В рамках профориентационной работы и с целью экологического просвещения молодежи преподаватели и студенты кафедры экологии и природопользования регулярно проводят открытые занятия на базе Музея воды АО «Мосводоканал»
|
Министр науки и высшего образования РФ принял участие в панельной сессии «Россия – Африка: наука, образование и инновации для развития экономики»
|
24 октября в МГРИ прошёл мастер-класс Александры Горячей, резидента проекта Моспродюсер и ведущей телеканала Вечерняя Москва, на тему «Публичные выступления»
|
Подписи поставили Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков и Министр иностранных дел Республики Уганда Сэм Кутеса на Экономическом форуме «Россия-Африка» в Сочи.
Меморандум между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством образования и спорта Республики Уганда о сотрудничестве в сфере высшего образования подтверждает стремление сторон к развитию и укреплению долговременных и конструктивных связей в сфере высшего образования.
Михаил Котюков отметил, что Россия готова оказывать Уганде содействие в формировании научного и кадрового потенциала страны для реализации предлагаемых решений: «Образование и наука – тесно связанные между собой сферы. Сегодня мы подписываем второй важный для нас документ, чтобы научное и образовательное сотрудничество наших стран развивалось одновременно».
От лица делегации Уганды Сэм Кутеса выразил благодарность за теплый прием и дружественную атмосферу на форуме. «У России и Уганды очень долгие и тесные взаимоотношения, которые складывались еще со времен Советского Союза. Мы рады, что сегодня наши отношения сосредотачиваются в сферах образования, науки и инноваций. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество между Россией и Угандой и в других областях экономики», -сказал Министр иностранных дел Республики Уганда.
Российско-угандийские взаимоотношения имеют многолетнюю историю и сегодня активно развиваются. В частности, реализуется Научно-образовательная инициатива для Уганды – проект по апробированию и использованию российских научных, научно-технических и инновационных решений и разработок. Исследования привязаны к потребностям ключевых отраслей национальной экономики Уганды, таким как сельское хозяйство и минерально-сырьевой комплекс. Участие в реализации проектов принимают российские вузы: Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) и Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».
Развиваются прямые связи между российскими и угандийскими вузами. Пилотный проект в области телемедицины реализован МГУ имени М.В. Ломоносова и угандийским университетом Мбарара. В Уганде был апробирован программно-аппаратный комплекс, который позволяет осуществлять проведение дистанционного мониторинга физиологических параметров населения в удаленных районах, где отсутствуют медицинские учреждения.
Ещё одним примером межуниверситетского сотрудничества является проект по созданию в Уганде межуниверситетского «Центра космических исследований и мониторинга» в сотрудничестве с Московским институтом электроники и математики имени А. Н. Тихонова НИУ ВШЭ.
В завершение первого рабочего дня форума состоялись рабочие встречи делегации Минобрнауки России и представителей профильных министерств Камеруна, Бурунди, Гвинеи, Сиерра-Леоне и Ганы. Круг обсуждаемых вопросов включал взаимодействие в области науки, образования и инноваций.
|
Клуб знатоков истории горного дела побывал в Музее истории МГРИ в день рождения Григория Константиновича Орджоникидзе (Серго Орджоникидзе), чье имя носит наш университет. Руководитель клуба, доцент кафедры гуманитарных наук Людмила Казакова начала рассказ со страниц детства будущего Серго. Она отметила, что родом он был из Западной Грузии, из семьи мелкопоместного дворянина и с юношеских лет проявлял тягу к знаниям. Учился в Харагульском двухклассном училище, затем в Тифлисской фельдшерской школе при Михайловской больнице, которую окончил в 1905 году. Во время обучения его интерес привлекает революционная деятельность и он активно начинает вести партийную работу на Кавказе. Его целеустремленность позволила быстро подняться по партийной ступени и в 1930 г. Григорий Константинович возглавляет Всесоюзный совет народного хозяйства (ВСНХ) СССР, а с 1932 г. становится руководителем Наркомата тяжелой промышленности. Именно на этом посту он большое внимание уделяет геологии и разведке, ставит задачи о наращивании минерально-сырьевой базы страны.
В ходе экскурсии, ребята узнали и об отношении Серго Орджоникидзе к образованию, которому он также уделял особое внимание. Благодаря его стараниям было создано бюро связи с молодыми специалистами, что давало возможность оказывать выпускникам помощь, а учебным заведениям совершенствовать методику обучения. Но ребят больше заинтересовало то, почему наш университет носит его имя. Продолжая свой рассказ, Людмила Казакова подчеркнула, что в 1930 г. Московская горная академия была преобразована в шесть самостоятельных вузов. Из академии выделился и Московский геологоразведочный институт (МГРИ). Однако в скором времени было принято решение об очередной реорганизации вузов. Серго Орджоникидзе, хорошо знавший отрасль, проведя многочасовое совещание с представителями МГРИ, отменил Приказ о присоединении МГРИ к Московском горному институту – Приказ №715 по Наркомтяжпрому от 20 октября 1932 года. По сути, это было второе рождение МГРИ, которому в 2018 г. исполнилось 100 лет. Встреча в Музее завершилась подведением итога о деятельности Серго Орджоникидзе. Он был человеком, который все силы отдавал Родине, и МГРИ гордо несет его имя.
|
В сентябре 2019 года между СОФ МГРИ и МБОУ «СОШ №20 c УИОП» был заключен договор о сотрудничестве по реализации проекта «Базовая школа РАН»
|
С 23 по 24 октября делегация МГРИ принимает участие в саммите «Россия – Африка», который проходит в г. Сочи.
Первый день форума начался с деловой встречи Министра науки и высшего образования Российской Федерации Михаила Котюкова и Министра высшего образования, науки, технологии и инноваций Республики Ангола Мария ду Розариу Браганса Самбу, в рамках которой стороны обсудили двустороннее сотрудничество в области образования и науки между странами. Участниками дискуссии также стали ректор МГРИ, ректор РУДН, директор Департамента международного сотрудничества Игорь Ганьшин. В рамках официального визита в Российскую Федерацию, делегация Республики Ангола во главе с Министром Мария ду Розариу Браганса Самбу посетит ряд мероприятий и организаций, среди которых запланированный визит в МГРИ, который состоится 28 октября 2019 года.
Самым ожидаемым событием деловой программы первого дня работы форума стало проведение пленарного заседания «Россия – Африка: раскрывая потенциал сотрудничества», в рамках которого состоялось выступление Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и Президента Арабской Республики Египет Абдель Фаттаха Аль-Сиси.
Модератором данной сессии была назначена Ирина Абрамова — Директор, ФГБУН Институт Африки Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии наук.
Среди выступающих:
Дмитрий Кобылкин – Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Андрей Костин – Президент – председатель правления, Банк ВТБ (ПАО)
Фути Маханыеле-Дабенгва – Главный исполнительный директор, Naspers Ltd
Бенедикт Окей Орама – Президент, председатель совета директоров, Африканский экспортно-импортный банк (Афрэксимбанк)
Максим Орешкин – Министр экономического развития Российской Федерации
Андрей Слепнев – Генеральный директор, АО «Российский экспортный центр»
Стергомена Лоуренс Такс – Исполнительный секретарь, Сообщество развития Юга Африки
Его Превосходительство Мусса Факи Махамат – Председатель, Комиссия Африканского союза.
По окончании пленарного заседания делегаты приняли участие в ряде мероприятий деловой программы форума, среди которых особенно хочется отметить следующее: Сессия «Россия – Африка: наука, образование и инновации для развития экономики».
Модератор – Ирина Абрамова – Директор, ФГБУН Институт Африки Российской академии наук; член-корреспондент, Российская академия наук
Выступающие:
Юрий Балега – Вице-президент, Российская академия наук
Аия Гбакима – Министр технического и высшего образования Республики Сьерра-Леоне
Павел Зенькович – Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации
Михаил Котюков – Министр науки и высшего образования Российской Федерации
Игорь Морозов – Заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре
Ее Превосходительство Мария ду Розариу Браганса Самбу – Министр высшего образования, науки, технологий и инноваций Республики Ангола
Элиода Тумвесигие – Министр науки, технологий и инноваций Республики Уганда
Владимир Филиппов – Ректор ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов».
Участники дискуссии: Ее Превосходительство Хала Хельми Эльсаид Йонес – Министр планирования, мониторинга и административной реформы Арабской Республики Египет Его Превосходительство Мохамед Меткал – Посол, генеральный директор, Марокканское агентство международного сотрудничества.
Вопросы данной встречи были посвящены ускоренному развитию экономического потенциала как России, так и Африки, которое неразрывно связано с использованием результатов научно-исследовательских работ и повышением уровня общего и профессионального образования.
Экономика ХХI века превратилась в экономику знаний. Научные исследования и разработки приводят к появлению новых продуктов и отраслей и могут внести важный вклад в решение актуальных экономических и социальных задач, стоящих перед нашими государствами. Участники подчеркнули, что Советский Союз внес неоценимый вклад в развитие научного и образовательного потенциала африканских государств. А что может сегодня предложить Россия странам Африки в сфере развития науки и образования, в первую очередь в рамках реализации Африканским союзом «Повестки дня - 2063»?
Какие новые возможности открывает научно-образовательное сотрудничество со странами Африканского континента перед Россией?
Отвечая на эти вопросы, хочется напомнить, что в апреле 2019 года МГРИ принимал в своих стенах делегацию Республики Уганда во главе с Министром науки, технологий и инноваций Элиода Тумвесигие. Тогда, в ходе визита, стороны обсудили вопросы двухстороннего сотрудничества по подготовке кадров для геологической отрасли Уганды, а также возможное оказание нашим университетом организационной и методологической помощи по созданию в Республике Уганда высшего учебного заведения и научно-исследовательского института, специализирующихся на разведке, а также добыче полезных ископаемых и недропользовании.
Результатом этой встречи стало включение МГРИ в разработку научно-образовательной инициативы по развитию минерально-сырьевого комплекса Уганды. Сегодня именно МГРИ занимается разработкой программы МСК Уганды, которая включает в себя как направление по твёрдым полезным ископаемым, так и углеводородам.
Во время дискуссии на полях саммита ректор МГРИ и Министр науки, технологий и инноваций Элиода Тумвесигие подтвердили своё намерение развивать отношения между организациями путем укрепления научно-образовательного сотрудничества, в том числе через подготовку и переподготовку кадров для геологической и горнодобывающей отрасли Уганды, что отражено в соглашении о сотрудничестве, которое стороны подписали в торжественной обстановке в присутствии Министра науки и высшего образования Михаила Котюкова и представителей профильных организаций обеих стран.
авершении деловой программы первого дня форума состоялась рабочая встреча ректора МГРИ и директора по правовым, корпоративным и регулятивным вопросам компании Nordgold Евгения Тулубенского. Nordgold является быстрорастущей золотодобывающей компанией с активами в Западной Африке, России, Казахстане, Французской Гвиане и Канаде. Это международная золотодобывающая компания, чей бизнес охватывает территории от Америки до Сибири, которая обладает успешным опытом реализации стратегии, сосредоточенной на поиске, развитии и оптимизации активов. Стороны обсудили вопросы сотрудничества по направлению подготовки кадров по программам среднего профессионального и высшего образования, в том числе подготовительных курсов абитуриентов из Гвинеи и Ганы на базе МГРИ, а также возможность создания совместного научно-образовательного центра на территории Африканского континента.
|