Куда уходит наша память
Я думаю, что у каждой семьи нашего времени, когда Советский Союз — это уже далёкое прошлое, всё равно есть родственники, которые воевали или же были так или иначе причастны к тем страшным временам войны. Наша семья не исключение, но у нас осталось очень мало сведений и информации о моём прапрадеде — Василии Скрыпнике, о человеке, который умер больше тридцати лет назад.
Да, за прошедшие годы как-то не удалось сохранить слишком многое о родном человеке, которого и сегодня все называют прекрасным, и мы почти не знаем, как он воевал. К сожалению, нет в семейных преданиях ни одного фронтового рассказа от прапрадеда, но хотя бы сохранились фронтовые фотографии.
Сейчас на помощь пришли опубликованные данные из архивов, документы и очерки о тех частях и соединениях, в которых служили в те годы наши предки. Однако даже на очень ёмких сайтах «Подвиг народа» и «Память народа» о моём прапрадеде сообщается только по поводу награждения Орденом Отечественной войны II степени к 40-летию Великой Победы.
Позже Василий Емельянович получил ещё один такой же орден, а также от него осталась медали, в том числе «60 лет Вооружённых сил СССР». А ведь ещё всё-таки осталась память, которая передавалась от поколения к поколению, но это память о самом прапрадеде, о том, каким он стал после войны, как прожил уже мирную жизнь.
Вряд ли кто-то из нас не гордится своими дедом или бабушкой, которые воевали или же просто в тылу помогали воевать во времена войны. Мне кажется, что и те, кто волей судьбы оказались в плену или сумели выжить в оккупации, достойны уважения. Никогда не стоит об этом забывать и всегда нужно говорить спасибо всем этим людям, пока есть возможность.
У нас в семье воевал только один человек, мой прапрадед Скрыпник Василий Емельянович. Информации о нём очень мало, остались только фотографии и несколько медалей, а все остальное передавалось только из уст родственников.
Василий родился 14 января 1904 года в селе Джугастра Крыжопольского района Винницкой области Украинской ССР. Он прошёл всю Великую Отечественную войну, однако даже по архивным данным мы до сих пор не смогли узнать, в какой части и соединении он служил.
В довоенное время прапрадед жил в селе и занимался, разумеется, сельским хозяйством, у него, наверное, было детство обычного сельского мальчишки, хотя и пришлось на революцию и гражданскую войну. Теперь уже вряд ли кто-то расскажет, как прапрадед пережил коллективизацию и служил ли он в юности в Красной армии. Но ещё до войны он успел жениться, и у них с моей прапрабабушкой родилось трое детей, две дочки, Аня и Наталья, и один сын — Арсений.
Когда на СССР напала фашистская Германия, Василия Емельяновича призвали на фронт. Это случилось летом 1941 года по мобилизации. Воевал он на Южном, а затем на Степном и 2-м Украинском фронте, который был образован 20 октября 1943 года. Вряд ли мой прапрадед сражался на передовой: ведь уже при мобилизации ему было под 40. В семье, к сожалению, почти не осталось никаких сведений о том, где и как проходила служба рядового Василия Скрыпника.
Скорее всего, ему пришлось испытать и тяготы отступлений 1941 и 1942 года, и самые страшные битвы с врагом, а войну он закончил где-нибудь в Венгрии или Австрии, куда весной 1945 года пришли войска 2-го Украинского фронта во главе с маршалом Р. Малиновским. Ни о каких своих подвигах он никому из тех, кто теперь его ещё помнит, кажется, так и не рассказал. В семье знали, что прапрадед был очень скоромным и не слишком разговорчивым.
Но я точно знаю, что прапрадед был в тех сражениях, когда войска 2-го Украинского фронта, которыми командовал тогда маршал Конев, поздней осенью 1943 года форсировали Днепр. Они провели Пятихатскую и Знаменскую операции по расширению плацдарма и в дальнейшем вышли к Кировограду и Кривому Рогу. Бои у Кривого Рога были очень тяжёлыми, так же, как и многодневные сражения за Знаменку.
Однако фронт сумел сломить сопротивление врага и занять исходные позиции уже за Днепром для последующего наступления на правобережной Украине. Весной 1944 года войска 2-го Украинского фронта провели целую серию операций, которые в конце концов вынудили Румынию капитулировать и встать в ряды союзных войск в войне против гитлеровской Германии.
Чему его научила война
После войны семья деда Василия жила там же: в Винницкой области, Крыжопольском районе, в селе Джугастра. Занимался Василий пчеловодством и развозил мёд по всему селу. Его младшая дочь Аня погибла во время нападения фашистов на деревню, она спряталась от оккупантов в бочке с водой, и впоследствии умерла от тяжёлого воспаления легких.
Сын Арсений после войны и до конца жизни был председателем колхоза. Дочь Наталья, моя прабабушка, переехала в столицу советской Молдавии Кишинёв, где работала телеграфисткой, там она вышла замуж и родила двух детей: Сергея и Галину. Дочь Натальи, бабушка Галя, впоследствии родила Александру, мою будущую маму, и её сестру Татьяну. Уже в старости Василий Емельянович переехал тоже в Кишинёв к Наталье, где в 1987 году и умер глубоким стариком в своей квартире.
Моя мама рассказывает о моём прапрадеде, своём прадедушке, что он был очень добрым, что война научила его ценить прежде всего семью, которую он очень боялся потерять. Несмотря на войну и лишения, он, по словам моей мамы, всегда был бодр телом и духом, даже в преклонные годы. Мама с радостью вспоминает моменты, как её прадед, которого все звали просто дедом Василием, давал им «денюжки» на жвачки и как всегда любил поговорить с внучатами.
Теперь очень жалко, что осталось так мало сведений, какой-то информации о таком интересном человеке, как мой прапрадед. Очень многое потерялось или же просто оказалось уничтожено войной и временем, и только обрывочные воспоминания, а также ордена и медали моего прапрадедушки дают мне осознать и понять, что война сказалась на жизнях всех людей того времени.
Мне кажется, никого не удивит, что мои мысли о прапрадеде очень светлые, и я очень горд и счастлив, что во мне течёт его кровь. И я не сомневаюсь — я точно знаю, что он был готов отдать жизнь за Родину и за семью! Мне страшно представить, что чувствовал прапрадед в моменты сражений, был ли он испуган или был уверенным, что с ним ничего не случится.
Я наверно, уже никогда этого не узнаю, но я знаю точно, что таких людей мы должны помнить, ведь их жизни дают понять, что главное в нашей жизни — это Родина и семья! Грустно понимать, что мы, наверное, последнее поколение из тех, кто ещё сможет увидеть своими глазами ветеранов Великой Отечественной войны и узнать непосредственно от них что-то про войну. И просто сказать им: «Спасибо!»
Они защищали Родину, воевали ради нас, хотели, чтобы мы были счастливы и не думали о таком жутком явлении, как война. Очень страшно осознавать, что люди не понимают этого сейчас. В современном мире напряженная обстановка, которая при неправильных действиях или просто разговорах политиков может привести мир к новой войне.
Источник
Автор: Даниил Петров
|
Валерий Фальков и Владимир Познер обсудили актуальные вопросы высшего образования, науки, роль университетов, последствия пандемии коронавируса, особенности поступления в высшие учебные заведения, трудоустройство выпускников и многое другие.
Отвечая на вопросы, министр выделил ряд моментов:
Большинство абитуриентов стремятся в топ-50 вузов, многие из которых расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Популярностью также пользуются многие региональные центры, например, Томск и Новосибирск.
Большой интерес абитуриентов наблюдается к специальностям в сфере IT-технологий, растет популярность педагогических специальностей. Кроме того, по мнению министра, большой интерес в этом году будут вызывать медицинские специальности. Устойчивое место по интересу абитуриентов занимают юридические и экономические специальности.
В текущем году будут предприняты шаги по сокращению безработицы среди выпускников вузов. На это нацелены ряд дополнительных программ, способствующих трудоустройству студентов.
Обсуждая опыт внедрения системы дистанционного образования, Валерий Фальков отметил, что в условиях коронавируса вузы не остановили учебный процесс. Переход из традиционного формата в онлайн формат не во всех случаях связан с повышением качества, поэтому Министерство планирует провести мониторинг сложностей студентов, связанных с онлайн-форматом образования.
Ситуация в системе высшего образования в мире требует серьезных изменений. В условиях постиндустриальной экономики требуется большое количество талантливых и амбициозных людей для того, чтобы обеспечить потребности экономики страны, региона, своего университета. Образование должно быть индивидуальным для того, чтобы в каждом человеке раскрыть талант.
Использование новых технологий в процессе обучения потребует изменения отношения к новым технологиям в процессе подготовки преподавателей, но речь не идет о полной замене традиционного формата на онлайн.
При сохранении фундаментальности образования необходимо позволять студентам определять свою образовательную траекторию.
В 21 веке на первый план выходят науки о жизни, IT-специальности и социально-гуманитарные знания.
На протяжении последних лет государство увеличивает инвестиции в фундаментальную науку, но в отличие от зарубежных стран доля частного бизнеса в сфере науки мала.
Министр отметил, что, по его мнению, в ближайшие 10-15 лет в России появится целая когорта университетов, которые будут конкурировать с лучшими университетами мира.
В завершение программы, в традиционной рубрике вопросов от Марселя Пруста Валерий Фальков ответил на ряд личных вопросов. Он рассказал, что, выбирая вуз для ребенка, отдал бы предпочтение МГУ. На вопрос о том, что его тревожит, Валерий Николаевич, сообщил, что это неготовность большинства людей к изменениям.
Ответы на эти и многие другие вопросы смотрите в полной версии интервью на сайте Первого канала
#МинобрнаукиРоссии #ВалерийФальков
|
Сегодня уже никто не должен спорить, чей вклад в Победу важнее
Свой вклад в великую Победу внесли не только те, кто сражался на фронте и трудился в тылу, но и те, кому пришлось просто выстоять
Не каждому выпало счастье жить
Что я сегодня могу вспомнить про свою бабушку Елену Александровну Пономареву (до замужества Фёдорову) - маленькую блокадницу. Если бы она тогда не сумела выжить, не было бы ни моего отца Николая Евгеньевича, ни меня. Когда летом 1942 года её вместе с матерью, моей прабабушкой Анной Васильевной, вывезли по Ладоге на Большую землю, им, наверно, казалось, что началась новая жизнь. На Большой земле им первым делом дали паёк, помогали бороться с болезнями. К сожалению, прабабушку это уже не могло спасти, и в скором времени она умерла.
Но она не просто дала жизнь моей бабушке, она сделала всё, чтобы её жизнь продолжалась. Только через семь лет Лена Фёдорова вернулась в Ленинград, где поступила в университет и начала долгую, счастливую, по-настоящему новую жизнь.
А на тот момент, когда началась Великая Отечественная война моя бабушка Лена была ещё ребёнком – ей исполнилось всего 10 лет. И ей пришлось пережить один из ужасов войны – блокаду Ленинграда. Моя бабушка была очень маленькой, но она запомнила много событий, память о которых и передавала родственникам. К сожалению, бабушки Лены уже нет в живых, но меня до глубины души потрясло всё то, что она нам рассказывала. Для меня эта история, пусть по рассказам бабушки и не такая длинная, навсегда застыла в памяти. Это история о человеческой жестокости и о человеческом страхе, о человеческом бессилии и о человеческих возможностях.
Лена Фёдорова на всю жизнь запомнит, как в конце августа 1941 года над головой засвистели бомбы. Она в тот день шла в школу вместе со своей старшей сестрой, чтобы узнать каким будет новый учебный год. Ужасающее предчувствие буквально преследовало её. До школы они с сестрой в тот день так и не дошли… Бабушка Лена всегда рассказывала эту историю с таким ужасом, что страшно становилось любому, кто её слышал. Но она навсегда запомнит и те дни, когда в последний раз видела сначала своего отца, а потом и старшего брата. Отец ушёл из дома на фронт ещё в самом начале войны, а брат, которому было всего 17 лет, только ближе к осени.
В закрытом и уже окружённом немцами и финнами Ленинграде еды хватало только на месяц, и эта жуткая новость быстро облетела весь город. Но все и так знали, что фашистские самолёты разбомбили огромные Бадаевские склады, обрекая огромный город на вымирание. Уже в наше время стало известно, что уничтоженное тогда продовольствие вряд ли сильно изменило бы обстановку, однако люди были страшно подавлены самим фактом. Моя бабушка помнила, как её мама плакала от понимания, что она не сможет прокормить себя и трёх дочерей. Именно поэтому маленьким Ане, которой было «уже» 12 лет, 10-летней Лене и крохотной пятилетней Танюшке пришлось повзрослеть очень рано. Таню в скором времени эвакуировали на барже через Ладогу, но никто из семьи с тех пор её так и не видел. Быть может, ей всё-таки повезло остаться в живых.
А нам остаётся никого не забыть
Моя бабушка Лена помнила, как первой блокадной зимой еду приходилось получать в магазинах и в каких-то заброшенных лавках по карточкам. Помнит и то, что норма выдачи на одного человека сокращалась не по дням, а по часам. А ведь впереди ещё ждала страшная, неизвестная зима. Сестра бабушки, Аня, тяжело заболела первой же блокадной осенью. Причиной стало отравление цинком. Дело в том, что людям, в пищу вместо нормального масла давали очищенную олифу, которой разбавляют краску, а в ней и содержался цинк. Так, вскоре в семье из пяти человек осталось всего двое.
Однажды мама принесла Лене новость: «По льду проведут дорогу». Радости в тот момент не было предела, но на самом деле отнюдь не всё было так хорошо. Первые машины тонули и не доходили до города, но вскоре эту проблему сумели решить. Появилась какая-то надежда и так моя бабушка и её мама продолжали жить. Мою бабушку – Лену Фёдорову тоже хотели эвакуировать первой же зимой, но она заболела, и поэтому её не взяли, дабы не заражать других. Удивительным образом, бабушка сумела вылечиться и выжила. Она помнит, как её мать готовила суп из куриных костей и шкур. Это сегодня можно только догадываться, откуда она их добывала. А один раз мама смогла достать ножку курицы – настоящую роскошь для блокадников. Где она её взяла, до сих пор остается тайной.
В первую блокадную зиму обстрелы были почти каждый день, мать и дочь жили без света, жгли мебель, чтобы добыть тепло. Как не раз повторяла бабушка, страшно было то, что никому нельзя было доверять: люди сходили с ума от холода и голода, от смерти близких и от того, что буквально каждый сам мог в любой момент погибнуть. Сама же она очень многого по-настоящему бояться так и не научилась.
Ещё одним знаменательным днём был день 1-го мая 1942 года. Тогда каждому ленинградцу была выдана луковица. Может быть, для нас теперь в этом нет ничего удивительного, но тогда это было настоящее чудо. И что удивительно - всё это время моя бабушка ходила в школу. Правда к весне 1942-го из сорока человек в классе закончили учебный год не более десятка. Летом ленинградцы старались выращивать продукты, но даже если им и удавалось добыть семена, то они редко вырастали в полноценные продукты. Моя бабушка Лена вспоминала, как её мама готовила суп из крапивы. Даже совсем незрелые ростки и трава шли в еду. Летом совсем не было хлеба, потому что не было возможности доставлять пищу в город.
Моя бабушка ни разу не рассказывала, как они встретили новый 1942 год, но запомнила, как сильно радовались победе под Москвой и ждали, что блокаду прорвут совсем скоро. Она запомнила, что научилась различать, когда стреляли наши корабельные орудия с линкоров и крейсеров, потому что выстрелов немецких пушек почти не было слышно. Но от этого было только страшнее. А ещё моя бабушка помнит ужасающий запах, который начинался весной. Бесчисленные трупы, оставшиеся на улицах и по дворам после первой страшной зимы, просто негде было хоронить. И практически ни у кого не было сил заниматься этим. Даже маленькая девочка хорошо запомнила, что только ближе к лету город удалось привести в относительный порядок, но уже Первомай блокадный Ленинград отметил по-настоящему – назло врагу.
Источник
Автор: Анастасия Пономарева, ТО-19
|
Как не гордиться такой дивизией
Мой прадед Голотвин Федор Константинович родился 1 марта 1924 года в селе с интересным названием Городок Усманского района Воронежской области. 60 лет спустя, при юбилейном награждении Орденом Отечественной войны местом рождения прадеда записали уже село Предречье, и это ещё надо будет уточнить. Фёдору Голотвину не было и 19 лет, когда он, призванный Усманским райвоенкоматом, ушёл на фронт. Прадед окончил короткие курсы военной подготовки, сражался в звании сержанта, а затем – старшего сержанта, в составе 250-й Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизии.
От своей бабушки - дочери Федора Константиновича и из различных источников я постаралась немного узнать об этой дивизии. По приказу НКВД СССР от 29 июня 1941 года были сформированы сразу 15 особых дивизий Красной Армии, в том числе и 250-я стрелковая. В кадрах каждой такой дивизии состояли по 1000 человек рядового и младшего начальствующего состава и по 500 человек командно-начальствующего состава, набранных из войск НКВД.
Во фронтовых документах об этом сказано так: «костяк дивизии составили воины-пограничники, преимущество при зачислении в дивизию отдавалась лицам, прежде проходивших срочную военную службу в войсках ОГПУ-НКВД». До полного кадрового состава в дивизии НКВД также набирали по призыву из запаса всех категорий военнослужащих. В итоге формировались очень надёжные боевые соединения, которые обычно командование направляло на охрану важнейших стратегических объектов или же на самые опасные участки фронта.
250 стрелковая дивизия формировалась в самый тяжёлый период войны – со 2 по 16 июля 1941 года в районе древнего Владимира. В 1985 году на площади Победы города Владимир была установлена красивая и строгая памятная стела, на которой перечислены девять воинских соединений, сформированных в городе, в том числе и 250-я стрелковая дивизия.
Первоначально в боевом составе дивизии числились: 918-й, 922-й и 926-й стрелковые полки, 790-й легкий артиллерийский полк, 778-й гаубичный артиллерийский полк, 308-й отдельный противотанковый дивизион, 527-й отдельный зенитный артдивизион, 329-я отдельная разведывательная рота, 670-й отдельный батальон связи, 418-й отдельный саперный батальон, 248-я рота химзащиты, 258-й медико-санитарный батальон, 471-й отдельный автотранспортный батальон, 286-й полевой хлебозавод, 299-й отдельный ветеринарный лазарет, 813-я полевая почта, военная прокуратура, а также 714-я полевая касса Госбанка.
Общая начальная кадровая численность дивизии составляла 12129 человек. Дивизия предназначалась для обороны крупных промышленных объектов от возможных воздушных десантов противника, но обстановка на фронте потребовала иных решений. 15 июля 1941 года дивизия, не окончив формирования, отправилась железной дорогой, причём проездом через Москву, в район города Ржев. Оттуда она, начиная с 18 июля совершает 109-км переход под город Белый, Калининской (ныне Тверской) области, и уже там 22 июля 1941 года включается в Смоленское сражение. Дивизия оказывается в составе 30-й армии Западного фронта, которой командовал генерал-майор В.А.Хоменко и получает задачу контратаковать противника в направлении на Духовщину и остановить его продвижение на восток.
Именно так сражались с фашистами однополчане прадеда
Несколькими ударами во фланг 9-й немецкой армии войска Хоменко, и в том числе 250-я сд сильно притормозили наступление врага. Затем 30-я армия, когда её командующим станет будущий легендарный танковый командарм Д.Д.Лелюшенко, вместе с 1-й Ударной будет освобождать Клин, сражаться на кровавом Ржевском выступе, а в 1943-м станет гвардейской – 10-й уже под командованием генерал-лейтенанта В.Я.Колпакчи. В составе 29 армии дивизия участвовала в освобождении Калинина (Твери), билась за Ржев и Вязьму, а до победы успела пройти по Орловской, Белгородской и Брянской областям, по Белоруссии, Польше и Восточной Пруссии. 250-я дивизия закончила войну на берегах Эльбы, встретившись там с американскими союзниками. Музей прославленного соединения активно работает в областном городе Белгороде.
Ты помнишь, Воронеж?
Вообще 250-ю дивизию не раз переводили из одной армии в другую, а мой прадед воевал сначала в 790-м Краснознамённом артиллеристском полку, впоследствии удостоенном ордена Александра Невского. Потом его перевели в 922-й стрелковый полк, тоже ставший Краснознамённым с тем же орденом Александра Невского. В ходе боёв под Ленинградом сержант Фёдор Голотвин был тяжело контужен и находился на лечении в одном из Ленинградских госпиталей. После выздоровления он проходил дальнейшую службу в Воронежской области, в военном лагере, который располагался в Лискинском районе.
У прадеда было сразу две медали «За Отвагу» - редкий случай. Их хорошо видно на его единственной фронтовой фотографии. К сожалению, из-за того, что все истории, случившиеся с прадедом, передавались по цепочке - от прадедушки к бабушке, от бабушки к папе и от папы ко мне, они оказались размытыми и только одна более-менее сохранилась у меня в памяти. Это случилось во время знаменитой Курской битвы летом 1943 года. Когда орудийный расчёт моего прадеда расположился на отдых у небольшой реки, прямо на них неожиданно выехал немецкий танк. Сержант Фёдор Голотвин на тот момент являлся заряжающим зенитной пушки, и он смог вовремя сориентироваться, и первым же выстрелом в упор подорвать вражескую бронированную машину.
За такой геройский поступок 13 августа 1943 года он был награжден медалью «За отвагу». Я продолжаю верить в семейное предание, поскольку наградных документов об этом случае в архивах не найдено. Зато есть запись в наградном листе о второй медали «За отвагу», который сохранился в архивах, и я смогла найти его на сайте «Подвиг Народа»:
Эти строки сегодня довольно сложно, но можно прочесть:
«Награждаю… орудийного номера 7 батареи старшего сержанта Голотвина Фёдора Константиновича за то, что в боях за разъезд Чарново Блок 28,7.44 г. проявил мужество и отвагу. Во время артиллерийского обстрела огневой позиции снаряды рвались возле самых орудий, но тов. Голотвин не покинул своего поста, а продолжал работать, быстро и точно подавал снаряды, в результате чего орудие вело непрерывный огонь по противнику, чем способствовало отражению атаки врага».
Это была вовсе не последняя награда прадеда. Через 40 лет после Победы его наградили Орденом Отечественной войны IIстепени. После окончания войны и службы в армии мой прадедушка в 1946 году демобилизовался, и по распоряжению военкомата Воронежской области приступил к очень важной и ответственной работе. Он стал начальником эшелона по организации набора людей на комсомольские стройки в Комсомольске-на-Амуре, Магнитогорске, Братске, на Сахалине и Урале. Прадед работал возле известного на всю страну Санатория имени А.Д.Цюрупы.
Об этом человеке я не так давно узнала, что он был первым советским наркомом продовольствия и организатором продотрядов, которые спасли от голода целые города и губернии. Как раз там прадед и встретил мою прабабушку, работавшую на тот момент бухгалтером в санатории. А одной из самых больших заслуг прадеда, как я считаю, стало то, что после того, как он прошёл всю войну, он сумел вырастить и воспитать четырёх детей и дать им всем образование.
Источник
Автор: Вовкогон Арина РГК 19-2
|
Посольство Сирийской Арабской Республики
Белорусский государственный технологический университет
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Ухтинский государственный технический университет
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова
Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева
Морская арктическая геологоразведочная экспедиция
Дагестанский государственный технический университет
Межрегиональная общественная организация Евро-Азиатское Геофизическое Общество
|
Не каждому выпало счастье жить
Что я могу сказать о своей бабушке, Елене Александровне Пономарёвой (до замужества Фёдоровой), маленькой блокаднице? Если бы она тогда не сумела выжить, не было бы ни моего отца Николая Евгеньевича, ни меня.
Когда летом 1942 года её вместе с матерью, моей прабабушкой Анной Васильевной Фёдоровой, вывезли по Ладоге на Большую землю, им, наверное, казалось, что началась новая жизнь. На Большой земле им первым делом дали паёк, помогали бороться с болезнями. К сожалению, прабабушку это уже не могло спасти, и в скором времени она умерла.
Но она не просто дала жизнь моей бабушке, она сделала всё, чтобы её жизнь продолжалась. Только через семь лет Лена Фёдорова вернулась в Ленинград, где поступила в университет и начала долгую, счастливую, по-настоящему новую жизнь.
А на тот момент, когда началась Великая Отечественная война, моя бабушка Лена была ещё ребёнком – ей исполнилось всего 10 лет. И ей пришлось пережить один из ужасов войны – блокаду Ленинграда. Моя бабушка была очень маленькой, но она запомнила много событий, память о которых и передавала родственникам.
К сожалению, бабушки Лены уже нет в живых, но меня до глубины души поразило всё то, что она нам рассказывала. Для меня эта история, пусть по рассказам бабушки и не такая длинная, навсегда застыла в памяти. Это история о человеческой жестокости и о человеческом страхе, о человеческом бессилии и о человеческих возможностях.
Лена Фёдорова на всю жизнь запомнит, как в конце августа 1941 года над головой засвистели бомбы. Она в тот день шла в школу вместе со своей старшей сестрой, чтобы узнать, каким будет новый учебный год. Ужасающее предчувствие буквально преследовало её. До школы они с сестрой в тот день так и не дошли…
Бабушка Лена всегда рассказывала эту историю с таким ужасом, что страшно становилось любому, кто её слышал. Но она навсегда запомнит и те дни, когда в последний раз видела сначала своего отца, а потом и старшего брата. Отец ушёл из дома на фронт ещё в самом начале войны, а брат, которому было всего 17 лет, только ближе к осени.
В закрытом и уже окружённом немцами и финнами Ленинграде еды хватало только на месяц, и эта жуткая новость быстро облетела весь город. Но все и так знали, что фашистские самолёты разбомбили огромные Бадаевские склады, чем обрекли город на вымирание. Уже в наше время стало известно, что уничтоженное тогда продовольствие вряд ли сильно изменило бы обстановку, однако люди были страшно подавлены самим фактом.
Моя бабушка помнила, как её мама плакала от понимания того, что она не сможет прокормить себя и трёх дочерей. Ане, которой было 12 лет, 10-летней Лене и крохотной пятилетней Танюшке пришлось повзрослеть очень рано. Таню в скором времени эвакуировали на барже через Ладогу, но никто из семьи с тех пор её так и не видел. Быть может, ей всё-таки повезло остаться в живых.
А нам остаётся никого не забыть
Моя бабушка Лена помнит, как первой блокадной зимой еду приходилось получать в магазинах и в каких-то заброшенных лавках по карточкам. Помнит и то, что норма выдачи на одного человека сокращалась не по дням, а по часам. А ведь впереди ещё ждала страшная, неизвестная зима.
Сестра бабушки, Аня, тяжело заболела первой же блокадной осенью. Причиной стало отравление цинком. Дело в том, что людям в пищу вместо нормального масла давали очищенную олифу, которой разбавляют краску, а в ней и содержался цинк. Вскоре в семье из пяти человек осталось всего двое.
Однажды мама принесла Лене новость: «По льду проведут дорогу». Радости в тот момент не было предела, но на самом деле отнюдь не всё было так хорошо. Первые машины тонули и не доходили до города, но вскоре эту проблему сумели решить. Появилась какая-то надежда, и так моя бабушка и её мама продолжали жить.
Мою бабушку, Лену Фёдорову, тоже хотели эвакуировать первой же зимой, но она заболела, и поэтому её не взяли, дабы не заражать других. Удивительным образом бабушка сумела вылечиться и выжила. Она помнит, как её мать готовила суп из куриных костей и шкур. Это сегодня можно только догадываться, откуда она их добывала. А один раз мама смогла достать ножку курицы – настоящую роскошь для блокадников. Где она её взяла, до сих пор остается тайной.
В первую блокадную зиму обстрелы были почти каждый день, мать и дочь жили без света, жгли мебель, чтобы добыть тепло. Как не раз повторяла бабушка, страшно было то, что никому нельзя было доверять: люди сходили с ума от холода и голода, от смерти близких и от того, что буквально каждый сам мог в любой момент погибнуть. Сама же она очень многого по-настоящему бояться так и не научилась.
Ещё одним знаменательным днём было 1-е мая 1942 года. Тогда каждому ленинградцу была выдана луковица. Может быть, для нас теперь в этом нет ничего удивительного, но тогда это было настоящее чудо. И что удивительно — всё это время моя бабушка ходила в школу. Правда, к весне 1942-го из сорока человек в классе закончили учебный год не более десятка.
Летом ленинградцы старались выращивать продукты, но даже если им и удавалось добыть семена, то они редко вырастали в полноценные продукты. Моя бабушка Лена вспоминала, как её мама готовила суп из крапивы. Даже совсем незрелые ростки и трава шли в еду. Летом совсем не было хлеба, потому что не было возможности доставлять пищу в город.
Моя бабушка ни разу не рассказывала, как они встретили новый 1942 год, но запомнила, как сильно радовались победе под Москвой и ждали, что блокаду прорвут совсем скоро. Она запомнила, что научилась различать, когда стреляли наши корабельные орудия с линкоров и крейсеров, потому что выстрелов немецких пушек почти не было слышно. Но от этого было только страшнее.
А ещё моя бабушка помнит ужасающий запах, который начинался весной. Бесчисленные трупы, оставшиеся на улицах и по дворам после первой страшной зимы, просто негде было хоронить. И практически ни у кого не было сил заниматься этим. Даже маленькая девочка хорошо запомнила, что только ближе к лету город удалось привести в относительный порядок, но уже Первомай блокадный Ленинград отметил по-настоящему – назло врагу.
Источник
Автор: Анастасия Пономарева, студентка геологоразведочного факультета МГРИ им. С. Орджоникидзе, ТО-19
|
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков в прямом эфире ответил на актуальные вопросы о системе высшего образования и науки. Мероприятие такого формата в министерстве проходило впервые.
Трансляция была организована на официальном YouTube-канале Минобрнауки. Модератором встречи выступил ведущий передачи “Умники и умницы” Юрий Вяземский. В течение двух часов Валерий Фальков отвечал на вопросы абитуриентов, студентов, их родителей, преподавателей, руководителей вузов, а также ученых - как молодых, так и опытных.
Публикуем наиболее интересные вопросы и ответы, прозвучавшие во время прямой линии.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение в целом внедрено успешно, хотя не все так гладко, как хотелось бы. Над чем еще надо работать?
В первую очередь надо хорошо подготовиться к новому учебному году, понять, можно ли организовать работу университетов почти в том же режиме, что и до пандемии. Нам придется пересмотреть стандарты деятельности, посмотреть на операционную деятельность университетов под иным углом. Хотя пандемия отступила, мы живем все-таки по-другому. Также нам надо сказать “спасибо” преподавателям, которые несмотря ни на что сохранили необходимый уровень преподавания, и подумать, как мы можем им помочь.
Важной стороной образования является живое общение преподавателя со студентами. В дистанционном формате обучения этот аспект опускается. Не стоит ли рассматривать это как угрозу качеству образовательного процесса?
Эта опасность - ахиллесова пята дистанционного образования. Мы видим и слышим друг друга, но это иной формат, нет эмоций, живого контакта. Поэтому нельзя рассматривать дистанционное образование в качестве альтернативы традиционному формату. Возможны гибридные варианты образования. “Удаленка” может дополнять процесс, может помочь разгрузить преподавателей, так как появляется возможность работать в малых группах, индивидуально. Но качественное образование основано на личном общении с преподавателями.
Не планируется ли сокращение кадров в университетах или снижение зарплаты или увольнение тех, кто не справился с переходом на цифровые сервисы?
Не может быть деления на тех, кто справился или нет, и не будет увольнений. Так или иначе все испытывали сложности. Зарплата должна быть выплачена вовремя и на том же уровне. Вузам окажут поддержку, на это выделено свыше 41 млрд рублей. Мы анализируем финансовое состояние вузов, и тем, у кого наиболее сложная ситуация, поступят деньги на выплату и зарплат, и отпускных.
Поступление
Обязательно ли поступать в вуз, чтобы стать успешным?
Неправильно говорить, что те, кто имеет среднее профессиональное образование, неуспешны. Успех зависит от человека. Но есть научно-статистический подход. Выпускник вуза имеет плюс 60-70% образовательной премии по сравнению со школьникам. Этот показатель повышается в зависимости от уровня образования, уровня вуза. Поэтому лично я советую получить высшее образование.
Нужна ли абитуриенту электронно-цифровая подпись для поступления?
Не нужна ни в этом году, ни в будущем. Сейчас есть четыре способа подать документы для поступления. Если эпидемиологическая ситуация в регионе позволяет это, то можно традиционно прийти в приемную комиссию вуза. Второй вариант - подать документы через сайт вуза. Третий, тоже традиционный, - отправить по почте. И также мы тестируем подачу через “Госуслуги”.
Студенческая жизнь
На какую помощь в связи с пандемией могут рассчитывать студенты?
Мы с вузами договорились об открытии специальной программы трудоустройства для студентов, пока она была тестовой, но станет постоянной. 16000 обучающихся уже так или иначе были трудоустроены. Кроме того, вузам рекомендовано сделать перерасчет оплаты за проживание в общежитиях для тех, кто вовремя самоизоляции уехал домой. Наиболее важное решение - отмена индексации стоимости обучения на этот год на контрактной основе. Но мы не можем предложить универсального решения по снижению стоимости обучения, так как кто-то из студентов доволен организацией процесса дистанционного обучения, кто-то нет, и если занятия ведутся плохо, то это повод для вопроса о пересмотре стоимости обучения.
Как планируется поддержать волонтеров, работавших в период пандемии, есть ли возможность зачесть им добровольческую деятельность как практику или учесть ее при поступлении в вузы?
Прежде всего, хочу сказать всем волонтерам “спасибо”, вы в этот период проявили бесстрашие, готовность жертвовать собой, это характеризует всех вас как достойных людей.
Я думаю, мы порекомендуем вузам зачесть волонтерство в качестве практики, хотя я и предполагаю, что могут возникнуть бюрократические проволочки из-за локальных правовых актов, мы постараемся сделать так, чтобы проблем было.
У вузов есть возможность при наличии волонтерской книжки дать дополнительные баллы согласно правилам приема, что повышает шансы на поступление.
Как обстоят дела со строительством новых общежитий и капремонтом существующих?
У нас дефицит общежитий, они нужны всем университетам без исключения. Сегодня по стране строятся 24 общежития на 15000 студентов, выделено почти 3 млрд рублей на ремонт более чем 200 жилых корпусов. Важно, чтобы ремонт был сделан качественно, чтобы условия были комфортными и современными. Мы позднее проведем отдельное совещание, чтобы обсудить этот вопрос и понять, как сделать общежития удобнее.
Иностранные студенты
Смогут ли студенты-иностранцы учиться удаленно, если границы будут закрыты до осени?
В каждом университете разная ситуация. В ряде вузов уже налажена работа, организованная дистанционная подготовка иностранных студентов. Мы отдельно будем рассматривать этот вопрос, у нас есть три месяца на это. Возможно, появятся гибридные классы, то есть кто-то учится очно, кто-то удаленно, возможно синхронно, возможно нет, это один из возможных выходов из ситуации с иностранными обучающимися.
Как будут продлеваться визы иностранным студентам?
Мы настраиваем вузы помогать зарубежным студентам продлевать визы, по закону, госпошлина за это не взимается, и продлевать ее можно неоднократно. В связи с тем, что вопросов от иностранных студентов поступает много, мы в ближайшее время организуем консультационную-методическую помощь для студентов из-за рубежа, чтобы оперативно отвечать на вопросы.
Наука
Будет ли продолжена программа научных мегагрантов? Планируется ли расширить и дифференцировать ее?
Да, в рамках этой программы будут разрабатываться схемы дифференциации инструментов поддержки и стимулирования ученых, как по возрастам, так и по направлениям. Мы изучим опыт зарубежных коллег, чтобы что-то перенять для работы.
Какие шаги предпринимает министерство для борьбы с липовыми диссертациями?
Мы получаем много заявлений по этому вопросу, в прошлом году было 204 обращения по лишению ученой степени. Пожинаем плоды прошлой свободы в этой сфере. Сейчас мы принимаем системные меры, но я не хочу назвать это ужесточением, чтобы не было угрозы дефицита молодых исследователей. Первая мера - это работа с диссоветами. Вторая - принцип открытости. Третья - нетерпимое отношение самого профессионального сообщества к случаям появления фальшивых научных работ.
Молодые ученые
Каковы меры поддержки молодых ученых, особенно в регионах?
Только сегодня мы с ректорами обсуждали программу стратегического академического лидерства, и в ней один из главных критериев оценки эффективности вузов - как раз поддержка молодых ученых. В этом году мы анонсировали спецпрограмму трудоустройства выпускников на исследовательские позиции в вузы, через месяц-полтора она будет запущена. В контексте этой программы у подающих надежды исследователей есть возможность предложить новые научные направления и расширить существующие, развивать свои идеи, этим стоит воспользоваться.
Когда возобновят выдачу жилищных сертификатов молодым ученым?
Готовимся выдавать сертификаты, списки будут опубликованы в июне на официальном сайте министерства.
Об университетах
Как соблюсти баланс между интеграцией и автономией университетов?
Университеты всегда славились своей автономией, у вузов в принципе особая миссия в государстве, которая базируется на академической автономии. Университеты сами определяют, как развиваться, чему учить, как учить и т.д. Решения, касающиеся взаимоотношения университетов между собой и между структурными подразделениями вуза должны приниматься с уважением к его автономии. Пойти на компромисс, пойти на уступки ради общего дела, выстраивать эффективное партнерство - это непросто. Надо уважительно относиться к традициям университетов, идти на изменения с оглядкой на них. Но как говорил Густав Малер: “Традиции - это передача огня, а не поклонение пеплу”. Надо найти баланс между соблюдением традиций и движением вперед.
|
От научного руководителя НТС Росприроднадзора, Член-корр. РАН В. А. Грачева
|