+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    

Врио ректора КНИТУ Юрий Казаков: «Вуз должен стать динамичной средой, чтобы соответствовать запросам предприятий»

16.09.2021

Высшее образование уже давно не является гарантией достойного заработка, и даже трудоустройства. По оценке Службы занятости, 19% университетских выпускников, которые искали работу, не смогли найти её в течение года. Несмотря на это количество бюджетных мест в российских вузах в последние годы увеличивается.

Казань – один из главных центров высшего образования ещё с девятнадцатого века, и сегодня в столицу Татарстана съезжаются абитуриенты из самых разных российских регионов, а также иностранцы. Тем не менее, вызывает удивление новость об увеличении количества бюджетных мест в вузах Казани на 20% при общем показателе по стране на уровне 6,5%. В республиканских СМИ прошла информация, что число бесплатных мест в регионе на 4 тысячи превысило количество выпускников школ.

Дополнительные бюджетные места достались и Казанскому национальному исследовательскому технологическому университету (КНИТУ). Это первое высшее учебное заведение инженерного профиля в Татарстане. Его история началась в 1890 году с указа императора Александра III о создании Казанского соединённого промышленного училища химико-технологического, механического и строительного профиля. В 1919 году училище стало политехническим институтом. Сегодня в нём обучается более 25 тысяч студентов и аспирантов.

knitu-zdanie.jpg

Разговор с временно исполняющим обязанности ректора КНИТУ, профессором Юрием Казаковым «Форпост» начал с вопроса о причинах и следствиях особого доверия федерального правительства к казанским вузам при распределении бюджетных мест.

- Чем на Ваш взгляд обусловлено столь щедрое выделение квот на бесплатное образование в вузах республики, и как оно сказалось на вступительном конкурсе? Не грозит ли это падением «качества» абитуриентов, а затем и выпускников?

- В Казани 34 высших учебных заведения, в том числе федеральный университет и два национальных исследовательских университета, включая наш, так что конкуренция жесткая. Действительно, в этом году выделение бюджетных мест превысило количество татарстанских выпускников школ. Это стало вызовом для вузов, но с ним справились. КНИТУ, например, выполнил план по приёму на 100%.

Мы восприняли увеличение контрольных цифр приёма более чем на 300 мест как отражение востребованности образовательных направлений вуза и высоких показателей трудоустройства выпускников.

Кроме того, сам город даёт своим университетам определённое преимущество. Казань - динамично развивающийся, многонациональный мегаполис с интересной историей, архитектурой и очень комфортной современной инфраструктурой. Всё это немаловажные факторы для абитуриентов. Следует отметить и развитую систему целевого обучения, помогающую привлечь студентов из регионов присутствия предприятий нефтегазохимического и оборонно-промышленного комплексов.

- КНИТУ может похвастаться не только выполнением плана по приёму, но и первым местом среди вузов Татарстана по показателям трудоустройства выпускников. В чём секрет успеха?

- Университет готовит высококвалифицированные кадры химико-технологического профиля, лидирует по направлению «Химическая технология». Татарстан, как известно, является центром нефтехимии в России. За многолетнюю историю университетом выстроены тесные взаимоотношения с отраслевыми предприятиями региона и страны. Мы знаем, какие требования они предъявляют к подготовке специалистов и формируем свои образовательные программы с учётом потребностей бизнеса.

В процессе обучения 80% студентов нефтехимического направления проходят практику на профильных производствах, выполняют научную работу, пишут курсовые и дипломные проекты по темам, предложенным на предприятиях. Широко практикуется и заключение договоров на целевое обучение в нашем вузе. В этом случае взаимодействие будущего работодателя со студентом начинается уже на этапе поступления в университет.

laboratoriya-knitu.jpg

- Вы сказали, что понимание вузом потребностей предприятий помогает формировать актуальные образовательные программы. Какие новые программы и специализации появились в КНИТУ за последние несколько лет?

- Без поддержания динамичной инновационной среды вузу сложно было бы соответствовать запросам предприятий. Ежегодно мы вводим не менее 10-12 новых образовательных программ. В нынешнем году, например, можно отметить появление профиля «Цифровой инжиниринг в технологии и переработке полимеров» по направлению «Химическая технология», связанный с подготовкой «химиков-айтишников». Открыто еще несколько направлений с уклоном в цифровизацию, таких как цифровая инженерия энерго- и ресурсосберегающих процессов нефтепереработки и нефтегазохимии, цифровое проектирование современных материалов, текстильных изделий, информационные технологии в техносферной безопасности, информационно-коммуникационные технологии в сервисе.

Знание иностранных языков востребовано сегодня наравне с навыками в области цифровых технологий. Поэтому с нового учебного года в КНИТУ стартует первая англоязычная магистерская программа Smart Materials в рамках ключевого для нашего университета направления «Химическая технология». Это область молекулярной инженерии для электроники и биомедицины, производства «умных» материалов. Перед выпускниками программы откроются широкие перспективы выбора научно-прикладной карьеры по самым современным направлениям науки и техники. К реализации программы привлечены ведущие профессора и преподаватели с опытом работы в зарубежных университетах.

Новый пример междисциплинарной подготовки – профиль бакалавриата «Вакуумная техника в нефтегазопереработке». Есть новации и в общественно-гуманитарных дисциплинах. В частности, мы разработали программы по молодежной политике, медийным технологиям и медиамаркетингу (по направлению «Издательское дело»), социологии управления.

- Постоянное обновление учебных программ требует высокого профессионализма и активности профессорско-преподавательского состава. Как КНИТУ строит работу с кадрами?

- В сфере развития кадрового потенциала у нас в этом году тоже есть интересная новация. С февраля в университете реализуется большой проект «Кадровый резерв», в рамках которого инициативные молодые преподаватели, заведующие кафедрами, руководители отделов обучаются коммерциализации НИОКР, проектному управлению.

Полученные ими навыки мы трансформируем в практические идеи по развитию вуза. Сформировано 18 проектных команд, которые уже представили свои предложения – о новых научных проектах, магистерских программах в сотрудничестве с зарубежными университетами, других направлениях развития международной деятельности, например, взаимодействия с африканскими странами.

На основе этих идей подготовлена заявка университета на участие в федеральной программе «Приоритет-2030». Перед тем как попасть в заявку, каждый проект проходил через внутреннюю университетскую защиту. В течение полутора месяцев мы заслушивали проектные команды и оценивали качество их предложений. В ходе всей этой работы сформировался круг инициативных молодых преподавателей и учёных, нацеленных на развитие вуза, что уже позволяет рассчитывать на успех.

Второе важное направление – стажировки преподавателей в российских научных центрах и ведущих европейских университетах, а также выезды на промышленные предприятия совместно со студентами, проходящими там производственную практику. Правительство Татарстана поддерживает подобные начинания через республиканскую грантовую программу «Алгарыш». Благодаря ней ежегодно около 20-25 представителей КНИТУ отправляются на стажировки в ведущие зарубежные и российские научно-образовательные центры.

r.n.-minnikhanov-i-yu.m.-kazakov.jpg

- Не можем обойти вниманием актуальный сегодня вопрос об онлайн-технологиях в образовательном процессе. Что нового в этом направлении?

- Безусловно ситуация с пандемией ускорила внедрение онлайн-проектов, но подобный опыт мы накапливали и ранее. Сегодня на базе электронного университета КНИТУ создана полноценная информационно-образовательная среда, в том числе на платформах Moodle и Microsoft Teams, собственный канал с базой онлайн-лекций в YouTube. На нефтяном факультете реализуется рамочный пилотный проект с использованием веб-сервиса «Google Класс». Студенты получили возможность просматривать содержание рабочих программ по всем дисциплинам, презентации, методические рекомендации, расчетно-графические работы.

Успешно продвигаем в онлайне свои учебные курсы. В частности, на национальной платформе «Открытое образование» выложен курс по физической и коллоидной химии, а на Coursera – совместно разработанный с университетом «МИСИС» курс по Smart-materials. Он полностью англоязычный, и уже привлек большую аудиторию – более 1500 слушателей, в основном из Индии и США. Общая оценка за курс - 4,9 из 5 баллов. Кстати, именно успех этого курса мотивировал нас на разработку упомянутой одноименной магистерской программы на английском языке.

- В 2021 году КНИТУ стал членом Консорциума университетов «Недра». Как Вы видите взаимодействие вуза с другими участниками этой ассоциации, чем они могут быть вам полезны, и чем вы можете быть полезны им?

- Для КНИТУ вступление в консорциум «Недра» – перспективный и долгосрочный проект. На наш взгляд, это один из немногих консорциумов в России, который продвигает новые формы взаимодействия со студентами. За прошедшие полгода наши студенты уже дважды ездили в Санкт-Петербург для участия в научных мероприятиях на базе Горного университета.

Собираемся развивать сетевое взаимодействие в областях химической технологии, политики устойчивого развития, зеленой химии. Мы хотим, чтобы наши студенты участвовали в хакатонах, летних школах, практиках, организуемых Горным университетом.

В ответ мы готовы предложить участие в своих проектах, в том числе международных. В частности, Erasmus+ – в КНИТУ очень хорошо развито межвузовское сотрудничество в рамках этого европейского проекта, создан специальный тренинговый центр.

laboratoriya-knitu-2.jpg

Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост" 




В МГРИ прошел финал робототехнического турнира «ТЕХНОДВИЖ»!
В МГРИ прошел финал робототехнического турнира «ТЕХНОДВИЖ»!

На протяжении всего учебного года участники Движения Первых организовывали крупные события, создавали образовательный контент, активно вели социальные сети проекта и вот 20 апреля 2024 года на базе Российского государственного геологоразведочного университета им. С. Орджоникидзе (МГРИ) состоялся финал робототехнического турнира «ТЕХНОДВИЖ». Как завершился этот сезон проекта? Ярко и интересно! За время участия в матчах и подготовки к событиям турнира все команды по- настоящему сплотились. Красивая борьба действительно подтвердили отличный настрой юных и талантливых инженеров! Как в числах описывают финал сами ребята: 8 лучших команд сезона, 34 жарких матча на поле, 9 увлекательных мастер-классов, 8 номинаций, 37 активистов-организаторов, без которых это событие не смогло бы состояться. Победителями 1 сезона Турнира «ТЕХНОДВИЖ» стала команда «Матрица» из Школы №922. Следим за развитием событий и ждём новых успехов! «ТЕХНОДВИЖ» — это уникальный турнир, главной целью которого является развитие компетенций в самых востребованных сферах современности и будущего: инженерии, программировании и медиакоммуникаций. В рамках турнира участники проходят образовательную программу по каждому из представленных направлений, после прохождения которой, участники могут применить полученные знания и отработать свои навыки на практике в процессе соревнований. |SLIDER|

24/04/2024

В МГРИ состоялся единый урок «Без срока давности»
В МГРИ состоялся единый урок «Без срока давности»

19 апреля в МГРИ состоялся единый урок «Без срока давности» в рамках Всероссийского Дня единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. Данное мероприятие направлено на формирование у обучающихся понимания необходимости сохранения исторической правды, памяти и преемственности поколений на примере истории геноцида мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Организаторами мероприятия выступили кафедра гуманитарных наук и Патриотический клуб «Геолог». В начале мероприятия прошла акция «Георгиевская ленточка». Далее исторический урок памяти состоял из кинопоказа: участники смогли посмотреть ролики проекта «Непокоренные» о преступлениях нацистов и их пособников на оккупированной территории СССР в годы Великой Отечественной войны. Каждый видеоролик является архивной справкой. Для закрепления материала состоялась викторина по Великой Отечественной войне и выполнение задания «История в лицах». В конце мероприятия, минутой молчания сотрудники и студенты МГРИ почтили память погибших в годы Великой Отечественной войны.

24/04/2024

«Роман – газета»: студентны МГРИ о культовом издании
«Роман – газета»: студентны МГРИ о культовом издании

В 2024 году единственному в России литературно – художественному журналу времен СССР «Роман – газете» исполнилось 97 лет. Кафедра гуманитарных наук 17 апреля провела встречу с шеф-редактором журнала Русаковой Еленой Васильевной. Встречу открыла заведующая кафедрой гуманитарных наук, профессор Зевелева Е.А. Она рассказала об истории создания журнала, о роли в реализации проекта известного писателя Максима Горького. В 1927 году вышел первый доступный экземпляр журнала, очень скоро завоевавший большую популярность и любовь советских читателей. Именно в «Роман – газете» впервые вышел роман Михаила Шолохова «Тихий Дон». В нем печатались такие писатели, как Александр Солженицын, Всеволод Кочетов, Евгений Евтушенко, Валентин Пикуль и многие, многие другие. Член Союза журналистов, член Международной ассоциации писателей и публицистов, лауреат Фатьяновской и Шукшинской премии, шеф-редактор журнала Русакова Е.В. познакомила слушателей с культовыми писателями советского времени и поделилась воспоминаниями о личных встречах и редакторской работе с такими писателями, как Юрий Бондарев, Даниил Гранин, Валентин Распутин, Виктор Астафьев. Елена Васильевна Русакова в дар университету привезла номера лучших выпусков журнала. Наши студенты с интересом слушали выступающих, задавали вопросы. • Курвичева Елизавета: «Посещаю все встречи, которые проводит кафедра гуманитарных наук. Каждый раз узнаю что-то новое и очень интересное. Сегодняшняя встреча произвела огромное впечатление. Обязательно начну читать «Роман-газету». • Кудряшова Александра: «Спасибо кафедре гуманитарных наук. Столько новых имен для себя сегодня открыла. Думаю, что сегодня же вечером начну читать исторические романы Валентина Пикуля».

24/04/2024