли. Напомним, что в январе исследователи Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева представили нефтесорбент «Магнесорб», который производится из отходов предприятий угледобычи, деревообработки и животноводческих ферм с добавлением активного ила и магнетита. Последний позволяет перемещать сорбент по поверхности воды, управляя движением нефтяного пятна. Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА"- "Форпост"
Тюменские школьники поучаствуют в создании наноспутников
Спутники будут использоваться для мониторинга экологической обстановки в Арктике и повышения безопасности мореплавания. В понедельник, 12 апреля, стало известно, что проект Центра научного творчества и робототехники «ФабЛаб» Тюменского государственного университета (ТюмГУ) о создании двух наноспутников класса CubeSat поддержан Фондом содействия инновациям. Три команды тюменских школьников 8-11 классов будут собирать спутники и разрабатывать программно-аппаратные комплексы для них, сообщает пресс-служба ТюмГУ. Спутники CubeSat относятся к малым искусственным спутникам Земли, имеют кубическую форму со стороной 10 сантиметров и массу не более 1,33 килограмма. Аппараты, создаваемые «ФабЛаб» предполагается использовать для получения космических снимков поверхности Земли в арктическом регионе, для приёма сигналов о состоянии ледяного покрова в Арктике от устройств наземного базирования. На один из спутников будет также установлен приёмник сигналов судовой автоматической идентификационной системы. В Арктике нет необходимой инфраструктуры наземных станций, поэтому система будет работать через космос. Фотоснимки, получаемые с CubeSat, не будут иметь высокого разрешения. Однако, по мнению руководителя «ФабЛаб» Дмитрия Яковлева, они будут достаточно качественными, чтобы проводить мониторинг и делать прогнозы экологической ситуации в Арктике. Проект ТюмГУ стал одним из победителей федерального конкурса «Дежурный по планете». Первый спутник будет запущен в конце текущего года, второй – в 2022 году. Рабочий ресурс спутников составляет несколько лет. Когда он будет исчерпан, аппараты сойдут с орбиты и сгорят в атмосфере. Напомним, что оргкомитет XV Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 принял решение включить в программу форума демонстрационный полёт самолёта с первой в истории авиации гибридной силовой установкой. Её основой является турбовальный газотурбинный двигатель с электрическим генератором мощностью 400 кВт, созданный учёными Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения имени П. И. Баранова. Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА"- "Форпост"
Разработка уфимских учёных претендует на техническое лидерство на рынке маломерных судов
Катер с инновационной гидрореактивной установкой будет на 25 километров в час быстрее аналогов. В понедельник, 5 апреля, стало известно, что специалисты студенческого конструкторского бюро «Катер» Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) разработали многоцелевой высокоскоростной катер, превосходящий аналоги по скорости, маневренности, легкости и удобству в эксплуатации. В настоящее время изготовлена 3Д-модель гидрореактивной установки, оформлен патент на промышленный образец создаваемого судна, сообщает пресс-служба университета. Ходовые испытания нового катера запланированы на середину нынешнего года. В ближайших планах также проведение конкурса на лучший дизайн-проект оформления корпуса катера. Пятиметровое судно вмещает четыре – пять человек, и может транспортироваться на стандартном прицепе для легкового автомобиля. Разработчики установили на катер бензиновый двигатель от автомобилей LADA мощностью 90 лошадиных сил. Благодаря инновационной конструкции гидрореактивной установки катер имеет расчетную скорость 80-90 километров в час, тогда как представленные на рынке аналоги разгоняются до 60-65 километров в час. Расход топлива при этом не превышает 30 литров в час, что является хорошим показателем для судов такого класса. «У нового катера есть еще одно не менее важное преимущество – широкое применение отечественных материалов, что делает его производство независимым от поставок из-за границы дорогостоящих компонентов, узлов и запасных частей. Распространенность силовой установки и запчастей к ней позволяет быстро, дешево и практически в любом населенном пункте в случае необходимости провести техобслуживание или ремонт двигателя и судовых систем» – рассказал научный руководитель конструкторского бюро, доктор технических наук, профессор Арсен Месропян. Исследования уфимских учёных поддержаны грантом в рамках конкурсной программы для молодых учёных «Умник-МАРИНЕТ». По завершении ходовых испытаний разработчики займутся разработкой бизнес-плана. Рассматриваются варианты организации мелкосерийной сборки катера на собственной площадке УГАТУ или заключения лицензионного договора с будущим производителем. Напомним, что учёные УГАТУ совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения имени П. И. Баранова создали самолёт с первой в истории авиации гибридной силовой установкой. Разработка будет представлена на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 в конце июля. Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА"- "Форпост"
Политех Петра Великого может присоединить к себе Академический университет имени Алфёрова
Учёный совет Академического университета ходатайствует о присоединении из-за финансовых проблем. В воскресенье, 4 апреля, стало известно, что учёный совет Санкт-Петербургского национального исследовательского академического университета имени Ж. И. Алфёрова Российской академии наук (СПбАУ РАН) принял решение обратиться к руководству Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого с просьбой рассмотреть вопрос о присоединении к указанному вузу. Причиной для этого шага стали финансовые проблемы СПбАУ РАН, приведшие к невозможности оплачивать текущее содержание зданий и других элементов инфраструктуры университета, сообщает пресс-служба вуза. «Сохранение научной школы требует постоянного развития коллектива, возможности выполнения актуальных научных работ в интересах экономики страны, что, в свою очередь, вызывает необходимость в постоянном обновлении дорогостоящего научного оборудования. Невозможность увеличения числа студентов из-за нехватки площадей ограничивает возможность увеличения государственного финансирования университета» - говорится в сообщении на сайте СПбАУ РАН. В качестве альтернативного варианта решения финансовых проблем СПбАУ РАН рассматривал возможность увеличения масштаба вуза путём строительства новых корпусов на несколько тысяч студентов. Однако был выбран путь вхождения в структуру Политеха Петра Великого. В пользу такого решения свидетельствует многолетний опыт сотрудничества двух вузов, а также их территориальная близость. «Объединение двух высших учебных заведений станет возможным при условии сохранения коллектива и традиций Алфёровского университета, таких как углубленное физико-математическое образование студентов и аспирантов; а также соблюдения принципов деятельности лицея «Физико-техническая школа» им. Ж. И. Алфёрова, финансирования государственного задания на научные исследования, выделения средств на обновление приборной базы и сохранения контрольных цифр приема» - сообщается на сайте Политеха Петра Великого. Напомним, что СПбАУ РАН был создан в 1999 году как Научно-образовательный центр Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе РАН (ФТИ) для интеграции науки и образования в области физики и информационных технологий. Инициатива организации центра принадлежала директору ФТИ, академику Жоресу Алферову, возглавлявшему университет до марта 2019 г. В инфраструктуру университета сегодня входят Центр нанонехнологий, Лицей «Физико-техническая школа», физкультурно-оздоровительный комплекс, общежитие. Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА"- "Форпост"
Петербургские учёные предложили новый принцип обеспечения кибербезопасности автомобиля
Повышенная эффективность защиты от постороннего проникновения в электронные блоки транспортного средства достигается без дополнительных требований к вычислительной мощности его бортовой электроники. В среду, 17 марта, стало известно, что исследователи Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) разработали имитационную модель принципиально новой системы электронной безопасности для транспорта. Существующие решения в связи с ограниченностью вычислительной мощности локальной сети автомобиля предусматривают объединение в общий кластер защиты его отдельных электронных узлов по принципу схожего функционального назначения. Например, общую защиту имеет комплекс информационно-развлекательной системы автомобиля. Учёные Политеха предложили классификацию отдельных бортовых устройств, учитывающую также типы кибератак, которым они могут подвергнуться, сообщает пресс-служба вуза. «Исключительно функциональное разграничение актуально для решения сравнительно простых задач, не требующих гибкой конфигурации. Мы делим домены не по назначению, а по «уровню целостности», показателю, характеризующему подверженность каждого конкретного электронного блока кибервоздействию и потенциальному вреду, к которому приведет нарушение его работы. Такой подход является модульным и легко масштабируемым, то есть не накладывает ограничения на вычислительные ресурсы, а также минимизирует избыточность применяемых мер обеспечения безопасности» - пояснил доцент Института кибербезопасности и защиты информации СПбПУ Евгений Павленко. Результаты исследования опубликованы в научном журнале «Nonlinear Phenomena in Complex Systems». В настоящее время исследовательская группа СПбПУ проводит переговоры с производителями автомобильной электроники для проведения экспериментальной апробации новой технологии. Напомним, что в декабре Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого представил первый российский электрический смарт-кроссовер «КАМА-1». Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
Новосибирские учёные предложили новую систему пуска авиационного двигателя
Функции стартера будет выполнять усовершенствованный генератор. В четверг, 18 марта, стало известно, что исследователи Новосибирского государственного технического университета НЭТИ (НГТУ НЭТИ) создали макетный образец стартер-генератора для пассажирских самолётов. Существующие технологии авиастроения предполагают использование отдельно двух устройств – стартера для запуска двигателя и электрогенератора для питания бортового оборудования во время полёта. Объединение этих устройств позволит уменьшить массу и габаритные размеры самолётов, сообщает пресс-служба НГТУ НЭТИ. «Сейчас мы исследуем электромагнитные процессы, чтобы использовать генератор в режиме стартера, когда самолет стоит либо на земле, либо в воздухе во время внештатной остановки двигателя. Это позволит убрать ту пусковую систему, которая сейчас используется, поскольку она технологически устарела и используется только для одной цели. Кроме того мы сможем с помощью преобразователя, который появится [в генераторе], заряжать аккумуляторную батарею» — рассказал ведущий инженер-конструктор Института силовой электроники НГТУ НЭТИ Максим Жарков. Управлять преобразователем энергии будут компьютерные алгоритмы, построенные на основе математического описания физических процессов внутри генератора. По словам разработчиков, создаваемый агрегат можно будет использовать в частности на отечественных самолётах МС-21 и «Сухой Суперджет 100». Напомним, что в Кузбасском государственном техническом университете разработан и успешно протестирован инновационный способ производства углеродных волокон на основе термического растворения углей для создания композитных материалов. Они могут быть использованы, например, в авиационной и космической промышленности. Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА"- "Форпост"