14-15 декабря в Центре цифрового развития на острове Русский прошел хакатон среди студентов Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) по решению задач в области искусственного интеллекта, организованный Росгеологией.
В хакатоне приняли участие 150 студентов. В течение 48 часов им нужно было предоставить решение специального задания: на основании большого набора биржевых данных по операциям цифровых активов построить предиктивную модель для определения поведения рынка. Такое задание было обусловлено спецификой деятельности лаборатории «Цифровая геология», созданной Росгеологией в сентябре 2019 года на базе ДВФУ.
Победители конкурса получили приглашение на работу в лабораторию «Цифровая геология» и 4 денежных сертификата по 100 000 рублей на облачную платформу Mail.Ru Cloud Solutions для создания собственных проектов.
В лаборатории "Цифровая геология" разрабатывается комплексная линейка алгоритмов и программных решений для обработки и анализа больших геологических данных, включая построение предиктивных моделей высокой точности, основанных на технологиях с использованием искусственного интеллекта. Такие методы работы позволят повысить эффективность деятельности Росгеологии за счет сокращения затрат на геологоразведку и уменьшения сроков обработки геологических данных. Росгеология планирует открыть филиалы лаборатории и в других регионах страны.
Подробнее: https://youtu.be/pD458FK9aK8
|
Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе отмечает юбилей. В честь 85-летия в вузе прошла Международная научно-практическая конференция. Ученые и студенты из России, Белоруссии, Туркмении и Азербайджана, Ирака, Египта, Сирии, Алжира, Палистины, представители предприятий-партнеров и научных организаций обсудили актуальные вопросы геологии.
Источник: https://www.youtube.com/user/oskoltv
|
Генеральный директор, председатель правления акционерного общества "Росгеология" Сергей Горьков рассказал о развитии геологоразведки и о заключении договоров со странами Африки.
Источник: https://www.vesti.ru/videos/show/vid/814989/cid/1/#
|
Корреспондент газеты Московский Комсомолец посетила расширенное заседание Президиума Совета ректоров вузов Москвы и Московской области. Статью читайте ниже.
Набор студентов в текущем году заметно улучшился. Однако лучше всего обстоит дело в Москве и области: здесь средний балл выше среднероссийского на 10 пунктов, констатировали участники расширенного заседания Президиума Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, собравшиеся на площадке Российского государственного геолого-разведочного института имени Орджоникидзе. Примечательно, что бесспорная пальма первенства в сегодняшней России принадлежит не гуманитариям, а технарям.
— В этом году у нас результаты, которыми мы можем гордиться, — объявил сообразившимся членам Президиума автор исследования качества студенческого набора, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. — Москва опережает Россию примерно на 10 баллов. Средний балл по городу в этом году составил 80,2. При этом 54,5 процентов зачисленных на бюджетные места набрали больше 80 баллов.
Выше в столичном регионе и доля зачисленных в вузы победителей ведущих Олимпиад школьников: 6,5% от всех первокурсников-2019 по сравнению с 1,9% по России.
— Московское лидерство достаточно очевидно и оно сохраняется, — подытожил Кузьминов. — Практически каждый второй вуз повысил средний балл примерно на 2 пункта, а вот значительного падения средних баллов в этом году не наблюдается.
Группа лидеров со средним баллом выше 90 в этом году такова: 1-е место Физтех, 2-е — МГИМО, 3-е — Высшая школа экономики. При этом особенно мощный рывок сделали технари: МИФИ, к примеру, выдал рост результатом на две позиции и опередил по среднему баллу даже таких «монстров образования», как МГУ или РАНХиГС. :
— Улучшение набора студентов дает нам возможность готовить качественных, востребованных специалистов, которые не только имеют необходимые знания, но и умеют с толком ими распорядиться.
Правда, для достижения такого результата важно, чтобы, помимо профессиональных знаний, ребята овладели также и так называемыми навыками софт-скиллз (умение работать в команде, ответственность, коммуникативность и т.д.). Для геологов, подчеркнул ректор, «все эти качества не просто важны, а жизненно важны. Поэтому на ведущие позиции в современных университетах, и в том числе нашем, выходит молодежная политика». Нынешнее студенчество это, безусловно, оценит.
Источник:https://www.mk.ru/social/2019/10/30/kachestvo-nabora-v-vuzy-moskvy-i-oblasti-okazalos-silno-vyshe-srednerossiyskogo.html
|
МГРИ - оплот науки и кузница инженерных кадров для российского минерально-сырьевого комплекса.
К 100-летию РГГРУ имени Серго Орджоникидзе.
ВСТУПЛЕНИЕ
Российский геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (далее - РГГРУ имени Серго Орджоникидзе, МГРИ) - ведущее научное и высшее профессиональное учебное заведение геологического и горного профиля в Российской Федерации. Успешное развитие геологоразведки, приведшее к созданию в СССР мощной минерально-сырьевой базы, во многом определялось грамотной организацией в МГРИ подготовки по многим специальностям высокообразованных и высококвалифицированных специалистов - геологов и горняков — настоящих ма¬стеров своего дела.
«Мы - из МГРИ», - с гордостью говорят выпуск¬ники этого знаменитого вуза, работающие в разных регионах России и за ее пределами. Они по-прежнему называют свою альма-матер «МГРИ», несмотря на не¬однократные переименования вуза за последние 20 лет.
Привычное для многих название — Московский геологоразведочный институт имени Серго Орджоникидзе — вуз получил в соответствии с приказом по Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР от 23 марта 1932 г. № 179. Спустя 60 лет, в 1992 г., институт стал академией и был переименован с присвоением соответствующей аббревиатуры — МГГА, в 2001 г. - стал университетом и переименован в МГГУ, в 2005 г. получил статус российского вуза, еще раз переименован с закреплением аббревиатуры РГГРУ, но в числе официальных сокращенных названий удалось сохранить и аббревиатуру МГРИ. Принятое коллективом университета решение об уточнении названия призвано подчеркнуть преемственность и продолжение славных традиций вуза, повысить сплоченность и инновационную силу профессионального геологического сообщества.
МГРИ - старейший геологоразведочный вуз России. В декабре 2018 г. он отметил свое 100-летие. На празднование векового юбилея собрались более 1050 выпускников и гостей из России, стран ближнего (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казах-стан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина) и дальнего (Австрия, Австралия, Алжир, Ангола, Афганистан, Болгария, Вьетнам, Германия, Египет, Италия, Ирак, Канада, Катар, Колумбия, Китай, Монголия, Нидерланды, Польша, Саудовская Аравия. Судан, США) зарубежья. География участников юби¬лейных мероприятий убедительно говорит о высоком уровне подготовки инженерно-геологических и научных кадров для минерально-сырьевого комплекса России и мира и признанном международном статусе МГРИ.
За время своего существования университет подготовил более 45 тысяч специалистов в области геологоразведки и горного дела для России и 95 стран мира. 1610 кандидатов и 430 докторов наук. Каждый третий работник отрасли - выпускник МГРИ.
КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
История МГРИ - это уникальная история становления и развития высшего профессионального горно-геологического образования и отраслевой науки благодаря кропотливой и успешной организаторской, педагогической и научной деятельности крупных ученых, стоявших у истоков формирования вуза, а также нескольких поколений выдающихся педагогов, участвовавших в его становлении и развитии.
МГРИ — преемник Московской горной академии (МГА), созданной 4 сентября 1918 г. декретом Совнаркома «Об учреждении Московской горной академии» на основании протокола №191.
Согласно декрету, академия должна была стать высшим горным учено-учебным заведением в РСФСР «для удовлетворения потребности московского горного района в горнотехническом образовании, а также в целях обеспечения республики высококвалифицированными работниками и научными деятелями в области горнозаводского дела и горного хозяйства страны».
Создание МГА было поручено организационной комиссии в составе Д. Н. Артемьева (первый ректор МГА), Г. В. Ключанского, Н. М. Федоровского, М.К. Циглера и Я. Я. Энслена. Торжественное открытие академии состоялось 12 января 1919 г.
Студенты обучались на трех факультетах — геологоразведочном, горнорудничном и металлургическом. С самого начала академия формировалась как передовой пролетарский вуз. «Студенчество [МГА. —Уточнение ред.] отображало весь сложный спектр самых различных политических концепций, сложившихся к этому времени в стране. В холодных аудиториях, плохо оборудованных лабораториях, ...- здесь, в стенах Горной академии, совершатся тот сложный процесс, который значительно позже был назван в физике синтезом», — вспоминал один из первых студентов МГА, а впоследствии один из организаторов советской промышленности, известный ученый, член-корреспондент АН СССР В. С. Емельянов.
В формировании первых учебных планов, про¬грамм, курсов и в разработке методов по геологоразведочному направлению обучения принимали участие крупнейшие ученые-геологи А. П. Павлов. В. И. Вер¬надский и А. Е. Ферсман. Лекции читали В. В. Аршинов, И. М. Губкин, В. А. Обручев, Н. М. Федоровский, Я. В. Самойлов, А. Д. Архангельский, А. А. Мамуров- ский, К. Н. Висконт, О. К. Ланге, Е. В. Милановский, М. С. Швецов, А. Н. Мазарович, В. И. Лучицкий, А. И. Заборовский и др. Они во многом способствовали тому, чтобы геологоразведочный факультет на протяжении последующих 10 лет выпускал геологов широкого профиля. Некоторые выпускники впоследствии преподавали в МГРИ.
В конце 1920-х начале 1930-х годов система выс¬шего образования в РСФСР подверглась серьезным преобразованиям. В связи с потребностями различных отраслей народного хозяйства в профильных специалистах средней и высшей квалификации постановлением ЦИК и СНК СССР «О подготовке технических кадров для народного хозяйства СССР» было принято решение о расширении сети высших индустриально-технических учебных заведений с резко выраженной специализацией и о передаче их в ведение соответствующих главков, трестов и крупных предприятий, которые могли бы оказывать влияние на постановку учебного процесса. Приказом ВСНХ от 17 апреля 1930 г. № 1238 на базе МГА было организовано шесть московских вузов: геологоразведочный (МГРИ). горный (МГИ), нефтяной (МНИ), торфяной (МТИ), цветных металлов и золота (МИЦМиЗ), стали (МИС).
Московский геологоразведочный институт был учрежден на базе геологоразведочного факультета Московской горной академии и геологического факультета 1-го Московского государственного университета (база)1. Приказом в состав МГРИ было включено геолого-почвенное отделение физико-математического факультета МГУ, благодаря чему в организации МГРИ приняли активное участие академики В. И. Вернадский, А. П. Павлов и его супруга М. В. Павлова - первая в Московском университете женщина-профессор, А. Е. Ферсман, П. А. Лазарев. В профессорско-преподавательский состав нового геологоразведочного института вошли Д. Архангельский, Г. Ф. Мирчинк, Н. А. Смольянинов, К. Н. Висконт, В. М. Крейтер и др.
Последующий десятилетний период, проходивший под знаком становления МГРИ как специализированного головного института по прикладной геологии, был связан с именами таких крупных ученых, как А. А. Богданов, В. И. Смирнов, В. В. Белоусов, Н. Котляр, А. Б. Каждан, Е. В. Шанцер, В. С. Коптев-Дворников, Е. Е. Захаров, П. В. Калинин, Н. С. Шатский, В. В. Меннер, Н. И. Николаев, М. В. Муратов. Б. Я. Меренков. В. Н. Павлинов, П. П. Пилипенко, Г. Н. Каменский, А. М. Овчинников, В. А. Приклонский, Ф. П. Саваренский, Н. В. Коломенский, Н. Семихатов, А. И. Заборовский, Л. М. Азьпин,И. Баранов, Г. А. Гамбурцев, П. П. Лазарев, Л. В.Сорокин, Б. И. Воздвиженский, Н. И. Куличихин. Первым директором института стал И. Ф. Щербаченко, выпускник МГА. Всем этим талантливым ученым и педагогам наша страна во многом обязана несколькими поколениями высокообразованных геологов-практиков и геологов-ученых.
В самые ответственные для страны периоды выпускники МГРИ были в авангарде. На их счету сотни открытых месторождений полезных ископаемых, заложивших базу топливно-энергетической промышленности и черной металлургии молодой советской республики, интенсивное освоение новых сырьевых районов и развитие золотодобывающей отрасли для обеспечения нужд оборонной промышленности СССР в довоенные и военные годы, создание урановой промышленности. Уже в 1940-е годы МГРИ осуществлял профессиональную подготовку уникальных специалистов по урановому и редкометалльному направлениям для ядерного комплекса СССР. Над выявлением закономерностей размещения руд черных, цветных, редких и радиоактивных металлов и решением проблем методики поисков и разведки месторождений трудились коллективы под руководством профессоров В. М. Крейтера, Е. Е. Захарова, В. Н. Котляра, В. Е. Бойцова, Т. М. Кайковой, В. М. Григорьева, Б. М. Роненсона, С. А. Юшко, А. Б. Каждана.
На основе функционирующего в МГРИ научно-исследовательского сектора осуществлялась подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности. Для решения этой задачи успешно деятельности комплексные экспедиции — Карпатская, Южно-Уральская, Каратауская, Подмосковная, Забайкальская, Центрально-Казахстанская, проводились исследования в связи с промышленным и гражданским строительством в Москве, строительством гидроэлектростанций на Волге, Дону, Куре, а также в связи с освоением целинных земель. Активная научно-исследовательская деятельность способствовала обогащению научного сообщества страны новыми именами ученых-геологов. По словам президента РАЕН, доктора технических наук профессора О. Л. Кузнецова, с 50-х годов МГРИ формировал интеллектуальную элиту страны.
Расширялись и направления подготовки специальностей. В 1963 г. в МГРИ влилась горно-геологическая школа Московского института цветных металлов и золота им. М. И. Калинина, с 1966 г. началась подготовка инженеров-экономистов горно-геологического профиля.
Создание при МГРИ в 1969 г. Головного совета по геологии и разведке месторождений полезных иско¬паемых закрепило ведущее положение института в системе высшего инженерно-геологического образования в СССР. В том же году Указом Президиума Вер¬ховного Совета СССР институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Начиная с 1970-х годов подготовка специалистов осуществлялась по новейшим направлениям геологии и горного дела, таким как разведка и разработка оптического сырья, инженерно-геологические изыскания под уникальные сооружения, разработка морских месторождений, морская геофизика. Была создана кафедра технической кибернетики (профессор В. М. Семенов).
МЕЖВУЗОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
С момента создания МГРИ и в дальнейшем осуществлялось сотрудничество геологоразведочного вуза с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова (МГУ). Когда в 1949 г. в МГУ из геолого-почвенного факультета сформировали геологический факультет, проблема педагогических кадров была решена с приходом из МГРИ крупных ученых и преподавателей — А. А. Богданова, В. С. Коптева-Дворникова, А. Н. Мазаровича, Д. П. Каждана.
На геологическом факультете МГУ в разное время преподавали выпускники МГРИ — Н. П. Ермаков. В. Жариков, Г. Ф. Крашенинников. Г А. Крутов. А. А. Огильви, В. И. Славин, А. И. Тугаринов. Г. Ф. Яковлев. О. В. Япаскурт.
Контакты между МГРИ и геологическим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова успешно продолжились. Сотрудники кафедры геологии, геохимии и экономики полезных ископаемых геологического факультета МГУ, созданной академиком И. Смирновым, — ученым общемирового масштаба, одним из крупнейших геологов СССР и великим педагогом, совместно с учеными и преподавателями МГРИ подготовили целую серию вузовских учебников, выдержавших несколько изданий: «Курс рудных месторождений» (1986), авторы В. И. Смирнов, А. И. Гинзбург, В. М. Григорьев, Г. Ф. Яковлев; «Геология полезных ископаемых» (1-е-изд. 1997; 2-е изд. 2004), авторы В. И. Старостин, П. А. Игнатов; «Месторождения металлических полезных ископаемых» (1-е изд. 1998; 2-е изд. 2005), авторы В. В. Авдонин, В. Е. Бойцов, В. М. Григорьев, Ж. В. Семинский, Н. А. Солодов, В. И. Старостин; «Геология полезных ископаемых» (2010), авторы В. В.Авдонин, В. И. Старостин.
В настоящее время кафедра проводит курсы лекций и семинары-тренинги на базе РГГРУ имени Серго Орджоникидзе с участием геологов и горняков из разных регионов РФ. Организуемые Фондом имени академика В. И. Смирнова и ежегодно проводимые в МГУ Смирновские научные чтения стали традиционной площадкой для обсуждения актуальных проблем развития геологии и привлекают внимание многих ученых и специалистов. Активными участниками Смирновских чтений неизменно являются «мгришники».
Декан геологического факультета МГУ академик РАН профессор Д. Ю. Пушаровский уверен, что у МГУ и МГРИ-РГГРУ «есть не только общая история, но и общее будущее».
Важный вклад внес МГРИ в формирование высшего профессионального геологического образования в Российском университете дружбы народов (РУДН).
При организации в университете трех геологических кафедр на должность заведующего кафедрой полезных ископаемых был приглашен крупный ученый, доктор геолого-минералогических наук профессор В. М. Крейтер, заложивший научно-методические основы прогнозирования поисков и разведки месторождений полезных ископаемых Впоследствии кафедра была названа его именем. В РУДН была подготовлена целая плеяда геологов-рудников для Южной Америки, Азии, Африки и стран Восточной Европы. Они уезжали из СССР не просто классными специалистами, но и большими друзьями нашей страны. Председателем ГАК первого выпуска геологов РУДН был академик Д. И. Щербаков (в 1943-1948 гг. - заместитель руководителя уранового сектора в ВИМСе, ученым секретарем — автор настоящей статьи, в тот период работавшая на кафедре под руководством В. М. Крейтера.
Несмотря на преемственность профессорско-преподавательского состава МГУ и МГРИ, образовательная подготовка в геологоразведочном институте по своему содержанию всегда отличалась и отличается от подготовки геологов в классических вузах (МГУ, СПбГУ и др.) выраженной производственной специализацией: изначально — в соответствии с требованиями «главков, трестов и крупных предприятий, которые могли бы оказывать влияние на постановку учебного процесса», а в настоящее время — в соответствии с требованиями структур крупного и среднего горно-геологического бизнеса, что, по сути, пред¬полагает тесную взаимосвязь между образованием, наукой и производством. Этот принцип триединства, составляющий основу геологического образования в России с самого его зарождения вплоть до наших дней, успешно реализовывали в своей многогранной деятельности В. И. Вернадский, А. Л. Карпинский, В. А. Обручев, А. Е. Ферсман. Тесная связь высшей геологической школы с производством и отраслевой наукой позволяла оперативно корректировать учебные планы и программы с учетом новых изменяющихся запросов промышленности.
СВЯЗЬ МГРИ С ОТРАСЛЕВОЙ НАУЧНОЙ (НА ПРИМЕРЕ ВИМСа)
С самого начала существования МГРИ его деятельность была неразрывно связана с отраслевой наукой. Имя Н. М. Федоровского, государственного деятеля и ученого, крупного организатора науки и высшего образования в области геологии и горного дела в советской России сегодня носит Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья, или сокращенно — ВИМС. Эта короткая и звучная аббревиатура, хорошо известная многим поколениям геологов и горняков, является, по сути, синонимом уникальности института и высочайшего научного уровня его сотрудников. В историю ВИМСа и в историю МГРИ навсегда вписаны имена соратников и единомышленников Н. М. Федоровского, вместе с ним поднимавших отраслевое образование и отраслевую науку: это В. А. Обручев и Я. В. Самойлов, являвшиеся членами Правления Института прикладной минералогии — нынешнего ВИМСа, Н. А. Смольянинов, активно работавший в начальный период деятельности института, профессор МГУ А. Д. Архангельский, преподававший и в МГА, и в МГРИ, а с 1931 г. руководивший литологическим отделом Института прикладной минералогии. В состав Ученого совета института входили В. В. Аршинов, А. П. Павлов, А. Е. Ферсман, А. А. Мамуровский, К. Н. Висконт.
В связи с созданием в стране минерально-сырьевой базы урана особое значение приобрели производственные контакты МГРИ с ВИМСом. В послевоенный период на базе геофизического факультета МГРИ был организован факультет по подготовке геофизиков и геологов по поискам и разведке радиоактивного сырья, а также создана кафедра радиометрии, которой заведовал профессор В. И. Баранов. Впервые в нашей стране была организована подготовка инженеров-геологов по новому направлению - урановая геология. Создание научной школы по геологии урановых месторождений неразрывно связано с именами академиков Д. И. Щербакова. А. Г. Бетехтина, А. А. Саукова, профессоров Ф. И. Вольфсона, М. Ф. Стрелкина, В. Н. Котляра, В. И. Данчева, А. И. Перельмана.
В период интенсивного развития научно-методического прогнозно-поискового направления в урановой отрасли Координационный научно-технический совет по урану возглавлял директор ВИМСа, доктор геолого-минералогических наук А. Н. Еремеев — выпускник МГРИ. В этот период создавались урановорудные провинции в Казахстане, Украине, Узбекистане, была подготовлена рудная провинция Эльконского горста в Южной Якутии, начались работы по Стрельцовскому узлу в Забайкалье. Во всех этих работах участвовали многие «мгришники». Примечательный факт: один из первооткрывателей месторождений Эльконскоге горста - профессор кафедры геологии месторождений полезных ископаемых МГРИ Г. Н. Пилипенко, в 1964—1977 гг. занимавшийся изучением этих объектов, спустя полвека руководил Алданской экспедицией, проводившей в Якутии исследования на крупнейших в России комплексных золото-урановых месторождениях этого горста. В работе экспедиции принимали участие аспиранты кафедры геологии месторождений полезных ископаемых геологоразведочного факультета МГРИ.
С 1963 г. велись плодотворные работы в области радиогидрогеологии (Д. И. Щеглов и И. С. Осмоловский), на основе которых в настоящее время применяется высокопроизводительный и экономичный метод добычи урановых руд подземным выщелачиванием. В М ГРИ была создана специализация по подготовке инженеров по данному направлению.
В 1970-х годах группа МГРИ (руководители Н. Н. Железняк и П. А. Игнатов) и группа ВИМСа (научный руководитель Р. В. Голева) активно сотрудничали в рамках полевых работ в Минусинских впадинах.
Работы касались оценки ураноносности района, где было выделено и изучено гидротермально-осадочное Приморское урановое месторождение.
Помимо этого ученые и специалисты МГРИ работали на хоздоговорной основе с Навоийским ГМК. с Приаргунским, Целинным, Ленинабадским и Прикаспийским горно-химическими комбинатами, с Восточным ГОКом, с Березовским и Степным производственно-геологическими объединениями, регулярно координируя свою деятельность с группами ВИМСа.
Нить времен не прервалась: нынешний коллектив ВИМСа на треть состоит из «мгришников». Выпускником МГРИ является генеральный директор ВИМСа - доктор геолого-минералогических наук, профессор Г. А. Машковцев, уже более двух десятилетий осуществляющий руководство ведущим отраслевым институтом.
В 2007 г. на базе кафедры геологии месторождений полезных ископаемых МГРИ совместно с ВИМСом был создан научно-образовательный центр «Рудная геология, минералогия и геохимия» по направлению «Прогнозирование, поиски и изучение месторождений стратегических видов минерального сырья и подготовка кадров высшей квалификации для атомной энергетики» (НОЦ). Основные цели создания центра: содействие интеграции научного и образовательного потенциала научных организаций, вузов и инновационных структур с целью осуществления на базе НОЦ совместных исследований и разработок; создание условий для подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, активизации участия молодых ученых, аспирантов и студентов в научных исследованиях; совместное осуществление инновационной деятельности в научной и образовательной сферах.
Специалисты ВИМСа и ученые МГРИ являются экспертами Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых и Центральной комиссии Федерального агентства по недропользованию по разработке месторождений полезных ископаемых.
МГРИ - ВУЗ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ
С 1948 г. образовательная деятельность МГРИ вышла на международный уровень. В институте начали обучаться иностранные студенты из Восточной Европы, Китая, Кореи, Монголии, Египта, Вьетнама, Африки, Индии, Афганистана, Камбоджи, Лаоса. Преподаватели МГРИ участвовали в становлении и развитии геологоразведочных факультетов Пекинского и Чунцинского университетов, Пхеньянского политехнического института, Конакрийского политехнического университета в Гвинее. На основе долголетнего соглашения осуществлялось сотрудничество МГРИ с Османским университетом в Хайдарабаде (Индия). Международные связи МГРИ охватывали многие другие страны мира-Кубу, Чехословакию, Югославию, Афганистан, Лаос, Вьетнам, Алжир, Сирию, Анголу, Конго, Испанию, Италию, Англию, США, Турцию, Канаду, Бразилию, Германию, Иран. Ученые МГРИ читали курсы лекций во Франции (в Сорбонне), в Испании, США, Канаде, привлекались по линии ЮНЕСКО в качестве советников для консультативной помощи при организации научных исследований в Индии, Танзании, Пакистане.
Подтверждением признания авторитета МГРИ на международном уровне стало официальное приглашение принять участие в учредительной конференции и в первом заседании Всемирного форума ресурсных университетов по устойчивому развитию (WFURS) под эгидой ЮНЕСКО ООН в 2012 г. во Фрайберге (Германия).
В настоящее время более чем с 40 зарубежными странами РГГРУ имени Серго Орджоникидзе реализует совместные проекты, включающие в себя образовательную, научную и инновационную деятельность в области изучения и освоения недр.
Сохраняя многолетние традиции, университет развивает новейшие тренды в области образования, науки и инноваций.
ГОРДОСТЬ МГРИ - ЛЮДИ
Коллектив МГРИ гордится основателями и организаторами своего знаменитого вуза, известными учеными и создателями научных школ.
Вуз гордится своими выпускниками, чей личный вклад в развитие производства, науки, профессионального образования способствовал развитию отрасли и всей страны, укреплению ее экономических, политических и культурных достижений. Среди выпускников МГРИ — крупные руководители отрасли (министры и заместители министров), создатели и руководители академических и отраслевых научных организаций, ведущих производственных предприятий, писатели, журналисты, политики.
47 выпускников МГРИ являются первооткрывателями более чем 50 крупных месторождений полезных ископаемых. Выпускники университета входят в число лидеров среди первооткрывателей минералов: на их счету около 250 новых видов минералов, один из
которых получил наименование мгриит. В честь выпускников вуза названы 22 минерала, ряд географических и геологических объектов, около 280 видов ископаемой флоры и фауны.
Гордостью РГГРУ имени Серго Орджоникидзе являются его музеи — минералогический, палеонтологический, радиоактивных руд, истории университета и победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. С самого начала войны многие студенты и преподаватели МГРИ ушли на фронт. Было сформировано народное ополчение из 28 преподавателей и сотрудников и 57 студентов. Имена погибших увековечены на мемориальной доске.
Зал Славы МГРИ постоянно пополняется новыми именами, что доказывает неисчерпаемость знаний, умения, трудолюбия, преданности профессии, содержащихся в недрах человеческого ума и души.
ВОЗРОЖДЕНИЕ МГРИ
Поистине вторым рождением РГГРУ имени Серго Орджоникидзе и всего российского геологоразведочного образования можно считать 30 октября 2016 г., когда был подписан приказ об отмене его присоединения к РГУ нефти и газа.
В отличие от Губкинского университета МГРИ решает проблему острого дефицита специалистов в области геологии твердых полезных ископаемых: в общем ежегодном выпуске российскими вузами геологического профиля дипломированных инженеров-геологов по 20 специальностям треть составляют выпускники МГРИ. Учебный профиль МГРИ как специализированного инженерного вуза широк и включает в себя наряду с базовым геологическим образованием также смежные направления - горное дело, экологию и природопользование, техносферную безопасность, информационные системы и технологии, прикладную информатику, природообустройство и водопользование, землеустройство и кадастры, технологии художественной обработки материалов, экономику и др.
ВПЕРЕД - К РЕШЕНИЮ НОВЫХ ЗАДАЧ ГЕОЛОГИИ
К своему 100-летнему юбилею МГРИ подошел в статусе лидера российского профессионального геологического образования, крупного центра разработки передовых направлений науки, техники и технологии геологоразведки, единственного в России специализированного вуза, осуществляющего подготовку специалистов геологического профиля среднего и высшего звена на единой методической основе.
Это стало возможно за счет объединения в 2011 г. университета со Старооскольским геологоразведочным техникумом им. И. И. Малышева. В текущем году предстоит отметить еше один юбилей - 85 лет со дня основания техникума, а ныне - Старооскольского филиала МГРИ (СОФ МГРИ). Благодаря объеди¬нению учебно-образовательных ресурсов и программ обучения обеспечивается непрерывность процесса геологического образования и управления знаниями, что в конечном итоге способствует повышению качества подготовки специалистов отрасли.
Подготовка дипломированных специалистов геологического и горного профиля ведется по 37 специальностям на базе отечественной и зарубежной научных геологических и горных школ с изучением современных технологий мирового уровня. В МГРИ созданы и развиваются 23 научные школы (геологические и горные), ряд из которых определяет высокую конкурентоспособность вуза. Подготовку научных кадров в области геолого-минералогических, технических, физико-математических и экономических наук обеспечивают шесть диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по 13 специальностям.
Миссия Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе заключается в инновационном содействии стратегическому укреплению минерально-сырьевой базы России, обеспечении единства системы университетского профессионального образования и научных исследований мирового уровня, подготовке конкурентоспособных профессиональных кадров для приоритетных направлений экономики России.
Современная геологоразведка представляет собой высокотехнологический комплекс, используемые техника и технологии постоянно совершенствуются и усложняются - ведь но мере роста геологической изученности поиск уходит в область выявления скрытых, глубоко залегающих залежей полезных ископаемых, изучения и освоения новых — нетрадиционных видов минерального сырья, возрастает роль донной геологоразведки, в первую очередь в Арктике. Самостоятельным направлением является технология поисков и разведки месторождений полезных ископаемых в глубоководных районах Мирового океана. Решение этих задач должно сопровождаться широким развертыванием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Объединением молодых ученых и активизацией их деятельности для выполнения поставленных целей и овладения новыми знаниями, интеграцией их совместной научной деятельности, оказанием содействия молодым ученым в проведении фундаментальных и прикладных исследований и в распространении результатов исследований занимается Совет молодых ученых РГГРУ имени Серго Орджоникидзе.
В 2018 г. молодые ученые МГРИ участвовали в конкурсе «Геология будущего», где заняли призовые места, в конкурсах на соискание премии Правительства Москвы и на соискание премии Президента РФ в области науки и инноваций, а также в Международной конференции Falling Walls в Берлине. В научно-исследовательскую работу, в том числе на международном уровне, активно вовлечены студенты вуза. Так, в год 100-летия института студенты экологического факультета МГРИ приняли участие в XVII Международном семинаре «Геология, геоэкология, эволюционная география», на котором среди прочих обсуждались вопросы геоэкологии, инструментальных исследований и места полевых исследований в науках о Земле. Двое студентов МГРИ заняли первое место в конкурсе Young Vision Award 2018 в Австрии с работой на тему «Экологически безопасные морские платформы».
Почти 70 лет в стенах университета работает школьный факультет, а уникальный проект «ГеоАртек» по ранней профориентации школьников, проходящий на базе Международного детского центра «Артек», стал лидером и получил заслуженное признание в отрасли.
С целью развития новых идей в науках о Земле, обобщения опыта, интеграции и систематизации теоретических и практических разработок в геологии и отраслях горной промышленности, а также повышения интеллектуального уровня преподавателей, ученых и студентов профильных вузов и научных учреждений регулярно проводится Международная научно-практическая конференция «Новые идеи в науках о Земле», призванная сконцентрировать наработки в самых разных областях, включая инновационные направления, такие как космическая геология, цифровые технологии разведки и разработки месторождений полезных ископаемых, цифровизация минерально-сырьевого комплекса и др.
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Решение стоящих перед геологией задач возможно на основе достижений фундаментальной и прикладной науки, качественного профессионального П. Н. Гусев, главный редактор «Московского комсомольца», председатель Союза журналистов, выпускник МГРИ 1971 г. образования, модернизации и повышения конкурентоспособности минерально-сырьевого комплекса, развития среднего и малого бизнеса. Объединение профессиональных коллективов для создания научно-методических основ рационального недропользования — верный путь к могуществу и процветанию России.
Уважаемых соратников, учителей, коллег и друзей из МГРИ поздравляем со 100-летним юбилеем со дня его основания. На протяжении века вуз осуществляет уникальную образовательную и научную деятельность в области геологоразведки и разработки месторождений на пользу нашему отечеству. Поздравляем также коллег из стран ближнего и дальнего зарубежья, чьи знания, полученные в МГРИ, способствовали развитию их национальных минерально-сырьевых комплексов.
Автор: Р.В. Голева, д-р геол.-минерал. наук, проф., гл. науч. сотрудник ФГБУ «ВИМС».
Источник: Рациональное освоение недр №2-3/2019
|
15 октября состоялось открытие Базовой школы МГРИ, где представители МГРИ провели заочную экскурсию по Университету для старшеклассников Инженерно-технологического лицея.
"Мы заинтересованы в качественной подготовке абитуриентов для поступления в наш Университет, поскольку образовательные стандарты МГРИ достаточно высоки. Мы выступаем за такую целевую подготовку, когда идет непосредственное взаимодействие с руководством школы, и мы понимаем, кого мы готовим и к чему мы готовим," - отмечает в интервью каналу ЛРТ проректор по международной деятельности и региональному сотрудничеству Анастасия Машкова.
|
Корреспонденты посетили интерактивный практикум для любителей физики, который традиционно проходит в Российском государственном геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе в рамках проекта городского Департамента образования и науки "Университетские субботы".
Ведущий лектория доцент Николай Соколов регулярно показывает юным москвичам физические опыты, помогая им полюбить науку.
Музей - лаборатория носит имя профессора Николая Соколова, Героя Социалистического Труда. Он, как и Сергей Капица, посвятил свою жизнь популяризации научных знаний и разработал собственный интерактивный метод, основанный на погружении в научную игру. Теперь его успешно использует сын - доцент Николай Соколов - младший.
Подробнее читайте в газете «Москва Зa Кaлужcкoй зacтaвoй» и на странице в Вконтакте.
Источник: http://gazetauzao.ru/
|
Более 10 тысяч заявок поступило на участие в специализации «Наука» конкурса управленцев «Лидеры России 2020» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». Об этом Министр науки и высшего образования РФ, наставник специализации «Наука» Михаил Котюков сообщил журналистам на брифинге.
4 октября 2019 года Президент России, Председатель Наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей» Владимир Путин поддержал запуск третьего сезона конкурса управленцев «Лидеры России» 2019-2020 гг. Старт заявочной кампании был дан в рамках первого заседания Наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей», который прошел в Сочи в образовательном центре «Сириус».
Михаил Котюков отметил, что одной из ключевых задач, определенных Президентом России в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, является создание возможностей для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций. Объявленный конкурс является одним из инструментов решения этой задачи.
Министр науки и высшего образования РФ напомнил, что до окончания приема заявок на участие в конкурсе «Лидеры России» осталось чуть больше 10 дней (регистрация продлится до 27 октября). Он уточнил, что конкурсный отбор участников проводится на основе многоступенчатой системы мероприятий, с помощью которых оценивается уровень развития управленческих компетенций.
Осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России ставит новые задачи перед лидерами, требуя от них способности определять правильные цели, объединять ученых и вдохновлять их на достижения в интересах реализации приоритетов развития нашего государства. Цель трека «Наука» - сформировать сообщество таких лидеров научно-технологического развития, разделяющих общие ценности и готовых брать на себя ответственность за управление научно-технологическим развитием страны.
Подробнее о конкурсе Лидеры России
|