+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    

МГРИ.ИНФОРМ

Что такое сегодня "Студенческий профком"?
27 мая в онлайн режиме состоялось очередное расширенное заседание профкома МГРИ на котором одним из главных вопросов был промежуточный отчет председателя профкома МГРИ, заведующей кафедрой гуманитарных наук Зевелёвой Е.А. В её докладе были подведены итоги многогранной работы профкома МГРИ с конца ноября 2019 года (когда был избран новый состав профкома) по май 2020 года включительно. В это время продолжалась работа не только мотивационная работа по принятию новых членов в ряды профсоюзной организации Университета, по защите прав членов профсоюза, но и по другим не менее важным аспектам профсоюзной деятельности. Еще в ноябре, когда началась активная подготовка к75-летию Победы в Великой Отечественной войне профком совместно с кафедрой гуманитарных наук провел пять историко-литературных реконструкций, посвященных роли МГРИшников в военные годы. Среди них историко–литературные реконструкции, посвященные Первому и Второму Народным ополчениям, памяти парада Советских войск на Красной площади 7-го ноября 1941 года и началу битвы под Москвой, неизвестным страницам истории минувшей войны, началу партизанского движения, битве под Сталинградом…. Уже тогда началась активная работа со студентами, готовящими материалы о своих предках – участниках Отечественной войны. Их статьи, очерки, эссе, также как и статьи преподавателей не только вошли впоследствии в книгу «Наш бессмертный полк. МГРИшники в годы Великой Отечественной войны», но и были опубликованы в популярном «Военном обозрении» и ряде других информагентств. Эти публикации получали до 10 тысяч просмотров читателей. При профкоме совместно с кафедрой гуманитарных наук в этот период также успешно работали клубы Молодежного центра и творческая студия профкома МГРИ. Члены профкома – участники творческой студии Ткаченко Роман, Анна Давыдова, Валерия Кольцова, Дмитрий Батиков, танцевальные коллективы профкома активно участвовали в подготовке и проведении университетских вечеров, посвященных Новому году, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню 8-го марта…. Проведение общеинститутских профсоюзных мероприятий «За здоровый образ жизни (ЗОЖ)», «Антиспид» - это борьба с проявлениями наркомании, алкоголизма, табакокурения…. Кроме этого нельзя не упомянуть цикл встреч и бесед со студентами, посвященных борьбе с проявлениями религиозного экстремизма и терроризма, информации о которых были помещены как на сайте Университета, так и в информагентствах и получили большой общественный резонанс. Все это была жизнь оф-лайн... С 12-го же марта началась совсем другая и по форме и по содержанию жизнь - «Нереальная реальность». Сразу же перед профкомом, как и перед Университетом и перед всей страной встало множество вопросов. Одним из главных из них был: «как же перестроить работу профсоюзной организации в новых условиях», быть на постоянной связи с членами первички, как помочь нашим профсоюзникам. Какие применять формы, было вполне понятно: это прежде всего социальные сети (Фейсбук, Вконтакте, Инстаграмм, ВотсАпп, Ютьюб, ЗУМ…). И уже через неделю наши профсоюзные активисты – члены профкома Валерия Кольцова и Анна Давыдова, проведя социальные опросы среди наших студентов, написали статью «Жизнь он-лайн. Профсоюзные активисты на удаленке», которую опубликовали не только наш сайт, но и информагентство Сводка+, и которая также получила много положительных откликов. В волонтёрской группе, помогавшей нашим ребятам, бывшим на карантине в связи с коронавирусом COVID–19 в общежитии, было много и профсоюзных активистов. Особенно хотелось бы выделить среди них волонтёра Влада Попова. Новые условия профсоюзной жизни четко выявили и профсоюзных лидеров. Это заместитель председателя профкома Роман Ткаченко, члены профкома – Валерия Кольцова, Анна Давыдова, Елизавета Барцеу, Виктория Черукаева, Дмитрий Батиков…Приятно, что четверо из них - Роман Ткаченко, Валерия Кольцова, Анна Давыдова и Дмитрий Батиков стали побудителями общеуниверситетского конкурса видеороликов, посвященных 75-летию Победы. А ролик Валерии Кольцовой на конкурсе видеороликов МГО профсоюза образования и науки города Москвы «Спасибо деду за Победу» был признан одним их наиболее удачных и захватывающих видео. Валерия Кольцова стала лауреатом этого конкурса. Профком, как и всегда в эти сложные дни, поддержал наших студентов и преподавателей, оказав им неплохую материальную помощь. В заключение все собравшиеся единогласно приняли решение, что работа председателя профкома МГРИ Зевелёвой Е.А. и профкома в целом соответствует новым задачам, поставленным перед нами жизнью, и получила высокую оценку всех присутствовавших на онлайн собрании. Источник
Студентка МГРИ - лауреат конкурса «Спасибо деду за Победу!»
Поздравляем студентку первого курса гидрогеологического факультета, члена профкома МГРИ Валерию Кольцову, ставшую лауреатом в конкурсе видеороликов «Спасибо деду за Победу!» Конкурс, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, проводился столичным Профсоюзом образования и науки среди молодых педагогов и студентов.  Перед конкурсантами ставилась непростая задача — снять трогательный и оригинальный ролик/флешмоб, посвящённый участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Валерия Кольцова представила видеоролик, в котором прочитала стихотворение Юлии Друниной «Бинты» (1943 год).  «Во время просмотра по коже бежали мурашки», - так отмечали артистизм и глубокую искренность конкурсантов члены жюри оценочных листах.  Поздравляем Валерию с заслуженной наградой! 
МГРИ выражает соболезнования в связи с кончиной Бориса Михайлова - заместителя гендиректора АО «Росгеология»
Борис Михайлов ушел на 70-м году жизни, большую часть которой он посвятил геологии. Он был по-настоящему предан профессии и искренне любил свое дело.  После окончания в 1972 году Новосибирского государственного университета по специальности «инженер-геолог». В 1970-1990 гг. работал в геологических отрядах и экспедициях в различных частях страны - от центральных районов до Дальнего Востока. Затем работал в государственных геологических структурах, а также российских филиалах крупнейших мировых горнодобывающих компаний. С 2004 года занимал руководящие должности в Федеральном агентстве по недропользованию, Центральном научно-исследовательском геологоразведочном институте цветных и благородных металлов и в последние годы - в АО «Росгеология». Борис Михайлов принимал активное участие в составлении Стратегических среднесрочных программ геологического изучения, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации: «Золото России», «Платина России», «Никель России». Опубликовал множество статей и производственных отчетов по геологии и полезным ископаемым, был соавтором многих монографий, редактором карт рудно-металлогенических районов и узлов России, полезных ископаемых России.  Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе выражает соболезнования семье и близким Бориса Михайлова. Светлая память.
Скважина, которая перевернула представления о Земле
МОСКВА, 24 мая — РИА Новости, Владислав Стрекопытов. Ровно пятьдесят лет назад на Кольском полуострове начали бурить сверхглубокую скважину. Этот амбициозный научный проект попал в Книгу рекордов Гиннесса как "самое глубокое вторжение человека в земную кору" — 12 262 метра. Советские ученые хотели добраться до границы коры и мантии. О том, что у них получилось, — в материале РИА Новости. Во имя науки В начале 1960-х годов в СССР создавали систему сверхглубоких скважин. Кольская была третьей по счету, поэтому ей присвоили код СГ-3. Всего до 2000-х заложили четырнадцать таких скважин и только одну из них, Кольскую, бурили не ради разведки или добычи полезных ископаемых, а в чисто научных целях. О том, как это было, РИА Новости рассказал бывший министр геологии СССР, доктор технических наук, профессор Евгений Козловский, лично курировавший проект: "Кольская сверхглубокая скважина появилась в результате серьезных научных споров. Решению предшествовало большое совещание ученых и представителей геологической отрасли. Разговор шел о целом ряде сверхглубоких скважин в тех геологических структурах на территории Советского Союза, глубинное строение которых надо было уточнить. Мы обосновали необходимость такой работы". На Кольском полуострове на поверхность выходят очень древние породы возрастом около трех миллиардов лет. Что находится под ними, было особенно интересно узнать. Геологи предполагали: на глубине 10-15 километров скважина вскроет мантию Земли. Такие прогнозы давала геофизика. Проект космической сложности Первые четыре года, до глубины 7263 метра, проходку вели серийной установкой "Уралмаш-4Э", применяемой при добыче нефти и газа. Дальше требовалось специальное оборудование. Аналогов в мире не было, потому что до таких глубин никто еще не бурил, к тому же от руководства страны поступило указание по возможности обходиться без зарубежной помощи. Проект старались не афишировать. "Пройти до 10-15 километров — непростая задача. Но надо отдать должное и ученым из Академии наук и нашим головным геологическим институтам — они действовали очень разумно. Первым делом сформулировали перечень вопросов, на которые следовало найти ответы. Это позволило прийти к конструктивному пониманию самой скважины", объясняет Евгений Козловский, в то время возглавлявший Межведомственный научный совет "Изучение глубинных недр Земли и сверхглубокое бурение" Госкомитета по науке и технике СССР. В итоге уже через год разработали буровую установку "Уралмаш-15000" — рассчитанную на глубину 15 тысяч метров. Технически это была абсолютная инновация — вращалась не вся многокилометровая колонна труб, а только буровая головка, приводимая в движение турбиной. Этот метод назвали турбинным бурением. Все процессы, кроме спуско-подъемных операций, автоматизировали. Изготовили специальные высокопрочные легкие буровые трубы из алюминиевого сплава. На большой глубине обычная сталь не годится из-за риска обрыва колонны под собственным весом — ее масса превышала 200 тонн. Летом 1984 года в Москве состоялся Международный геологический конгресс, президентом которого был Евгений Козловский. С трибуны форума он объявил на весь мир об успехах Кольской сверхглубокой скважины: прошли 12 066 метров. Это произвело фурор. СССР обогнал всех. Работы рассекретили, делегатов конгресса возили на Кольский полуостров, а глубинные исследования недр выделили в отдельное направление геологии. Роковая отметка В сентябре 1984 года бурение, остановленное на время конгресса, продолжили, но при первом же спуске случилась авария — пятикилометровая колонна труб оборвалась и осталась в скважине. После семи месяцев безуспешных попыток ее оттуда извлечь бурить пришлось заново с глубины семь тысяч. Вновь достигнуть двенадцати километров удалось лишь к 1990 году, тогда же установили рекорд — 12 262 метра. Затем — новая авария, а в 1992-м прекратили финансирование и проект свернули. Глубина семь тысяч метров стала для проекта СГ-3 роковой. Четыре раза начинали с этого места по новой. А все потому, что при проектировании скважины ученые совсем по-другому представляли себе строение земной коры. Земля внутри оказалась не такой Геологи и геофизики думали, что на пяти-семи километрах граниты, выходящие на Кольском полуострове на поверхность, сменятся более плотными базальтами. Оказалось не так. Вместо крепких и массивных пород пошли трещиноватые и неустойчивые, которые периодически осыпались, зажимая буровые трубы. Базальтов не увидели ни на семи километрах, ни на двенадцати, их вообще не было в керне Кольской скважины. Стало ясно, что границы, выделяемые по сейсмическим данным, разделяют не слои разного состава, а породы с различными физическими свойствами. Вместо базальтов на глубине были те же граниты и гнейсы, но с большим количеством трещин и низкой плотностью, что было полной неожиданностью для многокилометровой глубины, где огромное давление, казалось бы, исключало возникновение открытых полостей. Более того, в этих трещинах и порах ученые нашли воду. И это не единственный сюрприз. Жар Земли Как выяснилось, на глубине гораздо жарче, чем считалось. Вблизи поверхности скорость роста температуры, или, как говорят ученые, геотермический коэффициент составлял 11 градусов на километр, на глубине два километра — 14, а еще глубже — до 24 градусов на километр, хотя модели предсказывали в полтора раза меньшее значение. На семи километрах температура в забое была 120 градусов Цельсия, а на двенадцати — уже 230! "В таких условиях приборы не могли корректно работать, — говорит Козловский. — Поэтому понадобились специальные холодильные установки, которые опускали внутри труб для охлаждения околоскважинного пространства". Главная, но не единственная В 1989 году стартовала первая международная программа изучения строения Земли при помощи геотраверсов, или трансект — региональных геофизических профилей, протянутых между глубокими и сверхглубокими скважинами. В СССР трансекты соединили более 30 скважин, расположенных на расстоянии трех-пяти тысяч километров друг от друга. Одна из них — Кольская сверхглубокая. "Проходка Кольской, как и любой другой скважины, дает лишь частное представление о геологическом строении. Главный результат заключался в том, что мы связали сверхглубокие скважины сетью профилей, и это позволило на огромной территории в автоматическом режиме фиксировать сейсмические волны как от природных, так и от искусственных землетрясений, а затем по ним уточнять геологическую структуру региона, пересекаемого геотраверсом, и строить фактический разрез", — объясняет Козловский. Это был принципиально новый подход к изучению глубинного строения целых регионов, основанный на совместном использовании данных глубокого бурения, сейсмического зондирования и других геофизических и геохимических методов. За несколько лет ученые оценили перспективы недр в масштабах всей страны и выделили потенциальные рудные и нефтегазоносные области. Это важнейший практический результат бурения на Кольском полуострове. Вторая жизнь? Предполагалось, что после завершения проекта Кольская сверхглубокая скважина станет уникальной природной лабораторией для исследования глубинных процессов, протекающих в земной коре. Однако распад СССР перечеркнул эти планы. В 1995 году все научные работы из-за отсутствия средств прекратили, скважину законсервировали. Постепенно производственный комплекс пришел в аварийное состояние. В 2008-м все ценное оборудование демонтировали. И вот, в канун юбилея проекта, 20 мая этого года замгубернатора Мурманской области Ольга Кузнецова сообщила, что власти региона обсуждают возможность превращения Кольской сверхглубокой скважины в туристический объект. К сожалению, в данном случае можно говорить только о месте, где все происходило, потому что от самой скважины ничего не осталось. Даже ржавые трубы и буровые коронки давно сдали на металлолом.
Материалы МГРИшников о Великой Отечественной войне стали популярны в онлайн-медиа
В канун годовщины Победы очерки, статьи и анонсы, написанные преподавателями и студентами МГРИ, были размещены на сетевых ресурсах «Военное обозрение» и медиа-портале "Сводка+". Материалы вызвали большой интерес пользователей и получили много положительных отзывов. На протяжении нескольких недель велась работа над статьями, посвящённые героям Великой Отечественной войны - отцам, дедам, прадедам преподавателей и студентов Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе. Заведующая кафедрой гуманитарных наук МГРИ Елена Зевелева рассказала о своем отце Александре Зевелеве и его службе в Отдельной мотострелковой бригаде особого назначения (ОМСБОНе), а также об отце своего мужа Александра Сапсая - Павле. Доцент Владимир Моисеенко посвятил материал своим родителям - Павлу и Евдокии Моисеенко. Старший преподаватель Сергей Лепилин рассказал о семье своего отца, Владимира Лепилина, в которой воевали и сыновья, и дочери.  Студенты МГРИ, Егор Попов и Валерия Кольцова, тоже поделились историями своих родных-участников войны. Егор рассказал о подвигах своего деда - лётчика Александра Смолы, а Валерия - о прадедушке, политруке Александре Асмолове. Созданные МГРИшниками очерки и статьи стали популярны: редакцией порталов была отмечена достаточно высокая для данной тематики посещаемость материалов, которая приближалась к 10 тысячам просмотров и десяткам комментариев. Ознакомиться с работами преподавателей и студентов МГРИ можно по ссылкам: svodka-plus.ru/anons/article/12010 topwar.ru/170936-est-takoe-slovo-pobediteli.html topwar.ru/170961-moj-ded-byl-vozdushnym-rabochim-vojny.html topwar.ru/170732-ty-pomnish-saper-ty-pomnish-sestra.html topwar.ru/170479-ja-znaju-i-budu-pomnit-i-ja-gorzhus.html topwar.ru/170206-otcy-pobediteli-geroi-bylyh-vremen.html svodka-plus.ru/news/article/12004 svodka-plus.ru/news/article/11999 svodka-plus.ru/news/article/11994 svodka-plus.ru/meanwhile/article/11975
Официальная группа МГРИ прошла верификацию в «ВК»
Теперь рядом с иконкой группы университета в «ВКонтакте» - «РГГРУ имени Серго Орджоникидзе (МГРИ)» - появилась галочка, которая означает: сообщество верифицировано социальной сетью и является официальной страницей вуза. «Отметка о прохождении верификации перестаёт быть символом особой популярности. Она лишь означает, что страницу ведут настоящие представители, а не фанаты или злоумышленники», - сообщает пресс-служба «ВКонтакте» Для медиакоманды, работающей над наполнением группы, это небольшое, но приятное достижение. Теперь найти группу в поиске всем будет гораздо проще: по запросу она будет отображаться одной из первых. В сообществе публикуется вся самая важная и интересная информация о жизни в МГРИ. Подписывайтесь на официальные сообщества университета и следите за новостями на сайте МГРИ.  «ВК» официально запустила верификацию для всех известных страниц в 2019 году. Раньше получить статус официальной верифицированной страницы могли получить только сообщества и пользователи, про которых пишут СМИ. «До сих пор требования были очень высокими», - признался директор по стратегическим коммуникациям «ВКонтакте» Константин Сидорков. Теперь же любая страница может стать верифицированной. Галочка будет подтверждать, что страница настоящая, а не поддельная. МГРИ.ИНФОРМ Анастасия Чучадеева
Академик РАН Пущаровский: «Онлайн лекции лишены искусства»
Условия самоизоляции потребовали от вузов перехода на онлайн преподавание. В чем особенности лекций онлайн, готовы ли к такой форме студенты и преподаватели и кто уже никогда не откажется от интернет-образования рассказывает профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, академик РАН Д. Ю. Пущаровский. Дмитрий Юрьевич Пущаровский – декан геологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с 2002 г. Академик РАН, заслуженный деятель науки РФ. Профессор, читает курсы по рентгенографии минералов, минералогической кристаллографии и т.д. Лауреат премии МГУ им. М. В. Ломоносова за преподавательскую деятельность. В качестве руководителя геологического факультета курирует геологическое образование в 27-ми классических университетах РФ. Председатель учебнометодического объединения по наукам о Земле (входят более 240 российских вуза, занимающихся подготовкой геологов, географов и учителей географии).   – Дмитрий Юрьевич, оказались ли преподаватели и студенты готовы к формату онлайн обучения? – В принципе, при тех возможностях, которые сегодня есть, я могу сказать, что весь учебный процесс закончен, лекции были прочитаны, и даже были проведены практические занятия. Конечно, занятия, связанные непосредственно с лабораторными экспериментами – это отдельный вопрос, его мы будем потом наверстывать. Но содержательная часть курсов была завершена успешно. Вот, как-раз сегодня я принимал экзамены и уже вижу, что наши старания не пропали зря. Но есть часть обучения, где онлайн формат просто невозможен. На полевых факультетах занятия всегда заканчиваются раньше, с тем чтобы в июне началась практика, которая на разных специальностях длится от полутора до двух месяцев. В этом году нам остается только надеяться, что ситуация позволит нам провести практику пусть чуть позже, но в том объеме, в котором это бывало в предыдущие годы. Что касается наличия необходимых гаджетов у студентов – современную жизнь трудно представить без смартфонов и ноутбуков. Наши студенты с дошкольного возраста в курсе всех инноваций. Вполне естественно, что они отлично знают новейшие технические способы коммуникаций. Так же, как и преподаватели факультетов, связанных с новейшими технологиями – к примеру, физико-математических. Преподаватели на нашем факультете также подтянули свои знания в области цифровизации. Лично для меня переход на онлайн-обучение не был драматичным. Последние годы я преподаю, используя разнообразные технические средства обучения, в том числе видеопрезентации. Я представляю экспериментальное крыло в геологической науке. С начала моей научной карьеры, а это, считайте, с конца 60-ых годов, компьютерные расчеты и общение с компьютером было необходимым элементом научного поиска. Поэтому я лично не испытал на себе проблем и сложностей. Мне кажется, я справился с этим. Я бы назвал вынужденное активное внедрение в повседневную вузовскую жизнь новых онлайн форм преподавания одним из безусловных плюсов пандемии. – Какие еще положительные моменты выявились в процессе онлайн обучения? – К положительным эффектам я бы отнес необходимость очень жесткого структурирования темы курса и лекций. В этом я вижу определенный плюс. Когда вы один на один с экраном, нет возможности делать какие-либо отступления, вы не отвлекаетесь на ответы на вопросы, вы читаете лекцию, придерживаясь основной линии. Любое отступление от лейтмотива вашей темы без контакта с аудиторией выглядит несколько нелепо. Так что онлайн просто идеален для донесения смысла. Но, сразу хочу сказать, общение в устной форме намного богаче. Ведь, кроме смысловой части лекций, студентов, все-таки, учат, как делается наука. Это – чрезвычайно важно. Ведь очень часто научный поиск – путь абсолютно нелинейный. Ничто не заменит прямого общения, когда есть прямой контакт и ты видишь глаза слушателей. Лекция, с моей точки зрения – это искусство. Не случайно в Древнем Риме научные трактаты писались в стихах – тем самым подчеркивалась связь науки и искусства. При онлайн преподавании этот элемент гораздо слабее может быть представлен. Но содержательная часть должна быть более продумана и структурирована. – По завершении пандемии, останутся ли в практике вузовского преподавания элементы онлайн обучения? – Когда в прошлом году мы провели опрос, что бы предпочли наши студенты – онлайн обучение, или классическую университетскую форму лекций, подавляющее большинство высказалось за классическую форму. Значит, им это тоже интересней. Но онлайн преподавание, видимо, уже не уйдет из нашей обычной практики и будет, несомненно, развиваться. Здесь вполне возможно сочетание двух форм подачи материала. Может быть, имеет смысл ввести в практику обязательное выкладывание лекций в интернет. Если говорить о себе, то я планировал на протяжение нескольких лет, чтобы обобщить и структурировать весь материал по одному из моих курсов и написать учебник, выставленный для студентов онлайн, как было с моим предыдущим учебником. Пандемия подтолкнула меня к реализации этого плана. – Сегодня активно обсуждаются негативные стороны цифровизации общества. Как Вы считаете, является ли онлайн обучение признаком социального неравенства? – В нашей стране образование очень демократическое. По крайней мере, МГУ все годы своего существования – а в 2025 году университет отмечает 270 лет – был славен именно таким демократическим образованием. Еще М.В.Ломоносов сказал: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды» и мы попрежнему и сегодня следуем этому принципу, принимая абитуриентов на обучение  наукам не по родителям и статусу, а по данным и способностям. Так что я бы не стал проводить такие социальные границы между очным и онлайн образованием. На самом деле, вопрос в другом – в некоторых возрастных группах продолжается интерес к науке и другим каким-то направлениям, возможно несвязанными с базовым образованием. Онлайн обучение позволит интересоваться людям другими областями знаний. В этом есть определенный смысл. Но профессиональное образования, я считаю, без очного прямого контакта, без лабораторных занятий невозможно. А все естественные науки строятся на практических и лабораторных занятиях. Я не могу представить себе, например, геолога, подготовленного только путем онлайн или только в стенах вуза. Крайне необходимы полевые практики, лабораторные занятия. Обучение вообще на 90% состоит из трудолюбия. Я имею счастье много общаться с академическим сообществом, и мне запомнилось, как один из моих коллег, в ответ на поздравления с научными достижениями, сказал: «Я просто каждый день ходил на работу». И мне это очень понятно. Если в человеке есть такой комплекс качеств, как организованность, интерес и мотивация, то он обречен быть успешным в науке. Я ни в коем случае не хотел бы, чтобы ситуация с пандемией повторилась – рассматривать ее как стимул для прогресса сложно. Конечно, то, что в результате происходит в связи с возникшими в последние недели проблемами – это не то, к чему мы привыкли на протяжении столетий, воспитывая исследователей, инженеров и других специалистов. Но в этой ситуации было найдено правильное решение. То, что можно было сделать – было сделано.  Беседовала Татьяна Пономаренко Источник: https://onznews.wdcb.ru/may20/akademik-ran-pushcharovskij-onlajn-lektsii-lisheny-iskusstva.html
Валерий Фальков принял участие в заседании Российского союза ректоров
13 мая прошло онлайн-заседание Российского союза ректоров (РСР), на котором, помимо руководителей и представителей вузов, присутствовали министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Главной темой заседания стало завершение текущего учебного года и организация приема в вузы.  Валерий Фальков в своем выступлении отметил, что министерству понятно, в какой непростой ситуации оказались многие российские семьи, где дети заканчивают школу и планируют поступать в высшие учебные заведения в этом году. В связи с этим Минобрнауки России считает наиболее оптимальным решением рекомендовать вузам определить на следующий учебный год стоимость обучения не выше уровня 2019/20 учебного года.   «Это решение — часть пакета социально-экономической поддержки высшего образования и позволяет сбалансированно учесть интересы студентов, преподавателей и университетов. - пояснил Валеррий Фальков. - В рамках этого пакета мер уже запущена программа трудоустройства студентов на базе вузов».  Кроме того, министр напомнил, что одно из требований к университетам в связи с вынужденным переходом на дистанционное обучение из-за коронавируса — сохранить качество образования. В первую очередь оно зависит от преподавателей, на оплату их труда уходит значительная часть средств. На дистанционном обучении нагрузка на преподавателей значительно возросла, прежде всего, из-за увеличения времени индивидуальной работы со студентами и дополнительных консультаций. Ключевым вопросом заседания стало завершение учебного года и прием абитуриентов. И Валерий Фальков, и председатель РСР и ректор МГУ Виктор Садовничий отметили, что для университетов принципиально важно принять в этом году абитуриентов по результатам ЕГЭ и начать год в сентябре. Виктор Садовничий назвал оптимальными сроками сдачи школьниками экзаменов в конце июня-начале июля. В таком случае удастся провести прием в августе и не сдвигать начало учебного года. Говоря о завершении текущего учебного года, ректор МГУ рассказал, что уже сейчас в вузах промежуточная аттестация проходит дистанционно, а совсем скоро в этом же формате проведут государственные экзамены и защиты дипломных работ. Валерий Фальков подчеркнул, что эта работа требует от университетов предельно четкой организации и заявил, что министерство готово оказаться помощь вузам в этом.  «Очень много зависит от решений управленческих команд вузов и от их умения решать проблемы», - добавил министр. Минобрнауки совместно с Российским союзом ректоров и президентской платформой "Россия - страна возможностей" выступило с инициативой провести с участием всех университетов первый Всероссийский студенческий выпускной онлайн.  «Мы уверены, что выпускной получится не только ярким и запоминающимся, но и еще раз продемонстрирует умение вузов объединять силы", - прокомментировал это предложение Валерий Фальков.  Виктор Садовничий озвучил некоторые результаты работы Российского союза ректоров. Сегодня в Государственной думе рассматриваются изменения в Трудовой кодекс, ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и в 51 статью ФЗ «Об образовании», которые были инициированы РСР. Они касаются института ректорства: предлагается разрешить ректорам занимать свои посты до достижения возраста 70 лет, а также в течение трех сроков подряд с последующим перерывом. Еще одни изменения касаются президентов университетов: такой пост предлагается сделать полномочным и в соответствии с уставами вузов наделять президентов определенными правами и обязанностями.