+7 (495) 255-15-10     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 255-40-20     10:00 - 18:00    
   +7 (495) 023-24-04     10:00 - 19:00    
   +7 (495) 255-15-10     доп. 2580

Новости геологоразведочного факультета

В МГРИ стартовала Приёмная кампания
Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) начал приём документов у абитуриентов 18 июня. В этом году университет примет на обучение более тысячи студентов, свыше пятисот из них - на бюджетной основе. Для поступающих на контрактной основе действует программа скидок. Приём ведут шесть факультетов МГРИ: геологоразведочный, гидрогеологический, экологический, факультет технологии разведки и разработки, факультет геологии и геофизики нефти и газа, факультет экономики и управления имени академика М.И. Агошкова. «Мы открываем набор на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, прочно зарекомендовавшие себя на рынке высшего образования и имеющие репутацию базовых для формирования кадрового потенциала минерально-сырьевого комплекса России, и принимаем на обучение как на бюджетные, так и на контрактные места. Всем поступающим вуз стремится создать дружелюбную и мобильную среду, позволяющую взаимодействовать максимально комфортно. На сайте приемной комиссии развернут информационно-справочный сервис, действует личный кабинет, где абитуриент легко и быстро может подавать документы на обучение. Хочу отметить, что университет, понимая, в какой непростой ситуации из-за пандемии оказались многие абитуриенты, второй год подряд отказался от повышения платы за обучение. Кроме того, в МГРИ разработана программа скидок на обучение в диапазоне от 10 до 20%. Например, по определённым направлениям можно получить скидку, если поступающему не хватило одного-трёх баллов до проходного. Подробнее о нашей программе скидок можно узнать на официальном сайте Приёмной комиссии университета» - рассказала ответственный секретарь Приёмной комиссии МГРИ Элина Попова. Подавать документы можно сразу на пять направлений подготовки/специальностей по разным формам обучения на бюджетные и платные места одновременно, при этом абитуриент сам выбирает наиболее удобный для себя способ подачи: по почте либо дистанционно (на сайте pk.mgri.ru или с помощью Госуслуг). Очная подача в связи со сложной эпидемиологической ситуацией не предусмотрена. Зачисление в университет будет производиться по итогам вступительных испытаний в форме ЕГЭ и (или) проводимых вузом внутренних испытаний. Для граждан Республики Беларусь предусмотрена возможность поступления по результатам централизованного тестирования. При поступлении на специальности 21.05.01-21.05.05 укрупнённой группы «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия» абитуриенты смогут самостоятельно выбирать наиболее удобный для себя предмет третьего вступительного испытания (физику или информатику и ИКТ). Для удобства поступающих внутренние испытания будут проводиться в два потока: в июле и в августе.  Приём документов поступающих по результатам ЕГЭ на очную форму на бюджетные места завершится 29 июля, поступающих на контрактные места - 24 августа. Планирующие обучаться заочно могут подать документы до 6 декабря. Зачисление осуществляется в два этапа. Первый – в отношении абитуриентов, поступающих без вступительных испытаний (победители олимпиад), по целевым договорам и особым квотам. Второй этап – поступление на общих основаниях. 17 августа будут опубликованы приказы о зачислении на бюджетные места, 27 августа - на контрактные. Актуальная информация об особенностях и правилах приема документов размещена на сайте приёмной комиссии МГРИ: priem.mgri.ru. 
Студенты МГРИ – призёры инженерного чемпионата «CASE-IN»
Команда «Шпреуштейн» завоевала серебряные медали по направлению «Геологоразведка» на завершившемся накануне в Москве финале Студенческой лиги Международного инженерного чемпионата «CASE-IN». В состав команды вошли студенты 3 курса геологоразведочного факультета: Мария Томаровская (капитан), Михаил Стрельников, Иван Мишин и Ксения Полбина.  |SLIDER| В этом году участникам достался кейс от компаний «АЛРОСА» и «Алмазы Анабара», из исходных данных – только геологическая карта и краткая записка к ней. Как рассказала Мария Томаровская, команде нужно было спрогнозировать потенциальные месторождения и составить проект их поиска, оценки и разведки. К полуфиналу и финалу было необходимо выделить одно самое перспективное месторождение и сосредоточиться на проекте его разведки.  «Очень интересное и достаточно сложное задание, учитывая, что наша команда – это студенты 3 курса, и многих знаний у нас ещё нет, так как не было нужных предметов. Но мы быстро и кратко изучили всё необходимое, - поделилась Мария. - Соперники были достойными, у всех были интересные решения. В целом организация была отличная! Мы не скучали до и после защиты нашего решения, посетили мастер-классы от компаний-партнёров. Особенно круто то, что за каждой командой был закреплён член экспертной комиссии, так что у нас было достаточно времени, чтобы пообщаться, проанализировать ошибки и получить обратную связь». «Мы получили задание по реальной геологической карте 200000 масштаба. Во время отборочного этапа, который проходил в МГРИ и где мы взяли первое место, было необходимо по описанию карты спрогнозировать генетические типы всех потенциальных месторождений и выбрать по геолого-экономическим критериям три самых перспективных, - рассказал Михаил Стрельников. - В полуфинале нужно было составить перечень геологоразведочных работ для поиска выбранных на отборочном этапе трёх месторождений, а в конце выбрать одно из них и доказать, опираясь на состояние рынка и геологические особенности, почему нужно выбрать именно его. В финале необходимо было спроектировать и построить 3D-проект ожидаемого месторождения, составить список оценочных и разведочных работ для надёжной оценки ресурсов и подсчёта запасов месторождения, а потом выбрать логистическую схему заброса геологической партии и техники, а также обосновать выбор спонсора для проекта. В финале практически каждая команда воспринималась как серьезный конкурент, который имеет неслабые шансы на победу, – продолжает Михаил. – Очень хорошо запомнятся бессонные ночи при написании кейса и подготовке к экзаменам одновременно! Всё же тот факт, что финал выпал на разгар сессии, очень сильно мог нам помешать. Но лучше всего в голове закрепился действительно ценный опыт как по геологии, так и по выступлению и общению, который мы получили в процессе, поэтому чемпионат был для меня очень полезен». Команда выразила благодарность за поддержку и советы своему наставнику от МГРИ доценту Алексею Алёшину, а также профессору Петру Игнатову, который консультировал и поддерживал команду. Ребята также поделились, что команду сформировали по своему желанию, а назвали её «Шпреуштейн» в честь горной породы, состоящей преимущественно из цеолитов, образовавшихся по нефелину. Термин им запомнился из курса минералогии преподавателя Евгения Завьялова. Помимо медалей, будущие геологи, по их признанию, получили новые знания, опыт выступления перед большой аудиторией, навыки командной работы, большой заряд мотивации и уверенности в выбранной профессии. Кроме того, призёры отметили, что им было интересно слушать все выступления и подмечать для себя моменты, потому что кейс имеет множество разных решений.  «Никто, кроме нас, не выделил коренного месторождения алмазов, другие участники выделяли карбонатитовый массив и россыпи, и мы слушали все выступления, чтобы понять и другие точки зрения, – рассказала Мария. – Более проработанное и профессионально выполненное решение, на мой взгляд, было у участников из Дальневосточного федерального университета, которые и стали лучшими, оно и понятно, нам было трудновато состязаться с пятикурсниками», - заключила капитан.  Главным призом чемпионата для студентов стало приглашение на практику в компанию «АЛРОСА». К слову, ребята выразили огромное желание выступить в чемпионате и в следующем году.  Напомним, что в финал чемпионата по направлению «Геологоразведка» вышли 11 команд, из которых МГРИ представляли две: «Шпреуштейн» и «Champions Way». Всего по итогам соревнований победителями и призерами стали 40 конкурсантов из 19 регионов страны. Основной сезон чемпионата «CASE-IN» завершён, однако на этом инженерные соревнования в 2021 году не заканчиваются. Уже совсем скоро стартует Осенний кубок, финал которого пройдет в сентябре и традиционно соберёт талантливых и целеустремлённых будущих инженеров. Международный инженерный чемпионат «CASE-IN» − это система соревнований по решению инженерных кейсов среди школьников, студентов и молодых специалистов отраслей топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов. Чемпионат реализуется в соответствии с Планом мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утверждённым в 2015 году, является частью федерального проекта «Социальные лифты для каждого» нацпроекта «Образование», а также был включён в план основных мероприятий Года науки и технологий.  В финал прошли более 600 студентов и молодых специалистов из России и стран СНГ по восьми направлениям: геологоразведка, горное дело, металлургия, нефтегазовое дело, нефтехимия, цифровой атом, электроэнергетика, проектный инжиниринг. Участники решали масштабные задачи в области энергоёмких технологий, внедрения искусственного интеллекта в промышленность и городскую среду, модернизации производства с учётом бережного отношения к природе, развития отраслевых компаний в постковидный период. Проекты будущих специалистов оценивала экспертная комиссия, в которую вошли представители компаний-партнёров и вузов чемпионата. Организаторы Чемпионата − Фонд «Надёжная смена», Некоммерческое партнерство «Молодежный форум лидеров горного дела» и ООО «АстраЛогика». Национальными партнёрами Чемпионата выступают Министерство энергетики РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, а также Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь), Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов и ФГБУ «Центр содействия молодым специалистам». Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Ключевые цели организации: создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также создание эффективных социальных лифтов в России. Наблюдательный совет АНО «Россия – страна возможностей» возглавляет Президент РФ Владимир Путин. АНО «Россия – страна возможностей» развивает одноименную платформу, объединяющую 26 проектов: конкурс управленцев «Лидеры России», конкурс «Лидеры России. Политика», студенческая олимпиада «Я – профессионал», международный конкурс «Мой первый бизнес», всероссийский конкурс «Большая перемена», всероссийский проект «Время карьеры», всероссийский конкурс «Доброволец России», проект «ТопБЛОГ», проект «Профстажировки 2.0», проект «Культурный код», фестиваль «Российская студенческая весна», всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства», «Грантовый конкурс молодежных инициатив», конкурс «Цифровой прорыв», профессиональный конкурс «Учитель будущего», конкурс «Лучший социальный проект года», всероссийский проект «РДШ – Территория самоуправления», соревнования по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!», Российская национальная премия «Студент года», движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), благотворительный проект «Мечтай со мной», всероссийский конкурс «Лига вожатых», конкурс «Моя страна – моя Россия», международный инженерный чемпионат «CASE-IN», «Олимпиада Кружкового движения НТИ.Junior» и «Конкурс политологов» (проводится совместно с ЭИСИ).
Двое студентов МГРИ стали призёрами чемпионата по стандартам WorldSkills Russia
Студенты кафедры минералогии и геммологии МГРИ заняли два призовых места в IX Открытом чемпионате профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia 2020-2021.  Студент 3 курса геологоразведочного факультета Оз Леви занял второе место  в компетенции «Огранка ювелирных вставок». Тренер - доцент Дмитрий Петроченков. Студентка 4 курса геологоразведочного факультета Мария Тимофеева заняла третье место в компетенции «Огранка алмазов». Тренер - старший преподаватель Сергей Давыдов. Мария принимала участие в чемпионате во второй раз и смогла улучшить свой прошлогодний результат (тогда она стала четвертой в той же номинации). Соревнования проходили в очном формате в Центре алмазных технологий и геммологии Колледжа предпринимательства №11 в марте этого года. В них приняли участия студенты семи образовательных учреждений города Москвы. Победители и призеры получили возможность войти в сборную Москвы для участия в национальном чемпионате. Конкурсанты соревновались в нескольких возрастных категориях: юниорской (от 10 до 16 лет), основной (от 16 до 22 лет) и в категории «Навыки мудрых» (от 50 лет и старше). Чемпионат этого года стал самым масштабным по количеству участников и числу дисциплин. Заявки подали 25 тысяч конкурсантов, они присоединились к соревнованиям по 268 компетенциям. На чемпионате были представлены профессии строительной сферы, информационных технологий, творчества и дизайна, производства и инженерных технологий, сферы услуг и образования, а также транспорта и логистики. 
МГРИшники выступили с докладами в Центральном доме учёных
19 мая в Центральном доме учёных (ЦДУ) состоялось заседание геологической секции (руководитель секции - доктор геолого-минералогических наук Игорь Печёнкин). По приглашению дирекции ЦДУ с лекциями из цикла «Молодые исследователи в ЦДУ» выступили студенты и магистранты выпускного курса геологоразведочного факультета МГРИ. МГРИшники представили следующие доклады: Кирилл Юшин (5 курс) - «Возраст и условия формирования осадочной составляющей структуры Ветреный пояс», Людмила Канимбуе (5 курс) - «Геологическое строение Ловозерского массива и петрологическая характеристика эффузивов ловозерской свиты (Кольский полуостров)», Денис Лапаев (магистрант 2 курса) - «Оценка рисков капиталовложений в поиск и разведку месторождений никелевых руд»,  Моктар Онгоиба (магистрант 2 курса) - «Перспективы выявления золоторудного оруденения в протерозойских формациях Мали»  Полина Лейбгам (магистрант 2 курса) - «Минералого-геохимические характеристики Каларского золото-серебряного рудопроявления (Горная Шория)».   В подготовке докладов принимали участие профессора кафедры геологии месторождений полезных ископаемых Пётр Игнатов и Александр Верчеба, а также доцент кафедры прикладной геохимии и петрографии Андрей Третьяков. Благодаря прошедшему мероприятию геологоразведочный факультет дал запуск популяризации геологических знаний среди научной общественности Москвы. 
Школа актива «Нон-Стоп»: в МГРИ выбрали лучшую команду студенческих активистов
23-25 апреля на полигоне в Сергиевом Посаде прошла выездная Школа актива «Нон-Стоп», на которой собрались самые активные студенты МГРИ. В формате «Битва факультетов» в течение трёх дней за звание победителя боролись шесть команд. Мероприятие было реализовано по итогам внутривузовского конкурса студенческих проектов и инициатив. |SLIDER| В программу Школы входили интеллектуальные и творческие  испытания, интерактивный квест и образовательный интенсив. Образовательные мероприятия включали в себя тренинги и мастер-классы от организаторов проекта и приглашённых лекторов, среди которых были Олег Лапшин, руководитель акселератора «Молодёжные технологические инициативы», и Татьяна Лачугина,  главный специалист Департамента управления талантами и молодёжной политики АО «Росгеология». Интенсив охватил такие направления, как презентация себя и взаимодействие в команде, создание проектов, их дальнейшее развитие и коммерциализация, продвижение контента в социальных сетях, особенности своего карьерного развития. В ходе мастер-классов, проводимых студентами-организаторами,  участники узнали, как можно войти в состав Объединённого Совета обучающихся.  Юрий Панов, проректор по инновационной деятельности и молодежной политике, так описывает задачу «Школы актива»: «Она даёт возможность и администрации, и студентам обсудить в неформальной обстановке студенческую жизнь в МГРИ. В процессе общения понимаешь, как будет дальше выстраиваться личностная траектория развития ребят, как это в целом повлияет на студенчество университета». Основной акцент работы Школы был направлен на создание и представление командных концепций формирования студенческого актива факультетов и общежития «Рудознатцы». В итоге команды представили десятки идей, многие из которых уже готовы к реализации в университете.  Победителем конкурса Школы актива стала команда экологического факультета, которая получила Гран-при. Победители по номинациям: Самая сплочённая команда: экологический факультет Самая дисциплинированная команда: Рудознатцы Самая эрудированная команда: факультет геологии и геофизики нефти и газа Самая оригинальная команда: геологоразведочный факультет Самая творческая команда: гидрогеологический факультет Самая состоятельная команда: факультет технологии разведки и разработки нефти и газа. Отзывы участников о Школе актива:   Михаил Ерёмин, студент 2 курса экологического факультета, наставник команды-победителя: «Этот выезд не был первым для меня, и он точно отправится в «золотую коллекцию». Студенты-активисты, которые поехали как участники, очень упорно сражались за гран-при в этой «битве факультетов», и мне очень приятно, что именно наша команда экологического факультета одержала победу и не подвела марку качества, ведь с самого основания ЭКФ был главным «поставщиком» активистов. Бесспорно, победа – это не главное, и все команды проявили себя и заслуженно получили награды. Хоть и шла напряжённая борьба, никто не забывал, что мы – большая семья МГРИшников. Искренне надеюсь, что ребята после Школы продолжат заниматься активом в нашем родном геологоразведочном и достигать новых вершин, а мы, наставники, будем рады помочь им не только своим советом». Владислав Бычков, 1 курс факультета технологии разведки и разработки «Так как я был в первый раз в Школе актива, я испытал поистине ошеломительные эмоции от всего того что было: люди, мероприятия, локация, погода. Мне понравились разные командные мероприятия, квест был просто супер, правда, мы не выиграли, но это была очень интересная идея. Наставники и организаторы, особенно наставники, – лучшие». Анна Тазина, 3 курс, гидрогеологический факультет «Для меня это был совершенно новый опыт работы в команде. Конечно, далеко не всё было гладко, но я поняла, что это скорее плюс, честно. На ошибках мы учимся и потом раскрываем себя по-другому. В нашей команде не было сильной сплочённости, как у других команд, но для меня было удивительным, что за такой короткий промежуток времени мы смогли сблизиться настолько, насколько это реально было возможно».  Анастасия Шевель, 1 курс, геологоразведочный факультет «Эта поездка превзошла мои ожидания, я ещё никогда не находилась в столь приятной для себя атмосфере, с таким количеством людей. Все мероприятия, что проходили на этом выезде, были интересные, и я полностью погрузилась в атмосферу! Ребята с нашего факультета были очень понимающими и заинтересованными, это меня очень обрадовало. Наставники помогли нам обрести стремление к победе и верили в нас. Кроме отличной компании, я нашла для себя мотивацию быть более активной, везде участвовать, поборола свои страхи и вышла из зоны комфорта. Думаю, в дальнейшем мне это очень поможет. Мне бы очень хотелось чаще участвовать на таких мероприятиях!»  Дмитрий Сидоров, 1 курс, геологоразведочный факультет «Благодаря Школе актива я смог обрести долгожданную мотивацию и побороть многие страхи. Многочисленные конкурсы помогли мне перезагрузиться. Особенно мне понравилась моя команда, очень дружные ребята, мне казалось, что мы уже долгие годы знакомы, хотя на самом деле только два дня. Наставникам огромное спасибо за то, что были с нами и поддерживали нас! Когда я вернулся домой, у меня всё равно оставалось ощущение атмосферы, которая была на Школе актива. Это был хороший опыт, я очень доволен, что поехал туда». Ксения Скопинцева, 1 курс, факультет геологии и геофизики нефти и газа «Это была моя первая поездка в Школу актива, поэтому я не имела чёткого представления, как там всё будет. Я была под впечатлением, эти дни оказались очень насыщенными. Спасибо большое всем организаторам за возможность таких выездов, ребятам из ОСО – за создание и проведение всех мероприятий, наставникам – за помощь, поддержку и за то, что они подбадривали нас и давали стимул. Ещё спасибо моей команде: прекрасные ребята, каждый хорош по-своему, очень рада, что мы были именно в таком составе. И отдельная благодарность поварам: кормили очень вкусно. В общем и целом, мне всё понравилось, я обязательно поеду ещё, только надеюсь, что в следующий раз погода не подведёт».
В МГРИ прошёл первый за год очный День открытых дверей
17 апреля Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) принимал гостей – абитуриентов и их родителей. Для них работали консультационные пункты факультетов и Приёмной комиссии, а также были проведены мастер-классы, квизы и другие интерактивные мероприятия, благодаря которым гости познакомились со спецификой практической стороны обучения.  На консультационных пунктах факультетов было оживлённо: абитуриенты и их родители в свободной форме общались с деканами и ведущими преподавателями, задавали вопросы об особенностях обучения в МГРИ. И.о. проректора по учебной работе Мария Фролова и команда консультационного пункта Приёмной комиссии подробно разъясняли, как проходит приём документов, и знакомили гостей с актуальными правилами поступления. Абитуриентов интересовали тонкости разных этапов приёмной кампании: когда приносить оригиналы, каким будет проходной балл, каков конкурс на место, как сдавать экзамены и т.п. На мероприятии гости получили буклеты со всей необходимой информацией о поступлении в МГРИ.   Итоги свободного общения были подведены на общей встрече участников Дня открытых дверей с руководством университета. Деканы представили свои факультеты и рассказали об особенностях поступления на каждый из них. Ответственный секретарь Приёмной комиссии Элина Попова выступила с общей информацией о процессе поступления. Кроме того, на встрече гости узнали подробнее о студенческих секциях MiT (чаптерах), которые были представлены студентами-президентами чаптеров.  На мастер-классах преподаватели и студенты факультетов наглядно продемонстрировали абитуриентам специфику образовательных программ.  О том, как проводится оценка качества окружающей среды, гости узнали из мастер-класса экологического факультета. Посетившим мастер-класс гидрогеологического факультета была показана работа гидрогеологической скважины. Представители геологоразведочного факультета объяснили основы работы с микроскопом, продемонстрировали учебные изделия, выполненные студентами (украшения, столовые приборы), и рассказали, как они были созданы. Здесь же для посетителей мероприятия прошла мини-выставка различных образцов минералов.  Гости вуза также приняли участие в экскурсии на факультет геологии и геофизики нефти и газа и попробовали себя в роли исследователей пород при помощи электронного микроскопа. Факультет технологии разведки и разработки познакомил абитуриентов и их родителей с принципами работы с маркшейдерскими приборами. Факультет экономики и управления провёл для гостей интеллектуальную игру. Свою программу для пришедших на День открытых дверей подготовили и музеи МГРИ: Минералогический и «Занимательная физика».  Так, в музее-лаборатории «Занимательная физика» прошли интерактивные лекции научного руководителя музея-лаборатории Николая Соколова при поддержке сотрудника кафедры общей физики МГРИ Владимира Рафиенко. Наибольший интерес вызвали эксперименты по новым экотехнологиям, сберегающим окружающую среду и уменьшающим техногенную нагрузку на природу. Заведующая кафедрой общей физики Лариса Кудрявцева дала представление группе старшеклассников о научных и лабораторных ресурсах университета по фундаментальной физике и исследовательском поле научной деятельности кафедры. Развлекал гостей МГРИша – многие участники мероприятия с удовольствием фотографировались с медведем на память. А о романтике геологических профессий напоминали студенты, игравшие песни на гитаре у палатки, сооруженной прямо в атриуме университета.  |SLIDER|
Школа №717 выразила благодарность МГРИ и заведующей Минералогическим музеем Татьяне Должанской
В рамках сотрудничества школы и университета Татьяна Юрьевна провела для учащихся познавательные лекции, благодаря которым многие школьники заинтересовались геологией и МГРИ. На лекциях ученики школы №717 познакомились с основами минералогии и разнообразной коллекцией Минералогического музея университета. Кроме того, Татьяна Должанская рассказала ребятам о деятельности университета и существующих в МГРИ проектах для школьников. В благодарственном письме заместитель директора Павел Богодухов выразил надежду на дальнейшее активное сотрудничество школы с университетом. Преподаватели и студенты МГРИ часто посещают школы Москвы и Подмосковья с выездными мероприятиями - лекциями по минералогии, экологии и другим наукам, которые связаны с геологией. Многие из учебных заведений, где проводятся такие лекции, являются базовыми школами университета.
«О Гагарине трудно говорить в прошедшем времени. Он среди нас, в нашей памяти и в сердце»
В день юбилея первого полета человека в космос корреспонденты МГРИ.ИНФОРМ отправились в г. Гагарин Смоленской области, на родину первого космонавта, где находится музей первого полета. Делегация посетила фестиваль «108 минут», рассказала посетителям музея о том, как связаны космос и геология, а также пообщалась с участником подготовки первого полёта человека в космос Ириной Павловной Пономарёвой и родной племянницей Юрия Гагарина Тамарой Дмитриевной Филатовой. Музей посетили начальник отдела протокола и внешних связей Дарья Щедрова и студенты-первокурсники Софья Лодочкина (геологоразведочный факультет), Даниил Алешко и Илья Драбкин (экологический факультет). Делегация МГРИ встретилась с руководителем музея Людмилой Михайловной Деминой. Во время беседы наметили возможные перспективы сотрудничества. Софья Лодочкина представила посетителям свою коллекцию минералов и рассказала о них.  Фестиваль «108 минут» включал в себя выступление в музейной экспозиции музыкальных коллективов, вокалистов, поэтов, мультипликаторов, представителей других творческих направлений, чьи произведения отражают космическую и патриотическую тематику. Программа продлилась ровно 108 минут.  Кроме того, в музее состоялась встреча с очевидцем событий 60-летней давности, участником подготовки первого полёта человека в космос, кандидатом биологических наук, ветераном космонавтики России Ириной Павловной Пономарёвой. В интервью корреспондентам МГРИ.ИНФОРМ Ирина Павловна поделилась своими личными воспоминаниями, в том числе о Юрии Гагарине и членах первого отряда космонавтов. Как вы стали сотрудницей института авиационной и космической медицины? - Свою работу в Государственном научно-исследовательском институте авиационной и космической медицины (ГНИИА и КМ) я начала в сентябре 1959 г. Круг моих профессиональных интересов на всю жизнь тогда определила встреча с доктором медицинских наук В.И. Язловским. Он сказал: «...и на Марсе яблони будут цвести». После собеседования и оформления меня направили в лабораторию отбора и подготовки космонавтов, которую возглавлял Н.Н. Гуровский. На это же время пришлось начало отбора первых кандидатов в космонавты. Расскажите, какой была атмосфера в стране в этот период? - Это было незабываемое время в нашей истории, когда все были полны надежд на лучшее и уверены в завтрашнем дне. Люди, которые прошли все тяготы и лишения трудных военных и послевоенных лет, дерзали, мечтали и создавали. Как проходил отбор будущих космонавтов? - На первом этапе были рассмотрены документы на 3461 летчика истребительской авиации. С хорошими показателями в конце концов были отобраны 29 человек. Мы с коллегой, Валей Поляковой, отбирали кандидатов по следующим параметрам: рост до 170 см, вес 70-72 кг, возраст до 30 лет. Позже были сделаны некоторые исключения. С марта 1960 г. в нашей лаборатории стали появляться отобранные слушатели-космонавты. Первый отряд космонавтов был сформирован к июню. Их было 20 человек. Какие отношения сложились в отряде и среди сотрудников института? - Все, кто был в Институте тогда, подружились. Бывало, идем через парк на Ленинградском проспекте, где располагался Институт, беседуем о своих семьях, близких, обсуждаем насущные темы, в частности, что в космос должны лететь не только смелые, хорошо натренированные люди. Помню, что Гагарин и Комаров придерживались такой точки зрения: в космос должны лететь знающие, изучившие математику, астрономию, медицину и психологию, основы ракетной космической техники и конструкцию корабля... Как они все любили небо и свою профессию! В каких исследованиях вы принимали участие? - Мое участие в подготовке Первого отряда космонавтов пришлось на самые интересные исследования с изоляцией. Будущим космонавтам пришлось пройти испытание в сурдобарокамере (СБК-48). Согласно сохранившимся документам, я в составе бригады за 10 суток дежурства провела около Юрия Алексеевича примерно 80 часов. Он был пятым «обитателем» СБК и находился в ней с 26 июля по 5 августа 1960 г. Благодаря испытанию было выявлено, что он без труда входит в новый рабочий ритм и легко снова отключается. Во время пребывания в СБК он вел дневник и вносил в него все необходимые записи, а в свободное время читал Пушкина, Маяковского, Горького, Верна и Ремарка, книги которых взял в СБК, что-то мастерил или пел свою любимую песню «Я люблю тебя, жизнь». Нам, медикам, было легко работать с Юрой. Он был неизменно приветлив, доброжелателен, терпелив, покладист, стремился к сотрудничеству с персоналом, выполнял задания тщательно и с рациональной степенью инициативы. Вспоминаю с улыбкой некоторые эпизоды, связанные с его подготовкой к полету. Например, когда я во время учебы на вечернем отделении психологии МГУ им. М. В. Ломоносова искала учебник по высшей математике, Юрий привез мне свой, с автографом. До сих пор берегу его. Вспомните день полета — каким он был для вас? - Это незабываемый день, 12 апреля 1961 года. С раннего утра мы были на работе. Ждали информацию внутри института и сообщение по радио. Услышала, что приземление состоялось юго-западнее г. Энгельса. Гагарин позднее писал: «Случилось, как в хорошем романе: мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете». Когда вы встретили Юрия Алексеевича после полета впервые? - 14 апреля, когда Гагарин прилетел в Москву. На улицах было не проехать, не пройти. Там тогда были и мы, сотрудники института, и космонавты из отряда. Выступая перед скоплением народа на Красной площади, Юра не растерялся, вел себя просто, говорил уверенно, хотя и вспоминал потом, что ему было страшно выступать перед тысячами людей, видеть их восторженные лица. «Я был готов к испытанию космосом, но не подготовлен к испытанию человеческим морем глаз...», - отмечал он позднее. Как вы считаете, почему именно Юрию Алексеевичу было суждено стать первым космонавтом? - Есть что-то символическое в его жизненном пути. Это частичка биографии нашей страны. Он в какой-то степени олицетворял эпоху, был символом времени и своей Родины. Сын крестьянина, переживший страшные годы фашистской оккупации, ученик ремесленного училища, курсант аэроклуба, летчик. Это дорога его сверстников — авиация, флот и наука. На мой взгляд, еще у него была простая манера общения, дружелюбный взгляд. На той волне славы, что на него обрушилась, я ни разу не почувствовала ни тени превосходства или снисхождения. Первый командир ЦПК Е. Карпов говорил: «Для первого полета нужен был человек, в характере которого переплетались бы как можно больше положительных качеств. Тут были приняты во внимание неоспоримые гагаринские достоинства: беззаветный патриотизм, непреклонная вера в успех полета, отличное здоровье, неистощимый оптимизм, гибкость ума и любознательность, смелость и решительность, аккуратность, трудолюбие, выдержка, простота, скромность, большая человеческая теплота и внимание к окружающим людям». |SLIDER|