- Юрий Петрович, система образования сегодня зеркально отображает события, происходящие в мире и стране. Современные вызовы требуют оперативных ответов. Ведется ли разъяснительная работа среди студентов о шагах, предпринятых государством, отвечает ли кто-то на их многочисленные вопросы, связанные со спецоперацией на Украине?
- Сотрудники и актив проводят разъяснительные беседы со студентами, чтобы они учились отличать фейки от достоверной информации, не поддавались на возможные провокации и сохраняли спокойствие. Наши психологи работают, встречаясь с ребятами лично, оказывая им помощь по телефону и взаимодействуя с ними в различных мессенджерах. По инициативе студентов в МГРИ создан штаб по сбору гуманитарной помощи для беженцев с Юго-Востока Украины.
Мы сплотились, как никогда, и принимаем комплекс мер, которые позволят студентам чувствовать себя защищенными в условиях масштабной информационной войны и избегать конфликтов. Для нас это очень важно, учитывая многонациональный и многоконфессиональный характер наших обучающихся.
- Какой должна быть стратегия ведущего университета страны, который более 100 лет готовит ученых и высококвалифицированных практиков в сфере геологического изучения недр и недропользования?
- Несмотря на непростые времена, мы не собираемся останавливаться, а намерены наращивать динамику развития в новых условиях. В настоящее время университет планирует вкладывать значительные усилия и средства в развитие инфраструктуры, учебно-лабораторной базы, повышение качества образования и научных исследований, опираясь в этой деятельности на отечественные продукты и решения. Завершается разработка проекта объединенного кампуса университета, который мы планируем реализовать в рамках государственно-частного партнерства.
В ближайших планах – обеспечить наше присутствие в добывающих регионах России, в которых есть большой спрос на подготовку кадров в геологической сфере, в частности на Дальнем Востоке.
Конечно, мы будем развивать и международное стратегическое партнерство с теми странами, которые поддерживают нашу политику. Мы приняли решение усилить ключевое направление в развитии вуза – научную и инновационно-технологическую перспективу нашей молодежи. В университете для нас главный – студент, в широком смысле – обучающийся, в зависимости от того, насколько он станет востребован в будущем, будут судить и о нашей работе.
- В чем успех: в гибкости под запросы времени или сохранении традиций – нам что ориентирован возглавляемый Вами вуз?
- Безусловно, главное достоинство и ключевое отличие нашего университета – его отраслевая направленность. В настоящее время для любого молодого человека критически важно получить образование, обеспечивающее конкурентоспособность на рынке труда, а та отрасль, к которой мы принадлежим – одна из наиболее востребованных как в России, так и за рубежом.
Успех нашего Университета – в нашей вековой истории развития, в наших выпускниках, и, одновременно, в новых смелых научных идеях, инновациях.
За 103-летнюю историю в университете сложились уникальные по своей значимости научно-педагогические школы практически во всех областях наук о Земле.
Наши выпускники являются первооткрывателями более 50 крупных месторождений полезных ископаемых как в Российской Федерации, так и в других странах мира. МГРИшниками открыто около 300 новых минералов, среди которых есть минерал МГРИит, их именами названы около 30 минералов, географические и геологические объекты, а также около 300 видов ископаемой флоры и фауны.
Огромный вклад внесли наши выпускники и в исследование поверхности Луны, участвуя в разработке бурового модуля лунной станции, в реализации уникального проекта «Кольская сверхглубокая скважина», которая занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самое глубокое вторжение человека в земную кору.
- Как вуз развивает связи с отраслевыми партнерами, какие проекты и задачи решает во взаимодействии с крупным бизнесом и учредителями?
- МГРИ находится в постоянном взаимодействии с отраслевыми партнерами, которые на регулярной основе предоставляют места на своих предприятиях для прохождения практики нашими студентами.
В кооперации с нашими партнерами решаются фундаментальные и прикладные задачи по наращиванию ресурсной базы минерально-сырьевой отрасли страны, прогноза добычи полезных ископаемых с учетом тенденций развития внутреннего и внешнего рынков, оценки роли России на рынках минерального сырья и энергоносителей и продуктов их переработки, разработке инновационных технологий поиска, разведки, добычи и средств для геологоразведочных и горно-эксплуатационных работ и многие другие.
На базе МГРИ работает Инжиниринговый центр, в рамках которого функционирует ряд лабораторий. Он позволил сконцентрировать научно-технологический потенциал МГРИ, который позволяет нам разрабатывать и внедрять инновационные технологии: освоения прибрежных морских россыпей, шельфовых месторождений, формирования и транспортирования высоконасыщенных гидросмесей, и другие.
В университете создана и активно работает Лаборатория моделирования углеводородных систем, в рамках выполнения базовой части государственного задания.
Ярко выраженный пул индустриальных партнеров, позволяет расширять возможности взаимодействия при решении совместных задач. Во взаимодействии с крупным бизнесом через механизм коллаборации на базе МГРИ была создана лаборатория технологий и оборудования для инженерного сопровождения строительства нефтяных и газовых скважин.
Перешел на этап практической реализации совместный проект с компанией «ХимСервисИнжиниринг» по научно-технологическому сотрудничеству в области создания и внедрения практически востребованных в нефтегазовой отрасли технологий для осуществления бурения, а также увеличения добычи нефти и газа.
В настоящее время мы приступили к реализации уникального проекта «Цифровой ГеоХаб», генеральным партнером которого выступила компания «Булат».
Сейчас, на первом этапе проекта, мы осуществляем развертывание опытного инфраструктурного кластера, основанного исключительно на отечественном оборудовании и программном обеспечении, который послужит площадкой для отработки технологий стремительного импортозамещения, позволит минимизировать риски, связанные с импортным оборудованием и программным обеспечением, позволит проводить внедрение и тестирование отечественных программно-аппаратных решений.
Данный кластер мы рассматриваем во взаимосвязке с новыми интеграционными проектами МГРИ, основанными исключительно на российских разработках: создание опытной зоны геоинформационных технологий, научно-практической лаборатории «Беспилотные автономные роботизированные системы (БАРС)» - «Дрон-центр МГРИ.
- Работает ли у вас в вузе программа студенческих стартапов? Расскажите, что делается в этом направлении.
- Программа студенческих стартапов пользуется у нас популярностью, так как многие студенты стремятся опробовать свои силы под научным руководством наших ученых-преподавателей и руководителей-практиков от отраслевых партнеров.
Наши студенты – участники и призеры Всероссийского конкурса молодых предпринимателей, конкурса «Цифровой прорыв» и многих других. В университете активно развивается Проектный офис, призванный увеличить количество студентов, участвующих в инновационной деятельности.
Ряд проектов наших студентов получили финансирование и находятся на этапе создания действующих прототипов.
На данный момент студенческие стартапы: аппаратный комплекс для передачи данных в процессе бурения с помощью комбинированного канала связи, разработка лазерной сканирующей системы для автоматизированного замера длины скважины; геопортал для оценки опасности участков для строительства газопроводов; система геокринологического мониторинга, – участвуют в программе «Студенческий стартап», реализуемом при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере совместно с Министерством науки и высшего образования РФ.
Для того, чтобы наши студенты могли реализовать свои замыслы и проекты в университете создано студенческое конструкторское бюро, оснащенное техникой для моделирования и проектирования действующих образцов инновационной продукции.
- Какие новые направления и специальности могут появиться в образовательной программе вуза в ближайшее десятилетие?
- По моему мнению, нынешняя экономическая ситуация, усиление режима санкций со стороны недружественных государств, открывают новые возможности для технологического развития страны, реального импортозамещения и должны стать драйвером ускорения разработки новых технологий в области природопользования.
В целом, образовательная политика МГРИ проводится в соответствии со стратегией развития геологической отрасли до 2030 года. В ближайших планах мы хотим приступить к созданию нового факультета «Цифровая геология», который будет осуществлять подготовку специалистов, владеющих современными цифровыми методами геологических исследований, включая технологии искусственного интеллекта.
В текущей повестке – создание Центра цифровых технологий обучения, разработка новых образовательных программ на основе современных образовательных технологий с применением методов дистанционного обучения, которые останутся актуальным и после окончания пандемии.
Основная стратегия в отношении изменений в учебные программы – максимальное соответствие потребностям отрасли, ориентация на отечественные технологии.
- МГРИ уделяет много внимания воспитанию будущих студентов, еще со школьной скамьи. Большой популярностью среди старшеклассников пользуется специализированная смена «ГеоАртек». Расскажите об этом и других проектах университета, связанные с ранней профориентацией школьников.
- В нашей отрасли существуют определенные проблемы с первичным знакомством школьников с профессией геолога. В школе геологию не преподают, СМИ и интернет также не очень активно способствуют ее популяризации, поэтому для нас архиважным является формирование «точек входа» в профессию.
При этом необходимо, чтобы будущие абитуриенты узнали, что, во-первых, есть такая интересная, важная для страны и востребованная профессия, с долей трудоустройства выпускников более 80%, с одной из самых высоких заработных плат; во-вторых, что геолог – это не только профессия, но и особая общность людей, объединенных интересами и ценностями, и в-третьих, что МГРИ – единственный вуз, осуществляющий подготовку по полному спектру специальностей геологического профиля.
Наш Университет большое внимание уделяет профориентации школьников. Более 60 лет на базе МГРИ действует молодежное общественное объединение «Школьный факультет», являющееся старейшей детско-юношеской геологической организацией страны, где преподаватели и студенты МГРИ рассказывают школьникам о строении Земли, минералах, процессах эволюции и этапах развития нашей планеты.
Усилиями МГРИ совместно с предприятиями-партнерами сформирован проект «Международная смена юных геологов “ГеоАртек”» в крымском лагере «Артек». В проекте уже приняли участие тысячи школьников в возрасте от 10 до 17 лет из всех регионов нашей страны и зарубежных государств. Участники получают навыки работы в экспедициях, участвуют в мастер-классах ведущих ученых и специалистов в области геологии. Большую работу с юными геологами проводят наши студенты-волонтеры, которые затем становятся нашим самым надежным активом, принимающим участие в других профориентационных мероприятиях, в том числе в Днях открытых дверей и «Геологических десантах» в московские и региональные школы. Проект «ГеоАртек» удостоен почетного знака «Архитектор знаний» как лучший тематический проект «Артека», который был вручен университету вице-премьером Правительства РФ Ольгой Голодец.
В МГРИ работает Минералогический музей, который является одним из крупнейших минералогических собраний в Москве. Наши сотрудники проводят бесплатные экскурсии для школьников. Преподаватели МГРИ проводят занятия по субботам с ребятами, которых «затянул» мир геологии, используя многочисленные лаборатории Университета.
МГРИ, созданный 103 года назад, сегодня уверенно смотрит в будущее. Коллектив университета способен реализовать самые сложные задачи, стоящие перед минерально-сырьевым комплексом страны. И мы видим, что на смену ветеранам приходит достойная молодежь, готовая к свершениям, и, что важно, верная идеалам российских геологов-первооткрывателей.
Подписывайтесь на наш Telegram и Viber, там самая оперативная информация.
Читайте на WWW.MSK.KP.RU