27 сентября в Общественной палате России прошел круглый стол на тему «Экологическая культура в системе семейных ценностей». С докладом на мероприятии выступила профессор кафедры экологии и природопользования МГРИ Ольга Хлебосолова.
Круглый стол был посвящен обсуждению миссии экологического образования в стране и в мире. Участники рассмотрели перспективные направления его развития на всех ступенях образования. Ольга Хлебосолова представила новую образовательную программу, подготовленную для ООПТ России и направленную на развитие гражданской науки, активного семейного отдыха и формирования ценностей «поколения восстановления». В докладе были также рассмотрены первые итоги деятельности МГРИ по созданию Федеральной инновационной площадки проекта «Основные направления в модернизации системы непрерывного экологического образования «Детский сад – школа – колледж – вуз – образование взрослых».
Подробно с содержанием докладов круглого стола можно в видео ниже:
|
25-26 сентября на ВДНХ проходил фестиваль «Техносреда». На нем исследователи и конструкторы МГРИ представили несколько своих перспективных разработок в области геологоразведки и транспортных систем. Один из аппаратов может стать основой планетохода.
|SLIDER|
Студенческое конструкторское бюро МГРИ совместно с ЗАО «Интеллектуальная механика» ведёт разработку инновационных беспилотных платформ транспортной системы. В одной из них используются эллипсоидные колеса, в другой – сферическое мотор-колесо. Прототипы были представлены на фестивале проректором по инновационной деятельности и молодежной политике Юрием Пановым, генеральным директором компании Андреем Власовым и студентом 4 курса факультета геологии и геофизики нефти и газа Александром Безкоровайным. Как один из разработчиков, Александр рассказал о перспективах аппаратов:
«На основе платформа-эллипсоида могут быть созданы транспортные средства для движения по снегу и ледяным торосам, прежде всего в Арктике. Их также можно будет использовать для проведения спасательных операций. Еще одно направление их применения - в качестве робота-разведчика, в том числе для программ освоения космоса.
Что касается полусферического движителя, или 3D мотор-колеса: его можно будет использовать для «капсульных» грузопассажирских перевозок (например, аэро-такси), для наземного городского транспорта и спецтранспорта. Кроме того, мотор-колесо возможно будет использовать для образовательной и сервисной робототехники».
Разработки в области геологии на выставке представили начальник управления фундаментальных и прикладных научных исследований Рустам Мустаев, ведущий специалист Анри Скрипка, студенты и магистранты университета. МГРИ показал линейку усовершенствованного научного оборудования для геологоразведочных работ в рамках геохимических, спектрометрических и минералогических исследований, а также извлечения полезных компонентов из горных пород. Данное оборудование используется как для образовательной деятельности, так и для проведения научно-исследовательских работ, в том числе студентами, магистрантами и аспирантами.
Фестиваль науки и технологий «Техносреда» Фестиваль объединил на одной площадке российское научное сообщество и дал возможность посетителям увидеть уникальные разработки и проекты ведущих технологических компаний, вузов, НИИ и ученых. На шести тематических зонах было представлено более 500 разработок. Помимо выставки, в рамках фестиваля проходили лекции, мастер-классы и фестиваль научного кино.
|
22 сентября в МГРИ прошла встреча иностранных обучающихся с проректором по международной деятельности и региональному сотрудничеству Анастасией Машковой и руководителем социально-психологической службы Ириной Бесько. Главной темой для обсуждения стала вакцинация от COVID-19 иностранных студентов МГРИ.
|SLIDER|
Встречу организовали начальник отдела по работе с иностранными обучающимися Марина Карабер и начальник отдела миграционно-визового сопровождения Михаил Нестеров при участии активистов Совета иностранных обучающихся МГРИ. Марина Александровна и Михаил Алексеевич координируют иностранных студентов относительно вакцинации уже несколько месяцев. Контроль за здоровьем студентов из дальних стран, а также во время каникул приходилось вести в дистанционном формате, однако с началом занятий стало возможно личное общение с каждым обучающимся.
Вопрос вакцинации иностранных граждан в России в настоящий момент занимает важное место. Анастасия Машкова отметила, что МГРИ одним из первых поднял вопрос о вакцинации иностранных студентов и занялся подготовкой к ее организации.
«В результате активного взаимодействия сотрудников с ведомственными организациями здравоохранения Москвы наши студенты из разных стран, которые в этом учебном году наконец-то получили возможность свободно въехать в Россию для обучения, при желании могут получить нашу вакцину совершенно бесплатно. На данный момент вакцинированы более 85% работников вуза, работа со студентами продолжается. Часть иностранцев приезжают с сертификатами о вакцинации, организованной в их странах, а некоторые уже прошли вакцинацию в России. Число вакцинированных иностранных обучающихся в МГРИ растет, мы координируем буквально каждого студента», - комментирует проректор.
Анастасия Машкова и Ирина Бесько ознакомили обучающихся со всеми нюансами сложившейся эпидемиологической обстановки, а также ответили на все вопросы, которые накопились у студентов за время пандемии, в том числе об алгоритме организации самого процесса предстоящей вакцинации.
В завершении встречи Михаил Нестеров напомнил прибывшим иностранцам о соблюдении сроков постановки на миграционный учет, а также рассказал об особенностях оформления необходимых документов в этом учебном году.
По окончании открытого диалога желающие иностранные студенты МГРИ оставили заявки на получение вакцины «Спутник Лайт», вакцинация которой в настоящий момент предусмотрена в России для граждан иностранных государств.
Для решения вопросов о вакцинации и заполнения анкет на получение вакцины иностранные студенты МГРИ могут обратиться в Отдел по работе с иностранными обучающимися, который находится в кабинете 4-14, а также по электронной почте forsupp@mgri.ru или телефону +7 (495) 255-15-10 (доб. 2177, 2171).
|
24 сентября в новостном выпуске канала вышел сюжет-анонс фестиваля «Техносреда», в котором будет принимать участие команда СКБ МГРИ со своей разработкой - ультрапроходимой беспилотной платформой на основе эллипсоидного мотор-колеса. Журналисты засняли, как работает прототип платформы, и взяли комментарий у проректора по инновационной деятельности и молодёжной политике Юрия Панова, курирующего разработку.
Смотрите репортаж о нашей разработке с 12 минуты
«Мы проектировали этот аппарат как арктический разведчик, потому что он может преодолевать всевозможные препятствия, а за счёт формы колеса - и плавать, загребая воду. Так как на Марсе дорог нет, я думаю, там он будет себя очень хорошо вести», - рассказал Юрий Петрович «Первому».
Ультрапроходимая беспилотная платформа на основе эллипсоидного мотор-колеса - это совместный проект МГРИ и ЗАО «Интеллектуальная механика». Тестовые испытания действующего прототипа показали, что платформа способна эффективно двигаться по твёрдой поверхности с препятствиями и может быть использована в качестве транспортной платформы при разработке внеземного транспорта (планетоходов) и при создании робототехнических платформ сверхвысокой проходимости.
Разработка будет представлена на фестивале «Техносреда», который пройдет уже в эти выходные на ВДНХ. У студентов МГРИ есть возможность в рамках фестиваля попасть на дискуссию по теме «Искусственный интеллект». Она будет проходить 25 сентября с 15:40 до 18:30 в павильоне «Космос». Вход по предварительной регистрации: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScRH7hmhK-VLCHyZqjJ3IB2ctw1XLroRdbbe4J2MNQs_h1zxw/viewform. Регистрация закрывается 24 сентября в 17:00.
|
21 сентября был опубликован международный независимый рейтинг U-Multirank, в котором университеты ранжируются не по местам, а по конкретным направлениям деятельности. Теперь МГРИ является одним из 46 российских и 1948 мировых университетов, доступных для сравнения в данном рейтинге.
В общем профиле МГРИ показал высокие результаты, в целом набрав семь оценок «А» (очень хорошие баллы) по многим аспектам различных показателей: преподавание и обучение; исследования; трансфер знаний; международная ориентированность; региональное взаимодействие. Узнать подробнее, какие оценки университет получил по параметрам рейтинга, можно по ссылке https://dev.umultirank.org/study-at/sergo-ordzhonikidze-russian-state-university-for-geological-prospecting-mgri-rankings/.
Помимо этих направлений деятельности, в рейтинге учитывались размер университета, возраст и правовой статус (частный или государственный).
U-Multirank позволяет проводить сравнения на уровне университета в целом и на уровне конкретных учебных программ. Основываясь на эмпирических данных, U-Multirank сравнивает учреждения с аналогичными институциональными профилями и позволяет пользователям создавать свои собственные персонализированные рейтинги, выбирая показатели с точки зрения их предпочтений.
«Этот рейтинг - полезный инструмент сравнения различных показателей деятельности вуза как для абитуриентов и студентов, так и для самих университетов. Здесь легко рассмотреть вузы-конкуренты, увидеть, по каким параметрам учебные заведения получили высокие оценки, а по каким - низкие. Важно, что этот рейтинг является международным, это позволит привлекать в российские вузы иностранных абитуриентов», - комментирует Анастасия Машкова, проректор МГРИ по международной деятельности и региональному сотрудничеству.
Рейтинг U-Multirank составляется на основе данных, предоставляемых непосредственно университетами, результатах опросов студентов, библиометрических данных Web of Science и открытых источников. Рейтинг выпускает консорциум, состоящий из Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте в Нидерландах и Центра высшего образования (CHE) в Германии, а также Центра научных и технологических исследований (CWTS) из Лейденского университета, Фонда CYD и Folge 3. Консорциум также тесно сотрудничает с рядом национальных рейтинговых партнеров и заинтересованных организаций. Создание U-Multirank было инициировано Комиссией ЕС в 2009 году, первый рейтинг вышел в 2014 году. По сравнению с первым рейтингом, в который вошли 850 вузов, в этом году их количество выросло более чем в два раза. Рейтинг охватывает вузы из 97 стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки и Австралии.
|
Москва, 28 сентября 2021 года. – Решением Государственной комиссии по запасам (ФБУ «ГКЗ») утверждены и поставлены на государственный баланс запасы рудного золота категорий С1+С2 в объеме 87 719 кг месторождения «Имени Б.К. Михайлова» (бывшее Гитче-Тырныауз), относящегося к федеральному фонду недр.
«Решение ГКЗ подтвердило оценки специалистов Росгеологии, открывших в Кабардино-Балкарии крупнейшее месторождение золота не только на Северном Кавказе, но и в Европейской части России, – подчеркнул Генеральный директор – Председатель Правления Росгеологии Сергей Горьков. – Это выдающееся достижение стало возможным благодаря усилиям талантливого геолога Бориса Константиновича Михайлова, который обосновал необходимость поиска золота в этом регионе, и чьим именем было названо открытое месторождение».
«Выполненная геолого-экономическая оценка показывает высокую рентабельность разработки месторождения. Здесь можно построить предприятие производительностью по добыче и переработке до 3,6 млн тонн руды в год, которое внесет существенный вклад в развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики», - отметил глава Росгеологии.
В соответствии с условиями государственного контракта «Оценочные работы на рудное золото в пределах Гитче-Тырныаузского рудного поля» в 2021 году специалистами Росгеологии по результатам всех этапов изучения месторождения было разработано ТЭО временных разведочных кондиций с подсчетом запасов золоторудного месторождения «Имени Б.К. Михайлова».
Учитывая горно-геологические и горнотехнические условия залегания рудных зон, в ТЭО предложен открытый способ разработки месторождения. Разработана технологическая схема переработки руд методом прямого сорбционного цианирования с извлечением золота на уровне 85,5%. Согласно ТЭО, чистый дисконтированный доход за весь срок отработки месторождения составит около 3 млрд рублей при внутренней норме прибыли 17,26% и индексе доходности инвестиций 1,12. Срок окупаемости инвестиций не превысит 7 лет.
Михайлов Борис Константинович (1950-2020) – выпускник Новосибирского государственного университета, геолог с 50-летним стажем. Более 20 лет работал в Магаданской области, прошел путь от геолога геофизического отряда до заместителя руководителя Комитета природных ресурсов. С 2001 по 2012 год трудился в федеральных ведомствах, был начальником Управления минерально-сырьевых ресурсов МПР РФ, начальником Управления геологии ТПИ Роснедра. В 2012-2015 – директор ЦНИГРИ. С 2015 работал в АО «Росгеология» директором по геологоразведочным работам на ТПИ, с 2019 г. – заместителем Генерального директора – руководителем блока геологии ТПИ.
Золоторудное месторождение «Имени Б.К. Михайлова» расположено на высоте 2200-2600 м на северо-восточном фланге Тырныаузского вольфрам-молибденового месторождения. В пределах месторождения выделено 17 рудных зон с золото-кварц-сульфидным оруденением прожилкового и прожилково-вкрапленного типа, протяженностью от 60-150 м до 800-900 м и мощностью от 20-30 м до 120-155 м. Оруднение распространено на глубину до 300 м. Среднее содержание золота по результатам подсчета запасов по обоснованному в ТЭО варианту бортового содержания составляет 1,56 грамма на тонну.
Работы по изучению золотоносности в пределах Гитче-Тырнаузского рудного поля были начаты в конце 60-х годов XX века, но не получили развития. В XXI веке работы проводились в рамках государственных контрактов в период с 2010 по 2015 год силами ООО «Каббалкгеология». В 2018-2021 гг. оценочные работы на рудное золото в рамках государственного контракта выполняли специалисты АО «Северо-Кавказское ПГО».
|
Более 120 школьников 5-11 классов московских школ № 49, №1237, №1507 и №1995 17 сентября посетили мастер-классы и экскурсии в Российском государственном геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе.
|SLIDER|
Старшеклассники, которым уже скоро предстоит выбирать вуз для поступления, встретились с администрацией университета – проректором по инновационной деятельности и молодежной политике Юрием Пановым и деканом экологического факультета Антоном Мазаевым, заместителем ответственного секретаря Приемной комиссии МГРИ Никитой Стариковым. В ходе встречи они узнали много полезной информации об университете, его истории, специальностях, по которым осуществляется подготовка, и правилах приема.
Для всех школьников была проведена большая экскурсия по МГРИ. В Минералогическом музее для них прошли мастер-классы от специалистов музея Татьяны Должанской и Ольги Зайцевой. В музее истории доцент кафедры гуманитарных наук Владимир Моисеенко рассказал о славной 103-летней истории университета.
Пятиклассники побывали на занятии у активистов MGRI SPE Student Chapter. Лейли Календарова и Александра Шутко рассказали ребятам об истории нефти, а Ксения Парамзина и Анна Бойко - о её свойствах. Ева Орлёнкова и Эльвина Азмамбетова показали учащимся опыты по очистке воды от нефтяных пятен и строительству собственного трубопровода. Занятие прошло в рамках проекта "Energy4me".
Все участники мероприятия смогли посетить интерактивные площадки по самым разным научно-технологическим направлениям: ребятам продемонстрировали увлекательные химические опыты, на экологической площадке они познакомились с методами оценки качества окружающей среды. Три площадки были связаны с современными технологиями: полетами и управлением беспилотниками, технологиями трехмерного сканирования и моделирования и печати на 3D-принтере палеонтологических объектов; использованием нейрогарнитуры – устройства для обмена информацией между мозгом человека и компьютером. Эта технология позволяет в реальном времени вести регистрацию электрической активности мозга, которую может расшифровать компьютер.
Площадки по беспилотным транспортным средствам, 3D-сканированию и прототипированию, нанотехнологиям и нейроинтерфесам были организованы в сотрудничестве с Фестивалем творчества и инноваций «ИнноАрт Москва».
Старшеклассники посетили лабораторию кафедры техносферной безопасности, где узнали о том, для чего и как можно оценивать воздействие шума, вибрации и других негативных факторов на здоровье человека. После ребята отправились на кафедру минералогии и геммологии. Исполняющий обязанности заведующего кафедрой Дмитрий Петроченков познакомил школьников с коллекциями образцов для диагностики и оценки драгоценных камней и ювелирных изделий. Также ребята посетили мастерскую для обработки ювелирных камней и металлов.
Мероприятие прошло в рамках общероссийской акции «На острие науки» Года науки и технологий. Её цель — популяризировать науку, дать школьникам и их родителям полное представление о том, чем занимаются учёные.
|
13 сентября 43 первокурсника факультета геологии и геофизики нефти и газа приняли участие в ИТ-диктанте. Алексей Жучков, Леонид Казаков и Анастасия Филатова стали стобалльниками.
Более 90 баллов набрали девять студентов: по 96 получили Артём Авраменок, Дмитрий Демин, Максим Краюшкин и Наталья Некрасова, 94 – Ольга Вандышева, по 90 баллов – Даниил Боговеев, Виктория Иванникова, Тимур Садритдинов и Эдуард Солнцев.
41% процент студентов-участников превысили порог в 80 баллов, 16% – в 70 баллов и 11% – в 50.
Заведующий кафедрой информатики и геоинформационных систем Евгений Оборнев так объясняет успех первокурсников МГРИ на диктанте: «Четвёртый год мы принимаем на ИТ-специальности школьников, которые сдают ЕГЭ по информатике, а не по физике, как это было ранее. С этой молодёжью интересно работать: можно сразу, опираясь на базовый школьный курс по информатике, начинать решать сложные задачи». Также Евгений Александрович отметил: «Все ребята сразу хотят стать специалистами по анализу данных. Приходится их нацеливать на долгий четырёхлетний путь высшего образования и изучения всех предметов геологической направленности. Прикладной характер подготовки даёт нашим выпускникам неоспоримое преимущество перед «политехническими» информатиками, которые не понимают прикладной задачи, а лишь умеют её решать с использованием ИТ. Именно специалистов, знающих терминологию и основы основных геологических наук, ждёт наша отрасль».
ИТ-диктант всегда приурочен ко Дню программиста в России: праздник ежегодно отмечается в 256-й день года, что символизирует множество значений, которые можно выразить при помощи восьмиразрядного байта. Диктант представляет собой набор тестовых заданий разного уровня сложности: от основ работы с компьютерной техникой и навыков использования Интернет-ресурсов до познаний в таких темах, как блокчейн и интернет вещей. Задача тестирования – оценить уровень компетенций участников, владения базовыми и продвинутыми цифровыми навыками.
|