+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    
   +7 (495) 255-15-10     доп. 2580

16 магистров вузов Консорциума "Недра" направлены на обучение по программе тройного магистерского диплома за счет Гранта Центра ЮНЕСКО

18.11.2021

В конце восьмидесятых и в девяностые годы прошлого века золотой мечтой советской, а потом и российской молодёжи было уехать на Запад. Использовались любые возможности. Браки с иностранцами, поиск за рубежом работы по специальности, которая в то время оплачивалась «за бугром» куда щедрее, чем на Родине, и, конечно же, академические обмены. Мало кто из профессоров или студентов, принимавших участие в подобного рода проектах, возвращался обратно. В итоге утечка мозгов и, как следствие, снижение общего уровня квалификации учёных и инженеров, стала для нашей страны одной из наиболее серьёзных проблем последних десятилетий.


А с какой целью сегодня отправляются в европейские или американские вузы отечественные молодые таланты? Например, Дарья Егошина из Тюменского индустриального университета выиграла конкурсный отбор на обучение в Австрии и Германии по международной программе тройного диплома «Современные методы освоения полезных ископаемых». Её суть состоит в том, что ребята один семестр учатся в Леобенском горном университете, ещё один – во Фрайбергской горной академии, затем возвращаются в свою «альма-матер» и после окончания магистратуры защищают единую выпускную квалификационную работу. В комиссию, которая оценивает её уровень, входят представители всех трёх высших учебных заведений. В случае успеха соискатели получают российский, немецкий и австрийский дипломы.


В пятницу, 15 октября Дарье и ещё 19-ти российским студентам были вручены сертификаты, гарантирующие получение каждым молодым учёным гранта в размере 920 тысяч рублей. Он покроет затраты на трансфер, питание, тест на коронавирус, консульские сборы, оформление визы и прочие расходы. Кроме того, в эту сумму входят суточные и стипендия, то есть думать о том, где взять деньги на жизнь нашим студентам совершенно точно будет не нужно.

Не придётся им ломать голову и над тем, каким образом в нынешних непростых санитарно-эпидемиологических условиях получить необходимые документы для въезда в ЕС. Решение всех организационных вопросов, как и финансирование проекта, берут на себя его координаторы – Санкт-Петербургский горный университет и Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, созданный на базе старейшего технического вуза России.

По приезду в Старый свет ребятам, само собой, придётся отбыть карантин. Его срок – пять дней. После этого можно приступать к учёбе, а свободное от неё время посвящать любимым занятиям, то есть жить полноценной жизнью – посещать кафе, магазины, гулять в парках. Никаких ограничений, связанных со свободой передвижения, в случае отрицательного теста на коронавирус не предусмотрено. Кроме того, у всех российских студентов есть возможность в любой момент привиться местной вакциной, так что дополнительных трудностей с адаптацией, даже в случае ужесточения правил и инструкций, у них не возникнет.

«Сфера моих научных интересов - техносферная безопасность в горном деле. Оценка и минимизация рисков, связанных с охраной труда и антропогенным воздействием на экосистемы. Для того, чтобы стать профессионалом в этой области, очень важно собственными глазами увидеть лучшие зарубежные практики, ознакомиться с нюансами европейских стандартов, современными технологиями добычи полезных ископаемых, сравнить инфраструктуру австрийских и немецких лабораторий с нашей. Уверена, что участие в программе тройного диплома позволит мне получить дополнительные знания и навыки для того, чтобы затем применить их в России», - говорит Дарья Егошина.

Возвращение на Родину и поступление в аспирантуру, то есть продолжение научной деятельности – обязательное условие участия в программе тройного диплома. Её глобальная задача - рост академической мобильности в масштабах всей страны. Иными словами - совершенствование механизма, бесперебойная работа которого необходима для сокращения дефицита инженерных и научных кадров в краеугольном для отечественной экономики минерально-сырьевом комплексе.

С этой целью год назад был создан консорциум вузов «Недра». Он объединил высшие учебные заведения, чьи образовательные программы связаны с подготовкой специалистов для горной и нефтегазовой отраслей. Именно студенты этой ассоциации и получили возможность пройти конкурсный отбор на обучение за рубежом за счёт грантов Центра компетенций под эгидой ЮНЕСКО. Победителей первого тура определяли сами университеты, а второго, куда вышло порядка 70 лучших магистрантов со всей страны, - эксперты из города на Неве.

В нынешнем году отсев на участие в программе тройного диплома прошли 16 молодых людей из Кузбасского технического и Тюменского индустриального университетов, а также СПбГУ и Горного. В воскресенье они вылетают в Вену, а оттуда - в Леобен, где приступят к занятиям. Ещё четверо молодых людей отправляются в ФРГ, они будут учиться во Фрайбергской горной академии в течение всего нынешнего учебного года, но уже по программе двойного диплома. Аналогичные договорённости достигнуты и с LUT-университетом из финской Лаппеенранты, туда едут двое студентов. Самое главное, что это не единоразовая акция, проект рассчитан на десять лет. Причём, в последующие годы, число вузов консорциума «Недра», которые принимают в нём участие, будет расширено.

«Претворению в жизнь этой инициативы предшествовала долгая кропотливая работа по унификации учебных планов. В противном случае те дисциплины, которые наши ребята изучают в зарубежных вузах-партнёрах, невозможно было бы зачесть здесь, в России. И наоборот. Стандартизация как можно большего числа образовательных программ способствует развитию академической мобильности, росту компетенций молодых учёных и будущих инженеров, а, кроме того, создаёт среду доверия. Это очень важно, ведь адекватно ответить на вызовы, стоящие сегодня перед человечеством, в том числе, связанные с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду, можно лишь всем вместе. А для этого необходимо, как минимум, доверять друг другу», - подчеркнула начальник международного отдела Горного университета Александра Коптева.

Сотрудничество петербургского вуза с партнёрами в ЕС и других частях света длится уже не одно десятилетие. Его студенты и аспиранты, например, ежегодно ездят на стажировки, которые проходят в ФРГ, на базе Фрайбергской горной академии. Лучшие из них могут получить там второй диплом европейского образца или степень доктора философии. Молодые учёные из ФРГ, в свою очередь, принимают участие в международных конференциях и конкурсах, которые проводятся в северной столице, в том числе, в рамках Российско-Германского сырьевого форума. Теперь же возможность стать частью этой коллаборации получили и представители других российских вузов.

Например, Дарья Волощук из Кузбасского технического университета учится на химика-технолога. Она говорит, что учёба за границей для неё – никоим образом не самоцель, а один из инструментов, который позволит получить конкурентное преимущество перед сверстниками, и, самое главное, даст возможность «развить свои компетенции, чтобы в дальнейшем применить их, работая на Родине».


«Меня интересует не только химия, но и другие области знаний, в том числе, экология. Только не с социальной или политической точки зрения, а с производственной. Мне хотелось бы получить максимально возможный багаж знаний и практических навыков, чтобы я могла с высокой степенью достоверности определять, какой ущерб наносит природе то или иное предприятие. И понимать, за счёт внедрения каких технологий или проведения каких мероприятий можно снизить этот ущерб. Понятно, что мы не можем взять и свернуть всю добычу, оказаться в каменном веке лично мне не очень бы хотелось. Но разбираться в том, как можно минимизировать негативное воздействие на природу, в том числе за счёт вовлечения в переработку вторсырья, конечно, очень важно», - рассказала Дарья.

В Кемерово она стажировалась, в основном, на химических производствах, но в Германии и Австрии акцент будет сделан на взаимодействие с компаниями горной отрасли. Расширение горизонтов познания, которое в перспективе позволит молодым людям стать более востребованными специалистами, - ещё один плюс обучения за границей. Об этом говорили практически все ребята.


«После возвращения из-за рубежа и защиты выпускной квалификационной работы, я рассчитываю поступить в аспирантуру Санкт-Петербургского горного университета, - подчеркнула студентка этого вуза Софья Мазепа (она едет во Фрайберг для участия в международной программе двойной магистратуры). - На бакалавриате я занималась вопросами термической обработки фрез из быстрорежущих сталей для улучшения их эксплуатационных свойств. Но в дальнейшем планирую изучать влияние лазеров на структуры различных материалов и сплавов. О чём идёт речь? Допустим, мы нанесли на какое-то изделие QR-код. Возникает вопрос: какое воздействие окажет на него агрессивная среда, например, высокие температуры, возникающие при пожаре. Сохранится ли он, не пострадает ли его качество? Во многих случаях это очень важно, поскольку позволяет проследить весь путь этого изделия, от создания до продажи, что необходимо для борьбы с контрафактом».

Для того, чтобы получить право на грант, как рассказала Софья, ей пришлось изрядно потрудиться. Одной лишь успеваемости оказалось недостаточно. Для обучения за границей необходимо также владеть разговорным английским или немецким языком, заниматься исследовательской работой и быть автором, как минимум, одной публикации в научном журнале. Кроме того, следует иметь «твёрдое намерение поступить в аспирантуру».


«Родители со школы готовили меня к тому, что я буду учиться за границей. Но так получилось, что именно в тот год, когда я окончила одиннадцатый класс, образование в Финляндии неожиданно стало платным. Времени на то, чтобы консолидировать нужную сумму не было, поэтому я решила поступать в Горный университет. А когда узнала, что здесь реализуется такой проект, сразу же решила к нему присоединиться. Осознанно шла к этому на протяжении почти двух лет», - добавила Софья.

Другой студент Санкт-Петербургского горного университета Дмитрий Братских учится на нефтегазовом факультете. Для обучения в Леобене он выбрал специализацию «Геоэкология». Говорит, что это крайне актуальный сегодня тренд. Энергосбережение, рекуперация паров нефти, производство, хранение и транспортировка водорода, рекультивация земель – технологии, связанные с этой тематикой, обязательно окажутся востребованными и в будущем.

«Ещё одно перспективное научное направление – интернет вещей, то есть обмен данными между различными устройствами. Это когда ваш смартфон, допустим, посылает сигнал вашему чайнику начать нагрев воды. Подобного рода концепции можно применять не только в быту, но и на производстве. Их внедрение в горной отрасли позволит совместить решение двух принципиально важных для всей цивилизации задач: минимизировать техногенное воздействие на природу и повысить рентабельность профильных компаний. Именно этим я и планирую заниматься после возвращения из Австрии и Германии», - заверил Дмитрий.

Отметим, что на обучение за границей 22 студентов из российских вузов, входящих в консорциум «Недра», в нынешнем году выделено более 19 миллионов рублей. Кому-то может показаться, что это слишком большие деньги. Для того чтобы убедиться в обратном, достаточно вспомнить изречение о том, что «для уничтожения нации не нужны атомные бомбы или ракеты дальнего действия, достаточно лишь снизить качество образования и разрешить списывать на экзаменах».

Вряд ли найдётся много желающих поспорить с этим утверждением.

Победители конкурсного отбора из числа университетов консорциума «Недра».

Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
ТАСС об экспедиции МГРИ в Зимбабве
ТАСС об экспедиции МГРИ в Зимбабве

Геологи из РФ и Зимбабве провели первую совместную экспедицию Она состоялась в рамках работы Центра исследований минерального сырья при Университете Зимбабве ХАРАРЕ, 2 ноября. /ТАСС/. Группа специалистов из Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) провела в Республике Зимбабве первую совместную научно-образовательную геологическую экспедицию с местными коллегами. Она состоялась в рамках работы Центра исследований минерального сырья при Университете Зимбабве, созданного при поддержке МГРИ. Научно-образовательная экспедиция "Вместе со студентами и преподавателями Университета Зимбабве наши геологи осуществили отбор образцов горных пород в районе Магонди, - сообщила корреспонденту ТАСС руководитель Проектного офиса МГРИ по международным коммуникациям Шивлета Тагирова. - Он представляет большой интерес для геологов, поскольку дает ценную информацию о процессе эволюции земной коры этой части Африки. Палеонтологические находки помогли раскрыть этапы эволюционных процессов, происходивших миллионы лет назад, позволили сделать выводы о климатических условиях прошлых эпох и их влиянии на развитие экосистем региона". В экспедиции участвовали декан Геофизического факультета МГРИ Андрей Иванов, научный руководитель экспедиции ведущий научный сотрудник Рустам Мустаев, старший преподаватель Роман Пряжевский, руководитель Проектного офиса по международным коммуникациям Шивлета Тагирова, аспиранты Егор Попов и Александр Ченцов. Экологический мониторинг По завершении экспедиции прошло первое тестирование станций экологического мониторинга "ЭКОГЕОСКАН 1" и "ЭКОГЕОСКАН 2", которые были установлены на территории Университета Зимбабве. Эти инновационные станции разработаны и созданы учеными, студентами и преподавателями МГРИ в Исследовательском Центре искусственного интеллекта и цифровых технологий в сфере природопользования имени Л. З. Бобровникова. Прямо из Москвы ректор МГРИ Юрий Панов в режиме видеоконференции дал старт работе станций. "Этот проект - первый опыт международного применения технологий экологического мониторинга, разработанных в МГРИ, который стал возможен благодаря поддержке Минобрнауки России и министерства высшего образования, инноваций, науки и технологического развития Зимбабве", - сказал он. "Запуск экомониторинговой станции - важный шаг в научной работе двух университетов, - отметил проректор Университета Зимбабве профессор Пол Макурира. - Для нас важно, что для реализации этого проекта создана совместная исследовательская группа ученых МГРИ и Университета Зимбабве". Геологи из России познакомили зимбабвийцев с передовыми методами поиска кимберлитовых тел, что особенно важно для богатой залежами алмазов Зимбабве. В частности, речь идет о люминесценции прожилковых кальцитов как нового, вспомогательного признака для поиска этих тел. Сотрудники Университета Зимбабве выразили заинтересованность в дальнейшем развитии совместных научных исследований и технологических разработок в области экологического мониторинга. Зимбабве известна обширными залежами каменного угля, меди, кобальта, хромитов, редких металлов, золота, платины. В районах Чиадза и Маранге на востоке страны открыты самые крупные в Африке за последние 100 лет месторождения алмазов. Вместе с тем, значительные территории страны еще тщательно не обследованы геологами. https://tass.ru/obschestvo/22301553?ysclid=m30j5n0a6r599418452

03/11/2024

МГРИ запускает межконтинентальный проект экологического мониторинга в Зимбабве!
МГРИ запускает межконтинентальный проект экологического мониторинга в Зимбабве!

1 ноября произошло знаменательное событие: прямо из Москвы ректор МГРИ Юрий Петрович Панов в режиме видеоконференции дал старт работе станций экологического мониторинга «ЭКОГЕОСКАН 1» и «ЭКОГЕОСКАН 2» на территории Университета Зимбабве!   В торжественном запуске проекта участвовала и часть команды МГРИ, находящаяся в Зимбабве в составе совместной научно-образовательной экспедиции. Эти инновационные станции разработаны и созданы учеными, студентами и преподавателями МГРИ в Исследовательском Центре искусственного интеллекта и цифровых технологий в сфере природопользования имени Л.З. Бобровникова. Этот проект — первый опыт международного применения технологий экологического мониторинга, разработанных в МГРИ! Запуск проекта стал возможен благодаря поддержке Минобрнауки России и активной международной деятельности университета, направленной на укрепление научно-образовательного партнерства с Республикой Зимбабве. Коллеги из Университета Зимбабве приняли активное участие в подготовке оборудования и программного обеспечения к работе и выразили заинтересованность в дальнейшем развитии совместных научных исследований и технологических разработок в области экологического мониторинга.  Смотрите наш блог об экспедиции: http://mgri.tilda.ws/ |SLIDER|

02/11/2024

Российские и зимбабвийские геологи объединили усилия
Российские и зимбабвийские геологи объединили усилия

В Хараре, столице Республики Зимбабве, состоялась торжественная церемония открытия совместной научно-образовательной экспедиции Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) и Университета Зимбабве. Участников экспедиции приветствовали ректоры вузов-партнеров, а также руководство Университета Зимбабве - проректор профессор Хадсон Макурира, деканы факультетов сельского хозяйства, инженерии и естественных наук.  В своем обращении ректор Университета Зимбабве сказал :«Совместная геологическая экспедиция – это важный шаг в работе Центра исследований минерального сырья, созданного нашими совместными усилиями на базе Университета Зимбабве. Мы возлагаем большие надежды на работу нашей общей команды на объектах экспедиции».  Ректор МГРИ Юрий Петрович Панов в своем видеообращении к участникам проекта отметил: «От имени Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе рад приветствовать вас на мероприятии, посвященном старту нашей совместной экспедиции!  Мы стоим на пороге важного события. Сегодня, благодаря поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства высшего и среднего специального образования, инноваций, науки и технологического развития Республики Зимбабве, начинается новый этап сотрудничества между нашими университетами – научно-образовательная экспедиция. Уверен, она станет яркой страницей в истории создаваемого нами совместно Центра исследования минерального сырья при Университете Зимбабве.  Наша экспедиция объединяет не только знания и опыт ученых двух стран, но и передовые технологии. Мы будем использовать дроны для аэрофотосъемки, новейшие программные комплексы для анализа данных и даже искусственный интеллект для прогнозирования.  Но не менее важно и то, что мы создаем крепкую команду единомышленников. Уверен, что совместная работа, обмен опытом и знаниями станут залогом не только научных открытий, но и крепких профессиональных и личных связей между нами.  Кроме того, мы осознаем важность сохранения окружающей среды при проведении наших исследований. Каждый участник будет соблюдать экологические стандарты и правила безопасности во время работы. Наша общая задача — оставить после себя нетронутую природу для будущих поколений исследователей.  Друзья! Желаю вам интересной работы, новых открытий, удачи и, конечно, незабываемых впечатлений от знакомства с удивительной природой Зимбабве!» В состав делегации МГРИ вошли ведущие преподаватели университета - декан Геофизического факультета Андрей Иванов, ведущий научный сотрудник Рустам Мустаев и старший преподаватель Роман Пряжевский, а также аспиранты Егор Попов и Александр Ченцов. Они провели для зимбабвийских коллег серию увлекательных мастер-классов, поделившись своими знаниями и опытом. Особого внимания заслуживает и другое важное событие - запуск нового совместного проекта. Специалисты МГРИ создали экомониторинговую станцию, которая была установлена на территории кампуса Университета Зимбабве. Зимбабвийские коллеги адаптировали станцию к местным условиям. Этот шаг символизирует стремление вузов-партнеров к практическому сотрудничеству в сфере научных исследований и разработок. Данная экспедиция открывает новую страницу в плодотворном партнерстве МГРИ и Университета Зимбабве. Их совместные усилия направлены на укрепление научно-технического потенциала африканской страны и развитие ее минерально-сырьевой базы. Такое взаимодействие двух учебных заведений из разных уголков мира - яркий пример того, как образование и наука способны объединять народы и культуры.   Смотрите наш блог об экспедиции: http://mgri.tilda.ws/ |SLIDER|

02/11/2024

Человек – ГЛАВНЫЙ виновник изменения климата. Или нет?
Человек – ГЛАВНЫЙ виновник изменения климата. Или нет?

В этом распространенном заблуждении разобрались студенты Экологического факультета на дебатах, которые прошли в МГРИ 23 октября.   Чтобы развенчать этот миф, студенты разделились на две команды: первые отрицали, что человек играет ведущую роль в глобальном потепление, вторые выдвигали аргументы «за» эту теорию. Ребята подробно изучили научную литературу, парировали фактами и цитатами ученых. Рассуждали на темы цикличности климата, последствий техногенных катастроф и их влияния на окружающую среду.  По дебатов ребятам удалось доказать, что доминирующее значение в изменении климата имеют все-таки природные факторы. Климат - детище природной цикличности, но человечество способно как ухудшить ситуацию вплоть до наступления «ядерной зимы», так и улучшить, укрепляя экологическое законодательство и внедряя зеленые технологии.   Аргументы и контраргументы участников дебатов оценивались командой судей, состоящей из младших кураторов групп Е. Пеньковой, А. Рыбачок, К. Щербаковой, С. Пановой, ст.преп. М.В. Степановой под общим руководством доц. А.В. Слащевой, а также зрителей, которые задавили им каверзные вопросы и оценивали убедительность выступлений.   В этом году дебаты вошли в программу мероприятий, которые проводит наш университет в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» по проекту «Климат и экология», а также деятельности ФИП МГРИ по модернизации непрерывного экологического образования.

02/11/2024