Более 120 школьников 5-11 классов московских школ № 49, №1237, №1507 и №1995 17 сентября посетили мастер-классы и экскурсии в Российском государственном геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе.
|SLIDER|
Старшеклассники, которым уже скоро предстоит выбирать вуз для поступления, встретились с администрацией университета – проректором по инновационной деятельности и молодежной политике Юрием Пановым и деканом экологического факультета Антоном Мазаевым, заместителем ответственного секретаря Приемной комиссии МГРИ Никитой Стариковым. В ходе встречи они узнали много полезной информации об университете, его истории, специальностях, по которым осуществляется подготовка, и правилах приема.
Для всех школьников была проведена большая экскурсия по МГРИ. В Минералогическом музее для них прошли мастер-классы от специалистов музея Татьяны Должанской и Ольги Зайцевой. В музее истории доцент кафедры гуманитарных наук Владимир Моисеенко рассказал о славной 103-летней истории университета.
Пятиклассники побывали на занятии у активистов MGRI SPE Student Chapter. Лейли Календарова и Александра Шутко рассказали ребятам об истории нефти, а Ксения Парамзина и Анна Бойко - о её свойствах. Ева Орлёнкова и Эльвина Азмамбетова показали учащимся опыты по очистке воды от нефтяных пятен и строительству собственного трубопровода. Занятие прошло в рамках проекта "Energy4me".
Все участники мероприятия смогли посетить интерактивные площадки по самым разным научно-технологическим направлениям: ребятам продемонстрировали увлекательные химические опыты, на экологической площадке они познакомились с методами оценки качества окружающей среды. Три площадки были связаны с современными технологиями: полетами и управлением беспилотниками, технологиями трехмерного сканирования и моделирования и печати на 3D-принтере палеонтологических объектов; использованием нейрогарнитуры – устройства для обмена информацией между мозгом человека и компьютером. Эта технология позволяет в реальном времени вести регистрацию электрической активности мозга, которую может расшифровать компьютер.
Площадки по беспилотным транспортным средствам, 3D-сканированию и прототипированию, нанотехнологиям и нейроинтерфесам были организованы в сотрудничестве с Фестивалем творчества и инноваций «ИнноАрт Москва».
Старшеклассники посетили лабораторию кафедры техносферной безопасности, где узнали о том, для чего и как можно оценивать воздействие шума, вибрации и других негативных факторов на здоровье человека. После ребята отправились на кафедру минералогии и геммологии. Исполняющий обязанности заведующего кафедрой Дмитрий Петроченков познакомил школьников с коллекциями образцов для диагностики и оценки драгоценных камней и ювелирных изделий. Также ребята посетили мастерскую для обработки ювелирных камней и металлов.
Мероприятие прошло в рамках общероссийской акции «На острие науки» Года науки и технологий. Её цель — популяризировать науку, дать школьникам и их родителям полное представление о том, чем занимаются учёные.
|
13 сентября 43 первокурсника факультета геологии и геофизики нефти и газа приняли участие в ИТ-диктанте. Алексей Жучков, Леонид Казаков и Анастасия Филатова стали стобалльниками.
Более 90 баллов набрали девять студентов: по 96 получили Артём Авраменок, Дмитрий Демин, Максим Краюшкин и Наталья Некрасова, 94 – Ольга Вандышева, по 90 баллов – Даниил Боговеев, Виктория Иванникова, Тимур Садритдинов и Эдуард Солнцев.
41% процент студентов-участников превысили порог в 80 баллов, 16% – в 70 баллов и 11% – в 50.
Заведующий кафедрой информатики и геоинформационных систем Евгений Оборнев так объясняет успех первокурсников МГРИ на диктанте: «Четвёртый год мы принимаем на ИТ-специальности школьников, которые сдают ЕГЭ по информатике, а не по физике, как это было ранее. С этой молодёжью интересно работать: можно сразу, опираясь на базовый школьный курс по информатике, начинать решать сложные задачи». Также Евгений Александрович отметил: «Все ребята сразу хотят стать специалистами по анализу данных. Приходится их нацеливать на долгий четырёхлетний путь высшего образования и изучения всех предметов геологической направленности. Прикладной характер подготовки даёт нашим выпускникам неоспоримое преимущество перед «политехническими» информатиками, которые не понимают прикладной задачи, а лишь умеют её решать с использованием ИТ. Именно специалистов, знающих терминологию и основы основных геологических наук, ждёт наша отрасль».
ИТ-диктант всегда приурочен ко Дню программиста в России: праздник ежегодно отмечается в 256-й день года, что символизирует множество значений, которые можно выразить при помощи восьмиразрядного байта. Диктант представляет собой набор тестовых заданий разного уровня сложности: от основ работы с компьютерной техникой и навыков использования Интернет-ресурсов до познаний в таких темах, как блокчейн и интернет вещей. Задача тестирования – оценить уровень компетенций участников, владения базовыми и продвинутыми цифровыми навыками.
|
Александр Туров, доцент кафедры региональной геологии МГРИ, и Александр Купрячков, студент 2 курса факультета геологии и геофизики нефти и газа, награждены Почётной грамотой Федерального агентства по недропользованию за активное участие в организации и проведении XIII Всероссийской открытой полевой олимпиады юных геологов и за большой вклад в развитие детско-юношеского геологического движения в России.
Олимпиада проходила со 2 по 6 августа в Екатеринбурге. Для обеспечения безопасности участников олимпиада была проведена в дистанционном формате на площадке Уральского государственного горного университета с использованием платформы MS Teams. Удаленный формат позволил привлечь к участию ребят из разных регионов и стран. На олимпиаде было 30 команд из России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Участники строили геологические разрезы и карты изолиний, определяли минералы и окаменелости, составляли описание геологического памятника и т.д.
«На олимпиаде я уже не первый год занимаюсь проверкой работ участников, по критериям в зависимости от соревнования. Я помогал судить такие направления, как «Основы техники безопасности», «Нефть и газ», «Радиометрия» и, когда олимпиада была в очном формате, «Шлиховое опробование». Уровень участников с каждым годом растёт, больше команд показывают конкурентоспособность», - рассказал Александр Купрячков. Говоря о получении награды, студент отметил: «Приятно узнать по окончании олимпиады, что твои труды были замечены».
Всероссийская открытая полевая олимпиада юных геологов проходит раз в два года и проводится Федеральным агентством по недропользованию с целью воспитания патриотизма, любви к родному краю, бережного отношения к природе и минеральным богатствам России. В этом году олимпиада была организована совместно с Правительством Свердловской области и Российским геологическим обществом.
От всего коллектива и студентов МГРИ поздравляем Александра Васильевича Турова и Александра Купрячкова с получением Почётной грамоты!
|
Стартовые затраты на внедрение одного производственного комплекса составят не 300 тысяч долларов США, как по существующей технологии, а $120-125 тысяч. Срок окупаемости не превысит одного года.
В пятницу, 17 сентября, стало известно, что сотрудники Научно-исследовательского центра «Конструкционные керамические наноматериалы» Национального государственного исследовательского технологического университета «МИСиС» предложили новую технологию производства ванадия из отработанных катализаторов, которые используются при промышленном получении серной кислоты. Исследования проводились совместно с коллегами из Белорусского государственного технологического университета и Института общей и неорганической химии Национальной академии наук Беларуси, сообщает пресс-служба вуза.
Ежегодно в химической промышленности образуется около 40 тысяч тонн такого рода отходов. Использованные ванадиевые катализаторы содержат 5-10% ванадия в общей массе вещества, это достаточно высокая концентрация. Технология «МИСиС» одновременно решает проблему утилизации промышленных отходов и позволяет сэкономить на затратах по производству ванадия. Сегодня основным сырьём для его получения являются конверторные шлаки.
По словам одного из разработчиков, сотрудника центра «Конструкционные керамические наноматериалы» «МИСиС» Валентина Романовского, новая технология позволяет извлекать до 98% ванадия высокой чистоты.
«Разработанный нами многоступенчатый метод получения ванадия из отработанных катализаторов включает в себя измельчение, отмагничивание железа и двухэтапное выщелачивание ванадия. На первом этапе металл выщелачивается раствором серной кислоты в процессе ультразвуковой обработки. На втором этапе ванадий довыщелачивается раствором сульфита натрия. На заключительном этапе происходит термогидролитическое (кипячением) выделение ванадия из раствора предварительно окисленного персульфатом аммония» — рассказала Елена Романовская, старший научный сотрудник Белорусского государственного технологического университета.
Потребности российской промышленности в ванадии сегодня растут. В первую очередь он необходим в чёрной металлургии для повышения прочности и износоустойчивости стали. Кроме того металл широко используется в аэрокосмической, оборонной промышленности, автомобилестроении и энергетике.
Напомним, что учёные Сибирского федерального университета совместно со специалистами компании РУСАЛ добились повышения прочности и пластичности алюминиево-магниевых сплавов за счёт добавления скандия. Это даёт перспективы их применения в судостроении и автомобильном производстве.
Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
|
Образовательные программы Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе вошли в первую лигу Предметного национального агрегированного рейтинга по укрупненной группе направлений подготовки «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия».
«Сейчас предметные рейтинги становятся одним из трендов в высшем образовании, поскольку они позволяют более точно оценить деятельность вуза в той или иной области знаний. Это логично и правильно – сравнивать между собой университеты, которые ведут подготовку по одной и той же специальности. В данном рейтинге МГРИ уверенно показал себя в своей научно-образовательной области как вуз, достойный высоких позиций», – отметила Анастасия Машкова, проректор по международной деятельности и региональному сотрудничеству.
Предметный национальный агрегированный рейтинг – это первая попытка оценить все российские вузы по всем 55 направлениям подготовки. Для составления рейтинга были рассмотрены данные восьми рейтингов, удовлетворяющих требованиям публичности (полная информация представлена в открытом доступе), стабильности (существуют не менее трех лет), массовости (оценивают не менее 100 вузов) и периодичности (оценивание проводится ежегодно). Это такие рейтинги, как:
Национальный рейтинг университетов – Интерфакс.
Рейтинг «Первая миссия» (на базе проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»).
Рейтинги университетов RAEX.
Рейтинг по индексу Хирша.
Рейтинг по данным Мониторинга эффективности.
Рейтинг «Оценка качества обучения».
Рейтинг по результатам профессионально-общественной аккредитации.
Рейтинг «Международное признание».
Таким образом, Предметный национальный агрегированный рейтинг аккумулирует в себе предметные рейтинги ведущих российских агентств, популярные мировые предметные рейтинги, предметный рейтинг по индексу Хирша, рейтинг по результатам оценки качества обучения, а также предметный рейтинг по результатам независимой оценки программ. Вузы в рейтинге получают не определённую позицию, а причисляются к одной из лиг - премьер, первой, второй или третьей.
|
Открытию предшествовало изобретение той же группой исследователей «умной фольги», которая сегодня успешно применяется в электронике.
В среду, 15 сентября, стало известно, что учёные Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) разработали новый конструкционный материал, который может использоваться при сборке легковозводимых строительных сооружений или космических аппаратов. Инновационная конструкция представляет собой «сэндвич», состоящий из двух листов алюминия и расположенных между ними металлических шестигранных ячеек в форме сот, сообщает пресс-служба вуза.
Предпосылкой для создания нового материала послужила предыдущая разработка СПбПУ – «умная фольга». Она изготавливается из множества нанослоёв различных металлов. Благодаря слоистой структуре такая фольга способна нагреваться за доли секунды до 1500 градусов по Цельсию, и так же быстро остывать. Это свойство позволяет использовать её как более эффективное средство для скрепления масштабных конструкций по сравнению со сваркой, пайкой и склеиванием.
«Мы создали модель процесса роста нанослоев в оборудовании, на котором происходит процесс производства «умной фольги». В результате появилась возможность прогнозировать итоговые свойства материала еще в ходе его создания. Контролируемо меняя режимы работы оборудования, мы можем регулировать целый класс свойств фольги. Как результат мы смогли найти новое применения нашей технологии. Так, например, мы предлагаем использовать эту технологию для соединения конструкционных частей стенок космического аппарата» - рассказала Ольга Квашенкина, директор научно-технологического центра «Нейропрогнозирование материалов и технологий электронной промышленности» в составе Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» СПбПУ.
Использование инновационного конструктивного материала СПбГУ повышает скорость сборки металлических конструкций и снижает их себестоимость. Изделия могут иметь разные габариты, в том числе достаточные для возведения крупных медицинских объектов, например, ковидных стационаров. При сниженной себестоимости панели обладают отличными теплоизоляционными свойствами. Интерес к изобретению уже проявили несколько российских и китайских компаний.
Напомним, что учёные Национального государственного исследовательского технологического университета «МИСиС», Южно-Уральского государственного университета совместно со специалистами Объединённого института ядерных исследований и коллегами из Египта, Саудовской Аравии и Белоруссии разработали радиопоглощающий композитный материал на основе полимерной матрицы с наполнителем из гексаферрита и нанографита.
Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
|
Студентка 4 курса гидрогеологического факультета Ксения Парамзина и студентки 3 курса факультета технологии разведки и разработки Ева Орлёнкова и Эльвина Азмамбетова успешно завершили обучение во время образовательного трека, теперь их ждет знакомство с командами подопечных школьников.
На первом этапе конкурса участники проходили обучение теории наставничества и проектной деятельности, а также познакомились с наставниками от активов организаторов конкурса – АФК «Система» и платформы «Реактор». Теперь студентов ждет знакомство с подопечными школьниками, формирование команд, презентация и выбор кейсов от активов АФК. Далее у наставников-студентов начнётся работа над проектами школьников.
Участие в конкурсе дает девушкам из MGRI SPE возможность развивать собственный профориентационный проект «Energy4me». Он реализуется активистками чаптера уже год в рамках взаимодействия с базовыми школами МГРИ по всей России. Теперь стартовала вторая фаза проекта и активисты MGRI SPE помогут школьникам определиться с будущей профессией через развитие их проектных идей.
Конкурс «Студенты – старшеклассникам» проходит в рамках программы «Амбассадоры «Лифт в будущее», то есть участники конкурса смогут присоединиться к команде амбассадоров, а также принимать участие в мероприятиях Благотворительного фонда «Система». В рамках программы «Лифт в будущее» есть различные направления, одним из которых является работа с детьми, попавшими в сложные жизненные ситуации. Всего по России было подано 740 заявок на участие в программе «Лифт в будущее», из которых 240 были отобраны для участия.
|
Александра Демченко, студентка 2 курса факультета экономики и управления, стала победительницей вузовского (отборочного) этапа Международной олимпиады по финансовой безопасности, проходившего с 17 по 21 мая 2021 года в РУДН. Недавно Александра получила диплом победителя.
Второй этап олимпиады стартует 3 октября. Он пройдет на базе образовательного центра «Сириус» в Сочи. Участникам предстоит не только решать олимпиадные задания: студенты присоединятся ко встречам с интересными людьми, посетят ярмарку вакансий, развлекательные, спортивные и экскурсионные мероприятия. Итоги олимпиады будут подведены 9 октября. Победители финального этапа получат особые права при поступлении на следующую ступень образования.
Олимпиада проводится при поддержке Минобрнауки России, Минпросвещения России, Росфинмониторинга и образовательного фонда «Талант и Успех». Цели проведения олимпиады – повышение информационной, финансовой и правовой грамотности детей и молодёжи, содействие их профессиональной ориентации, развитие научных знаний в области финансовой безопасности.
|