27 ноября состоялось собрание Совета иностранных обучающихся. Встреча прошла в стенах будущей штаб-квартиры СИО в ДС "Рудознатцы".
В ходе собрания были представлены новые члены совета, курирующие разные страны и регионы. Среди них - студенты и аспиранты из Азербайджана, Беларуси, Вьетнама, Йемена, Непала, Китая, Казахстана, Кубы и Таджикистана.
Совместно с исполняющим обязанности начальника Отдела по работе с иностранными студентами Мариной Карабер составлен план мероприятий на ближайшее время. В числе проектов - проведение масштабного Фестиваля интернациональной дружбы, в котором также примут участие иностранные обучающиеся Старооскольского филиала.
Стоит отметить, что на данный момент в состав совета входят представители из 20 стран. Возглавляет совет студентка геологоразведочного факультета Людмила Канимбуе.
Отдел по работе с иностранными обучающимися плотно взаимодействует с кураторами стран и регионов из числа членов СИО, что позволяет облегчить зарубежным студентам пребывание в России и обучение в МГРИ.
По всем вопросам, связанными с обучением иностранных граждан в МГРИ, вы можете обращаться по e-mail: forsupp@mgri.ru
Группа СИО в ВКонтакте: vk.com/sio_mgri
|
Экспертная группа при Координационном органе Минобрнауки России по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, руководителем которой является и.о. проректора по учебной работе МГРИ Мария Фролова, провела анализ деятельности федеральных инновационных площадок (ФИП) России и отметила лучшие проекты.
Изменения в системе образования Российской Федерации продолжаются, идет работа на преобразование подхода к обучению, выход на качественно новый уровень для обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования.
Одной из задач университетов является реализация Национального проекта «Образование», инициированного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где ориентиры расставлены на повышение качества образования и воспитание гармонично развитой ответственной личности.
По итогам работы экспертной группы на выявление эффективных моделей осуществления инновационной деятельности в системе образования и практик федеральных инновационных площадок (далее – ФИП) по итогам экспертизы годовых отчетов ФИП 2020 года, а так же по материалам в анализе механизмов реализации проектов, представленных субъектами, имеющими статус Федеральной инновационной площадки, были выявлены лучшие практики для дальнейшего масштабирования, что позволит в дальнейшем создать базу знаний успешных практик инновационной деятельности.
Для признания организации федеральной инновационной площадкой должны быть реализованы следующие основные направления инновационной деятельности:
Разработка, апробация и (или) внедрение:
- новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора;
- примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;
- новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;
- методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
- новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;
- новых институтов общественного участия в управлении образованием;
- новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Экспертиза деятельности 49 федеральных инновационных площадок за 2020 год проводилась с 15 октября по 5 ноября.
При оценке отчетных материалов экспертами МГРИ были определены как эффективные следующие проекты:
1. «Разработка механизма сетевого взаимодействия образовательных организаций союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный аграрный университет»).
Целью проекта является популяризация методологических требований движения Ворлдскиллс к подготовке специалистов в Ставропольском крае, в том числе в форме деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки и подготовке участников чемпионатов Ворлдскиллс, позволяет вести речь о новой форме интеграции образовательного пространства регионов, в т.ч. и Ставропольского края.
Материалы проекта могут использоваться в образовательных организациях среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, высшего образования, учебных центрах для повышения качества образования, профессионального уровня. Результат научных исследований предлагается использовать для разработки стратегии развития предприятий и организаций; для планирования и осуществления практических, организационных и содержательных действий по сетевому взаимодействию образовательных организаций и учреждений СПО, выводя его на качественно новый уровень.
2. «Разработка и внедрение новых инновационных образовательных технологий для выстраивания индивидуальной траектории непрерывного образования по схеме "школа - вуз - предприятие"» (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»)
Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации данного инновационного образовательного проекта состоит в следующем: ранняя профориентация школьников, формирование тематик проектов в рамках технологии группового проектного обучения в интересах профильных организаций-партнеров ТУСУРа, проведение производственных практик студентов на базе профильных организаций-партнеров, привлечение сотрудников профильных организаций-партнеров к реализации образовательных программ ТУСУР, реализация комплексной языковой профессионально-проектной подготовки школьников, разработка банка тестовых заданий по английскому языку, укрепление имиджа вуза как площадки для повышения квалификации и профессиональной переподготовки по современным программам для предприятий и организация России и стран СНГ, приобретение у школьников и студентов положительного опыта обучения на онлайн-курсах, определение механизма его возникновения и развития. Данные мероприятия позволят уже на этапе школьного обучения сформировать у обучающегося инновационные компетенции.
3. «Цифровая трансформация процессов университета («Умный университет»)» (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет»)
Целью проекта является повышение эффективности системы управления вузом, пакет предложений по созданию условий, способствующих эффективной цифровой трансформации процессов в вузах РФ (в т.ч. предложения по изменению законодательства), что особенно актуально в сегодняшних условиях.
На основании всех представленных материалов можно очертить основные направления развития высшего образования. Наиболее распространенными инновациями в образовании являются: информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированное обучение; проектная и исследовательская деятельность; формат непрерывного обучения. Развитие инновационной деятельности неизбежно сталкивается с проблемами и на протяжении большого периода времени – это проблемы, связанные с финансированием и мотивацией.
В связи с чем, в дальнейшей работе для развития программы и повышения эффективности работы ФИП вузов, необходимо при распределении контрольных цифр приема, а также при распределении заявок по конкурсам в рамках национальных проектов «Образование», «Цифровая экономика» и др. учитывать наличие ФИП конкретного университета. Рассмотреть разработку дополнительных мер для финансирования проектов.
|
26 ноября международное информационное агентство «Россия сегодня» в онлайн-формате организовало Форум по итогам реализации в 2019-2020 гг. проектов Россотрудничества в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики". От МГРИ на форуме присутствовала начальник отдела протокола и внешних связей Дарья Щедрова.
В середине 2019 года Россотрудничество запустило более сорока международных ресурсов для учителей и школьников по всему миру, в которых уже приняли участие более 100 тысяч человек из 92-х стран. В 2020 году, в период пандемии, данный опыт получил свое позитивное развитие. Основными инструментами реализации программы стали онлайн-форматы поддержки школьников и учителей, студентов и молодых ученых по всему миру. На форуме обсуждались результаты реализации этих проектов.
В рамках форума прошла имиджевая пресс-конференция, на которую были приглашены заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов, начальник Управления реализации проектов в сфере образования и науки Ольга Филонова, председатель Российского общества "Знание", заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина; член Совета по развитию цифровой экономики при Совфеде РФ, член Экспертного Совета ГД РФ по цифровой экономике, руководитель проекта "Искусственный интеллект" НТИ Надежда Сурова; генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов и другие эксперты.
Затем на форуме состоялось пленарное заседание. На нем также выступали Павел Шевцов и Надежда Сурова. Кроме того, в заседании приняли участие спикеры из Финансового университета при Правительстве Российской федерации, РУДН, МГТУ имени Н. Э. Баумана.
Работа на форуме была продолжена в формате секций по темам «Создание системы развития цифровой грамотности школьников из семей, проживающих в зарубежных странах, и учеников русских школ в среде электронного дистанционного обучения» и «Поддержка педагогов школ и вузов в части развития цифровых компетенций и использования российских цифровых образовательных ресурсов, технологий и методик в преподавании».
|
Проректор по инновационной деятельности и молодежной политике Юрий Панов и заведующий кафедрой гидрогеологии им. В. М. Швеца Михаил Черепанский в этом году были представлены к наградам Министерства природных ресурсов и экологии РФ
Юрий Панов награжден Почётной грамотой Министерства за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в подготовку высококвалифицированных кадров для геологический отрасли. Михаил Черепанский удостоен нагрудного знака "Почетный работник водного хозяйства" - так же за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в подготовку и воспитание инженерных кадров для водного хозяйства и геологической отрасли. Обе награды пополнят богатую копилку личных достижений проректора и профессора и коллектива университета в целом.
Поздравляем Юрия Петровича и Михаила Михайловича с награждением!
|
Геленджик, Краснодарский край, 26 ноября 2020 года. – Специалисты АО «Южморгеология» (дочернее общество АО «Росгеология») приступили к первому этапу геологоразведочных работ для поиска запасов подземных вод, достаточных для обеспечения устойчивого круглогодичного водоснабжения города-курорта Геленджик в Краснодарском крае. Работы ведутся по заказу администрации города.
По оценкам геологов, проблемы города с водой в летний сезон имеют геологические причины. Дивноморский водозабор – один из основных источников водоснабжения Геленджика – запитывается водой из 35 подземных скважин. Однако большая часть скважин в засушливое лето пересыхает, поскольку их питает так называемая «краткосрочная» вода из подруслового речного коллектора, который зависит от атмосферных осадков и таяния ледников Кавказа. Чтобы обеспечить устойчивое водоснабжение города, независимое от времени года и погодных условий, необходимо найти глубоко залегающую воду в трещинах разломных зон горных пород.
«В настоящее время идет первый камеральный этап работ, включающий анализ фондовых архивных материалов за последние 70 лет, геологических, тектонических, геоморфологических карт, спутниковых данных дистанционного зондирования, – рассказал главный геолог АО «Южморгеология» Борис Сенин. – Аналитические исследования могут занять от 2 до 4 месяцев, но уже сейчас понятно расположение нескольких зон максимальной концентрации разломных нарушений, где мы ожидаем найти значимые запасы воды в трещиноватых коллекторах».
После того, как будут выделены перспективные районы, специалисты «Росгеологии» проведут полевые геофизические исследования, по результатам которых определят точки под бурение поисковых скважин.
«Если поисковые скважины подтвердят наличие воды, в ходе опытной откачки мы оценим их дебит – объем воды, который можно получать ежесуточно, и проведем исследования химического состава, чтобы оценить, имеет ли вода питьевое или техническое назначение, или это минеральная вода с лечебными свойствами, – пояснил управляющий директор АО «Южморгеология» Егор Красинский. – По результатам геологоразведочных работ уже в следующем году можно будет выполнить бурение эксплуатационных скважин с необходимой обвязкой и подключение их к общей системе водозабора и водопровода Геленджика».
|
24 ноября в онлайн-формате прошло заседание президиума консорциума «Недра» - общественно-профессионального сообщества вузов России, выпускающих специалистов минерально-сырьевого комплекса. МГРИ на заседании представила проректор по международной деятельности и региональному сотрудничеству Анастасия Машкова.
Консорциум был создан в октябре этого года по распоряжению Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова. В президиум организации вошли 13 российских вузов, в том числе и МГРИ. На прошедшем заседании в консорциум были приняты еще несколько университетов - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Сибирский государственный университет, Самарский технический университет, Мурманский арктический государственный университет и др.
Также президиум определил направления работы консорциума:
Работа участников консорциума в межправительственных и правительственных Комиссиях в качестве экспертов от лица консорциума с целью выработки рекомендаций для принятия решений по глобальным проектам в области науки и образования.
Участие членов Консорциума в совместных ежегодных научно-практических конференциях, семинарах, симпозиумах, мастер-классах национального и международного уровня;
Создание национальной и международной системы оценки компетенций специалистов минерально-сырьевого сектора;
Разработка и введение критериев и индикаторов оценки профессиональной компетенции преподавателя на звание «Профессор ЮНЕСКО по горнотехническому профилю» и внедрение системы оценки компетенций на звание «Профессор ЮНЕСКО».
Развитие мобильности студентов, аспирантов, преподавателей, ученых (популяризация программ «двойных» и «тройных» дипломов, программ включенного обучения, летних/зимних школ);
Взаимодействие с Международным центром компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО по всем направлениям деятельности, в т.ч. проведение совместных конкурсов на получение Грантов Центра на обучение и научные исследования совместно с зарубежными партнерами Центра ЮНЕСКО;
Взаимодействие участников Консорциума при проведении учебных, производственных и других практик на базе их полигонов и учебных баз;
Кооперация в области повышения уровня квалификации и педагогического мастерства научно-педагогических кадров.
|
Необычный, ярко выделяющийся на фоне современных “Ласточек” и других поездов состав сегодня прибыл на платформу Белорусского вокзала. Это “Поезд Победы”, уникальный передвижной музей, который, посетив 13 городов России, вернулся на точку старта.
Ровно месяц назад “Поезд Победы” отправился в путь через города европейской части страны - Псков, Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Смоленск, Тулу, Курск, Волгоград, Владикавказ, Новороссийск, Керчь, Феодосию и Севастополь - все они памятны нам по истории Великой Отечественной войны. В Москву состав вернулся ненадолго - уже скоро он вновь тронется в дорогу, на этот раз по Транссибирской магистрали до самого Дальнего Востока. Таким образом, “Поезд Победы” побывает в 50 городах нашей страны.
|SLIDER|
Поезд состоит из 12 вагонов: восьми тематических и четырех технических. Тянет состав легендарный паровоз “Серго Орджоникидзе” - в годы войны именно такие обслуживали прифронтовые железные дороги.
Нулевой вагон - организационный. Здесь посетители знакомятся с правилами посещения музея, которые в период пандемии обязательно включают использование масок и перчаток. Здесь же размещена информация об истории создания иммерсивной инсталляции и ее устройстве. Вся экспозиция связана единым сюжетом - рассказ идет от лица женщины-железнодорожника Лидии. Хотя она является вымышленным персонажем, её история основана на воспоминаниях реальных людей, в частности, машиниста паровозной колонны Елены Чухнюк, водившей поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта. В повествование Лидии также включены сотни историй других людей, переживших войну.
С первого вагона начинается путешествие во времени: гости музея попадают в последние предвоенные дни. В этом вагоне собраны люди самых разных возрастов и профессий. Пассажиры, каждый из которых едет куда-то по своим делам, еще не знают, как изменится их жизнь во время войны.
Зато посетители экспозиции узнают об этом уже в следующем вагоне: в нем солдаты и офицеры едут на фронт, а за окнами, в которых помещены мультимедийные экраны, можно увидеть отправляющихся в эвакуацию мирных жителей. Во второй половине вагона сооружен окоп, где экскурсанты могут ощутить, что значит оказаться под обстрелом.
Третий вагон посвящен теме концентрационных лагерей Третьего Рейха. В нем тоже две части: в первой показан сюжет пытки нацистом советского офицера, вторая рассказывает о жизни узников. Авторы проекта говорят, что этот фрагмент экспозиции - одна из самых эмоционально сложных точек маршрута.
Четвертый вагон - санитарный. Здесь медики непрерывно ведут борьбу за жизни солдат, делают операции и перевязки. Часть этого вагона отведена под экспозицию о научных достижениях военного времени. Здесь можно увидеть микробиолога Зинаиду Ермолову, разработавшую первый советский пенициллин, и физика Игоря Курчатова, родоначальника советского атомного проекта.
Пятый вагон несомненно удивит посетителей - он является банно-прачечным. В редких музеях освещается важная тема соблюдения гигиены в годы войны. Здесь же она вплетена в историю капитуляции немецких войск под Сталинградом - поэтому в этом вагоне можно встретить фельдмаршала Паулюса, но не в военной форме, а в нательном белье - он готовится к помывке.
Вторая половина этого вагона рассказывает о еще одной героической странице войны - блокаде Ленинграда. Поезд идет по железнодорожной ветке “Поляны - Шлиссельбург”, известной как “Дорога Победы”. Рассказчик Лидия не забывает напомнить, каким страшным было это время для города на Неве.
Предпоследний вагон - это штаб маршала Рокоссовского, где рассказывается об одной из самых успешных операций Великой Отечественной войны - “Багратион”, известной также как Белорусская наступательная операция. По хронологии это уже 1944 год, значит, конец войны уже совсем близок.
Действительно, следующий вагон посвящен Победе и двум ее сторонам - радости и скорби. Именно поэтому в этом вагоне две половины - в одной едут счастливые бойцы, в другой же справляют поминки по погибшим. Каждый здесь непременно задумается, какова была цена Победы...
Экспозицию вернувшегося в Москву поезда посетили корреспонденты МГРИ.ИНФОРМ Анна Шелементьева и Михаил Еремин.
"Эмоции после просмотра экспозиции переполняли меня ещё несколько часов, - говорит Аня. - Все инсталляции очень реалистичны и как будто перемещают тебя в годы Великой Отечественной войны. Больше всего меня поразил вагон, посвященный концентрационным лагерям. Сложно передать эмоции, которые испытываешь, глядя на это.
Еще меня впечатлила интерактивная составляющая выставки: в вагонах раздается стук колес, в "окнах" встроены экраны, на которых движутся картинки, и создаётся впечатление, что поезд на самом деле едет".
Проект был разработан Министерством науки и высшего образования России, ОАО “РЖД”, творческой мастерской “Невский баталист” и медиагруппой “Красный квадрат”. Запуск акции был приурочен к 75-летию Победы. В условиях пандемии проект не удалось сделать общедоступным - очно посетить экспозицию смогло ограниченное число людей, в основном школьники, студенты и участники военно-патриотических организаций. Но на сайте проекта поездпобеды.рф доступен виртуальный тур по музею, благодаря которому каждый может совершить познавательное путешествие в “Поезде Победы”.
|
21 ноября в Музее Победы на Поклонной горе завершил свою работу Международный научно-практический форум «Уроки Нюрнберга». От МГРИ очным участником форума стала Валерия Кольцова, студентка 2 курса гидрогеологического факультета.
Форум приурочен к юбилею начала Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками. В течение двух дней на девяти площадках форума около двухсот спикеров обсуждали вопросы актуальности выводов, сделанных на Нюрнбергском трибунале 75 лет назад, с точки зрения международной политики и права, необходимости отстаивания исторической правды, а также отметили важность популяризации памяти о событиях тех лет.
Участниками форума стали главы и представители Министерства иностранных дел РФ, Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, Следственного комитета, Службы внешней разведки, ведущие историки и специалисты из разных стран и многие другие.
Во время круглых столов, семинаров, открытых диалогов, панельных дискуссий и конференций поднимались важные вопросы - сохранение исторической памяти, расследование преступлений против человечности, противостояние попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны и т. д.
Особое внимание было обращено к воспитанию молодого поколения. Вице-спикер Госдумы, автор законов о защите исторической памяти Ирина Яровая отметила необходимость изучения хода и результатов Нюрнбергского трибунала, особенно раздела «Агрессия против СССР», в школах и вузах. Она указала, что это позволит молодым людям с опорой на первоисточники отличать ложь и противостоять информационной агрессии.
Заместитель министра науки и высшего образования Елена Дружинина представила исследование, проведенное ведомством, которое свидетельствует об активном интересе вузовского сообщества к тематике, связанной с Нюрнбергским процессом. Согласно его результатам, за последний месяц в соцсетях Нюрнбергский трибунал обсудили 40 905 раз. Активнее всего обсуждение шло в соцсети «ВКонтакте», где общаются школьники, студенты и преподаватели.
Валерия Кольцова поделилась своими эмоциями после форума:
«Состоялась очень интересная встреча с министром науки и высшего образования России Валерием Фальковым и сенатором Международной ассоциации прокуроров, историком, юристом Александром Звягинцевым со студентами. Звягинцев рассказал о своих книгах, которые касаются Нюрнбергского процесса, о спектаклях, которые были поставлены по его сценариям, а также о фильмах, за три из которых он получил "Золотого орла". Конечно, как историк, он рассказал нам о самом Нюрнбергском процессе и о его последствиях, которые мы видим сегодня. 75 лет назад никто не думал, что мы снова заговорим так серьезно о фашизме. Форум был очень запоминающимся, и я считаю, что подобные мероприятия очень важны для каждого из нас. Спасибо за возможность стать участником Форума!»
Мероприятие стало одним из ключевых событий Года памяти и славы. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
https://pobedarf.ru/2020/11/21/mezhdunarodnyj-forum-sobral-desyatki-tysyach-uchastnikov/
#МузейПобеды #НашВыборПобеда #УрокиНюрнберга #ГодПамятиИСлавы #Нюрнберг #Трибунал #Форум
|