|
Новая установка прямого лазерного выращивания может производить металлические изделия массой до 2-х тонн.
В среду, 10 ноября, стало известно, что в Институте лазерных и сварочных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) изготовлен усовершенствованный 3D-принтер «ИЛИСТ L+». Он предназначен для печати титановыми, никелевыми сплавами, нержавеющими и высокопрочными сталями.
Установка разработана по заказу компании «Русатом-Аддитивные технологии» для нижегородского Федерального научно-производственного центра атомного машиностроения «Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова». В ближайшее время начнутся пуско-наладочные работы, после чего начнётся эксплуатация «ИЛИСТ L+», сообщает пресс-служба СПбГМТУ.
Новый 3D-принтер создан на базе серийной модели Института лазерных и сварочных технологий СПбГМТУ, которая рассчитана на выращивание изделий диаметром до 1,5 метра и высотой до 80 сантиметров. Её производительность – 1 килограмм/час. Благодаря возможности одновременно работать с разными металлами установка позволяет получать готовые изделия с градиентными свойствами.
«ИЛИСТ L+» по сравнению с базовой моделью имеет следующие усовершенствования: возможность выращивания изделий массой до 2-х тонн за счёт дополнительного позиционера, увеличенные габариты рабочей камеры и её оснащение откатными герметизируемыми воротами.
Напомним, что в сентябре СПбГМТУ провёл испытания своей новой разработки – подводного аппарата планирующего типа (глайдера), предназначенного для мониторинга водной среды на предмет обнаружения потенциально опасных объектов с точки зрения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций. Дистанционно управляемый робот может также использоваться при поисковых и аварийно-спасательных работах.
Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
|
|
Разработанные учёными вуза восковые филаменты имеют низкую усадку и хорошие параметры термического расширения.
В четверг, 11 ноября, стало известно, что группа исследователей Самарского государственного технического университета (СамГТУ) разработала четыре вида нитей (филаментов) из воска для 3D-печати с различной температурой плавления, в том числе один вид – из переработанного сырья.
Восковые филаменты используются сегодня в основном для изготовления 3D-прототипов. Они упрощают процесс литья металлов. Существующие на рынке образцы восковых филаментов достаточно дороги, количество производителей невелико, сообщает пресс-служба вуза.
«Первые эксперименты были неудачными. Вечером мы наматывали восковые нити на катушку и на радостях уходили домой. К утру нити либо слипались в единый комок, либо ломались. Приходилось начинать все заново» - рассказал соавтор работы Иван Ермаков.
Сегодня исследователи получили материалы, которые уже в течение двух месяцев сохраняют своё первоначальное качество. По завершении испытаний будет сделан окончательный вывод о получении конкурентоспособных нитей по соотношению цены и качества. По предварительным данным новый материал характеризуется низкой усадкой, низким коэффициентом термического линейного расширения. Температура каплепадения филаментов находится в пределах 89-97 градусов по Цельсию.
Индустриальным партнёром СамГТУ в работе над филаментами выступает компания «Полимет» из Тольятти. Они предоставили учёным лабораторно-экструзионную линию и 3D-принтер, необходимые для проведения исследований. Производство и сбыт будущей продукции СамГТУ планирует проводить также совместно с «Полиметом».
Напомним, что учёные Новосибирского государственного технического университета создали на основе оксида алюминия с добавками карбидов инновационный композитный материал. Предлагается использовать его для изготовления многогранных режущих пластин, предназначенных для обработки металлов, в частности закалённых сталей.
Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
|
|
В конце восьмидесятых и в девяностые годы прошлого века золотой мечтой советской, а потом и российской молодёжи было уехать на Запад. Использовались любые возможности. Браки с иностранцами, поиск за рубежом работы по специальности, которая в то время оплачивалась «за бугром» куда щедрее, чем на Родине, и, конечно же, академические обмены. Мало кто из профессоров или студентов, принимавших участие в подобного рода проектах, возвращался обратно. В итоге утечка мозгов и, как следствие, снижение общего уровня квалификации учёных и инженеров, стала для нашей страны одной из наиболее серьёзных проблем последних десятилетий.
А с какой целью сегодня отправляются в европейские или американские вузы отечественные молодые таланты? Например, Дарья Егошина из Тюменского индустриального университета выиграла конкурсный отбор на обучение в Австрии и Германии по международной программе тройного диплома «Современные методы освоения полезных ископаемых». Её суть состоит в том, что ребята один семестр учатся в Леобенском горном университете, ещё один – во Фрайбергской горной академии, затем возвращаются в свою «альма-матер» и после окончания магистратуры защищают единую выпускную квалификационную работу. В комиссию, которая оценивает её уровень, входят представители всех трёх высших учебных заведений. В случае успеха соискатели получают российский, немецкий и австрийский дипломы.
В пятницу, 15 октября Дарье и ещё 19-ти российским студентам были вручены сертификаты, гарантирующие получение каждым молодым учёным гранта в размере 920 тысяч рублей. Он покроет затраты на трансфер, питание, тест на коронавирус, консульские сборы, оформление визы и прочие расходы. Кроме того, в эту сумму входят суточные и стипендия, то есть думать о том, где взять деньги на жизнь нашим студентам совершенно точно будет не нужно.
Не придётся им ломать голову и над тем, каким образом в нынешних непростых санитарно-эпидемиологических условиях получить необходимые документы для въезда в ЕС. Решение всех организационных вопросов, как и финансирование проекта, берут на себя его координаторы – Санкт-Петербургский горный университет и Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, созданный на базе старейшего технического вуза России.
По приезду в Старый свет ребятам, само собой, придётся отбыть карантин. Его срок – пять дней. После этого можно приступать к учёбе, а свободное от неё время посвящать любимым занятиям, то есть жить полноценной жизнью – посещать кафе, магазины, гулять в парках. Никаких ограничений, связанных со свободой передвижения, в случае отрицательного теста на коронавирус не предусмотрено. Кроме того, у всех российских студентов есть возможность в любой момент привиться местной вакциной, так что дополнительных трудностей с адаптацией, даже в случае ужесточения правил и инструкций, у них не возникнет.
«Сфера моих научных интересов - техносферная безопасность в горном деле. Оценка и минимизация рисков, связанных с охраной труда и антропогенным воздействием на экосистемы. Для того, чтобы стать профессионалом в этой области, очень важно собственными глазами увидеть лучшие зарубежные практики, ознакомиться с нюансами европейских стандартов, современными технологиями добычи полезных ископаемых, сравнить инфраструктуру австрийских и немецких лабораторий с нашей. Уверена, что участие в программе тройного диплома позволит мне получить дополнительные знания и навыки для того, чтобы затем применить их в России», - говорит Дарья Егошина.
Возвращение на Родину и поступление в аспирантуру, то есть продолжение научной деятельности – обязательное условие участия в программе тройного диплома. Её глобальная задача - рост академической мобильности в масштабах всей страны. Иными словами - совершенствование механизма, бесперебойная работа которого необходима для сокращения дефицита инженерных и научных кадров в краеугольном для отечественной экономики минерально-сырьевом комплексе.
С этой целью год назад был создан консорциум вузов «Недра». Он объединил высшие учебные заведения, чьи образовательные программы связаны с подготовкой специалистов для горной и нефтегазовой отраслей. Именно студенты этой ассоциации и получили возможность пройти конкурсный отбор на обучение за рубежом за счёт грантов Центра компетенций под эгидой ЮНЕСКО. Победителей первого тура определяли сами университеты, а второго, куда вышло порядка 70 лучших магистрантов со всей страны, - эксперты из города на Неве.
В нынешнем году отсев на участие в программе тройного диплома прошли 16 молодых людей из Кузбасского технического и Тюменского индустриального университетов, а также СПбГУ и Горного. В воскресенье они вылетают в Вену, а оттуда - в Леобен, где приступят к занятиям. Ещё четверо молодых людей отправляются в ФРГ, они будут учиться во Фрайбергской горной академии в течение всего нынешнего учебного года, но уже по программе двойного диплома. Аналогичные договорённости достигнуты и с LUT-университетом из финской Лаппеенранты, туда едут двое студентов. Самое главное, что это не единоразовая акция, проект рассчитан на десять лет. Причём, в последующие годы, число вузов консорциума «Недра», которые принимают в нём участие, будет расширено.
«Претворению в жизнь этой инициативы предшествовала долгая кропотливая работа по унификации учебных планов. В противном случае те дисциплины, которые наши ребята изучают в зарубежных вузах-партнёрах, невозможно было бы зачесть здесь, в России. И наоборот. Стандартизация как можно большего числа образовательных программ способствует развитию академической мобильности, росту компетенций молодых учёных и будущих инженеров, а, кроме того, создаёт среду доверия. Это очень важно, ведь адекватно ответить на вызовы, стоящие сегодня перед человечеством, в том числе, связанные с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду, можно лишь всем вместе. А для этого необходимо, как минимум, доверять друг другу», - подчеркнула начальник международного отдела Горного университета Александра Коптева.
Сотрудничество петербургского вуза с партнёрами в ЕС и других частях света длится уже не одно десятилетие. Его студенты и аспиранты, например, ежегодно ездят на стажировки, которые проходят в ФРГ, на базе Фрайбергской горной академии. Лучшие из них могут получить там второй диплом европейского образца или степень доктора философии. Молодые учёные из ФРГ, в свою очередь, принимают участие в международных конференциях и конкурсах, которые проводятся в северной столице, в том числе, в рамках Российско-Германского сырьевого форума. Теперь же возможность стать частью этой коллаборации получили и представители других российских вузов.
Например, Дарья Волощук из Кузбасского технического университета учится на химика-технолога. Она говорит, что учёба за границей для неё – никоим образом не самоцель, а один из инструментов, который позволит получить конкурентное преимущество перед сверстниками, и, самое главное, даст возможность «развить свои компетенции, чтобы в дальнейшем применить их, работая на Родине».
«Меня интересует не только химия, но и другие области знаний, в том числе, экология. Только не с социальной или политической точки зрения, а с производственной. Мне хотелось бы получить максимально возможный багаж знаний и практических навыков, чтобы я могла с высокой степенью достоверности определять, какой ущерб наносит природе то или иное предприятие. И понимать, за счёт внедрения каких технологий или проведения каких мероприятий можно снизить этот ущерб. Понятно, что мы не можем взять и свернуть всю добычу, оказаться в каменном веке лично мне не очень бы хотелось. Но разбираться в том, как можно минимизировать негативное воздействие на природу, в том числе за счёт вовлечения в переработку вторсырья, конечно, очень важно», - рассказала Дарья.
В Кемерово она стажировалась, в основном, на химических производствах, но в Германии и Австрии акцент будет сделан на взаимодействие с компаниями горной отрасли. Расширение горизонтов познания, которое в перспективе позволит молодым людям стать более востребованными специалистами, - ещё один плюс обучения за границей. Об этом говорили практически все ребята.
«После возвращения из-за рубежа и защиты выпускной квалификационной работы, я рассчитываю поступить в аспирантуру Санкт-Петербургского горного университета, - подчеркнула студентка этого вуза Софья Мазепа (она едет во Фрайберг для участия в международной программе двойной магистратуры). - На бакалавриате я занималась вопросами термической обработки фрез из быстрорежущих сталей для улучшения их эксплуатационных свойств. Но в дальнейшем планирую изучать влияние лазеров на структуры различных материалов и сплавов. О чём идёт речь? Допустим, мы нанесли на какое-то изделие QR-код. Возникает вопрос: какое воздействие окажет на него агрессивная среда, например, высокие температуры, возникающие при пожаре. Сохранится ли он, не пострадает ли его качество? Во многих случаях это очень важно, поскольку позволяет проследить весь путь этого изделия, от создания до продажи, что необходимо для борьбы с контрафактом».
Для того, чтобы получить право на грант, как рассказала Софья, ей пришлось изрядно потрудиться. Одной лишь успеваемости оказалось недостаточно. Для обучения за границей необходимо также владеть разговорным английским или немецким языком, заниматься исследовательской работой и быть автором, как минимум, одной публикации в научном журнале. Кроме того, следует иметь «твёрдое намерение поступить в аспирантуру».
«Родители со школы готовили меня к тому, что я буду учиться за границей. Но так получилось, что именно в тот год, когда я окончила одиннадцатый класс, образование в Финляндии неожиданно стало платным. Времени на то, чтобы консолидировать нужную сумму не было, поэтому я решила поступать в Горный университет. А когда узнала, что здесь реализуется такой проект, сразу же решила к нему присоединиться. Осознанно шла к этому на протяжении почти двух лет», - добавила Софья.
Другой студент Санкт-Петербургского горного университета Дмитрий Братских учится на нефтегазовом факультете. Для обучения в Леобене он выбрал специализацию «Геоэкология». Говорит, что это крайне актуальный сегодня тренд. Энергосбережение, рекуперация паров нефти, производство, хранение и транспортировка водорода, рекультивация земель – технологии, связанные с этой тематикой, обязательно окажутся востребованными и в будущем.
«Ещё одно перспективное научное направление – интернет вещей, то есть обмен данными между различными устройствами. Это когда ваш смартфон, допустим, посылает сигнал вашему чайнику начать нагрев воды. Подобного рода концепции можно применять не только в быту, но и на производстве. Их внедрение в горной отрасли позволит совместить решение двух принципиально важных для всей цивилизации задач: минимизировать техногенное воздействие на природу и повысить рентабельность профильных компаний. Именно этим я и планирую заниматься после возвращения из Австрии и Германии», - заверил Дмитрий.
Отметим, что на обучение за границей 22 студентов из российских вузов, входящих в консорциум «Недра», в нынешнем году выделено более 19 миллионов рублей. Кому-то может показаться, что это слишком большие деньги. Для того чтобы убедиться в обратном, достаточно вспомнить изречение о том, что «для уничтожения нации не нужны атомные бомбы или ракеты дальнего действия, достаточно лишь снизить качество образования и разрешить списывать на экзаменах».
Вряд ли найдётся много желающих поспорить с этим утверждением.
Победители конкурсного отбора из числа университетов консорциума «Недра».
Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
|
|
Для первого университета Тюменской области 2030-й год станет юбилейным – вуз отметит своё столетие. Кроме того, это будет временем подведения итогов участия в программе «Приоритет-2030», где Тюменский государственный университет (ТюмГУ) стал победителем по территориально-отраслевому треку.
Стратегическая цель вуза на предстоящий девятилетний период - стать лидером Западно-Сибирского научно-образовательного кластера, действуя в глобальной исследовательской повестке и обеспечивая трансфер передовых образовательных и технологических решений в экономику региона. В числе прикладных исследовательских приоритетов вуза технологии управления свойствами биологических объектов, искусственный интеллект, компьютерный инжиниринг, дизайн пользовательского опыта в цифровых иммерсивных средах.
Уже сегодня в ТюмГУ более 9% иностранных преподавателей и исследователей (включая россиян со степенью PhD зарубежных вузов), достаточно высокий средний балл – 80,3. Университет открыт к модернизации. Символом его динамичного развития стал новый логотип от студии Артемия Лебедева. ТюмГУ уверенно наращивает количество студентов на высококонкурентном образовательном рынке Урала и Западной Сибири, где есть такие признанные университетские центры как Екатеринбург, Томск и Новосибирск. О том, чем живёт вуз сегодня и по какой траектории движется к 2030-му году в своём интервью «Форпосту» рассказал ректор Иван Романчук.
- В сентябре 2018 года ваш предшественник на посту ректора ТюмГУ, ныне глава Минобрнауки Валерий Фальков, обозначил стратегические цели вуза на период до 2024 года. Среди них реформирование магистратуры и развитие дополнительного образования. Если эти цели сохранили актуальность, то чего уже удалось достичь?
- Стратегические цели вуза можно обозначить так: качественно улучшить содержательную сторону магистратуры и провести реструктуризацию ряда образовательных программ. В настоящее время мы существенно обновляем линейку магистратур: делаем акцент на исследовательские магистратуры, практико-ориентированные, созданные под задачи индустрий, и магистратуры, которые реализуются совместно с ведущими российскими и зарубежными вузами.
Отмечу, что мы намерены продолжать глубокую трансформацию вуза в рамках программы «Приоритет-2030». Мы заявили о себе и поставили амбициозную цель — стать основным смысловым и действующим центром изменений нашей территории на благо людей.
- Тюмень – самый быстрорастущий город Европы после московского спутника Балашихи. Динамичная экономика области, относительно высокие заработки на ведущих предприятиях – это создаёт преимущества для выпускников местных вузов при трудоустройстве. Но нет ли здесь определённого вызова для ТюмГУ, поскольку, по мере роста трудовой мобильности соискатели с дипломами университетов других регионов могут составить конкуренцию вашим учащимся. Ощущается ли такая конкуренция, и как в ней участвуете?
- Вспоминая известную фразу, скажу, что там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже. Конкуренции не стоит бояться - она обеспечивает наилучшее качество продуктов, в том числе нематериальных. Наши студенты, как мне кажется, готовы к разных вызовам, к неопределенности. Они еще во время студенчества погружены в нестандартные условия, сами формируют свои образовательные траектории и понимают, что их профессиональная карьера зависит от полученных знаний и умения развиваться быстро, динамично и высоко держать планку.
К тому же у нас построена качественная эффективная связь с работодателями, которые могут оценить своих будущих сотрудников еще до получения диплома. Думаю, это и создает преимущества при трудоустройстве наших выпускников.
- ТюмГУ является базовой площадкой Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра. Какие из его проектов сулят наибольший эффект для экономики и социальной сферы? Какие основные проблемы НОЦ предстоит решить в ближайшие годы?
- Главные стратегические направления Западно-Сибирского НОЦ: развитие человеческого капитала, биобезопасность, Арктика, цифровизация нефтегазовой индустрии. Они оказались настолько актуальными в связи с пандемией, с биологическими и климатическими угрозами в мире, что сейчас появились хорошие предпосылки к тому, чтобы они внесли весомый вклад в экономику нашего макрорегиона и России в целом. Деятельность вуза как базовой площадки Западно-Сибирского НОЦ очень объемна. Потому неверно выделять только несколько проектов. Уверен, что наша общая серьезная работа станет основой для качественного роста экономики и социальной жизни большого региона, высокотехнологичных и креативных индустрий.
Впрочем, можно отметить реализуемый проект карбонового полигона. Работа идет с большим кругом уже состоявшихся партнерств: научных, университетских, международных и индустриальных. Особая роль в координации исследований углерода отведена нашим новым лабораториям, созданным по федеральным и региональным мегагрантам: CarboRus под руководством профессора Гёттингенского университета Якова Кузякова. Её цель - установить запасы углерода в почвах России и роль микроорганизмов в цикле углерода, и AquaBioSafe под руководством ведущего научного сотрудника Института биологии внутренних вод Дениса Тихоненкова, которая исследует функциональные связи гидробионтов.
- В структуре финансирования по федеральному проекту повышения конкурентоспособности вузов «5-100» ТюмГУ выделяется значительным вкладом регионального бюджета. По данным Счетной палаты, у вас доля его софинансирования составляет 14,2%, а в среднем по участникам «5-100» - 0,5%. Какие проекты, реализуемые в сотрудничестве с властями региона, могут быть взяты на вооружение в других субъектах федерации?
- В проектах развития региона наш университет является важным стратегическим партнером Правительства Тюменской области. К примеру, ТюмГУ помогает региону улучшать туристические показатели. Подготовкой специалистов для этой активно развивающейся отрасли экономики занимается Институт наук о Земле. Наши выпускники обладают глубокими теоретическими и практическими знаниями в области организации предприятий туризма, технологических процессов в сфере туроператорской и турагентской деятельности, технологии проектирования, продвижения и реализации туристских услуг, туристско-экскурсионной деятельности. Тюмень сделала резкий скачок в развитии всей туристической отрасли, обновлена инфраструктура отдыха, разработаны потрясающе интересные туры по малым городам области, и как результат в несколько раз увеличился турпоток. Мы готовим специалистов индустрии гостеприимства, ландшафтников, занятых в проектировании рекреационных зон и парков. Для нас это вопросы продвижения региона, поддержки его инновационной привлекательности. Это лишь один пример. Что касается финансовой поддержки вуза, то она чрезвычайно существенна: гранты и мегагранты для ученых и исследовательских групп, более 4 млрд рублей на строительство нового главного учебного корпуса в центре Тюмени.
- Приёмная кампания 2021 года в ТюмГУ прошла удачно – выполнен план набора, сложился достаточно высокий средний балл ЕГЭ. А как с целевым обучением? Какие специальности наиболее востребованы целевиками?
- Прием на целевое обучение набирает популярность. Из года в год заметно растет число претендентов на места в пределах целевой квоты. Наиболее популярны здесь педагогические направления и специальности Института математики и компьютерных наук. Абсолютно для всех студентов вместе с качественным и численным ростом контингента мы наращиваем возможности для развития, для участия в знаковых федеральных проектах среди университетов-лидеров. Причем, меняем не только структуру образования, но и среду. Мы обустроили заново большие университетские пространства: лекционные аудитории, научные лаборатории, коворкинги, спортивные залы, студенческие кафе.
- В 2017 году ТюмГУ, единственный среди российских вузов, попал в рейтинг HeadHunter как привлекательный работодатель. Оценивалась лояльность сотрудников и популярность организации у соискателей. В чём секрет успеха, в высоких зарплатах?
- Секрет успеха здесь многофакторный. И он связан не только с высокими зарплатами. Прежде всего, в университете созданы комфортные условия для свободного взаимодействия со своими коллегами. Все находятся в ситуации открытого диалога, готовы обсуждать и инициировать новые практики изменения. Привлечение сотрудников с высоким потенциалом к академическому развитию является одной из стратегических задач университета. За прошедший год в наш вуз принято на работу на позиции профессорско-преподавательского состава 65 новых сотрудников из ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска и других городов.
- ТюмГУ входит в число вузов, которые пошли по пути развития индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) для студентов. С какими проблемами пришлось столкнуться на этом пути, как они преодолеваются, и какова цель-максимум?
- В 2020-2021 учебном году университет подвел первые итоги стратегически важного проекта по индивидуализации высшего образования. Этим летом в трех институтах (Социально-гуманитарном, Институте психологии и педагогики и Институте химии) и Школе перспективных исследований более 500 студентов завершили обучение по программам бакалавриата, реализуемым на основе индивидуализации траекторий обучения. Опыт университета по трансформации образовательной модели и сопровождению ее реализации был обобщен и систематически изложен в онлайн-курсе «Индивидуализация в высшем образовании, или как трансформировать образовательное пространство университета». Повышение квалификации на основе данного курса прошли представители 38 российских университетов. Аккредитация подтвердила, что образовательное пространство ТюмГУ на основе ИОТ, несмотря на всю свою инновационность, соответствует требованиям регулятора, а значит, его модель может тиражироваться и стать новой нормой для высшей школы.
Мы увидели, что студенты, хорошо планирующие собственную деятельность с опорой на актуальные условия настоящего, оказываются готовыми к активным осмысленным переменам. Они используют потенциал этих перемен для выстраивания перспектив собственного пути развития. Наши студенты готовы осознанно формировать новую реальность, опираясь на собственные потребности и психологические ресурсы.
- Какие планы ТюмГУ связывает с участием в Консорциуме «Недра»?
- Планы ТюмГУ целиком соотносятся с целями создания новой инженерной школы. У нас очень серьезные намерения по созданию нового бакалаврского образования под задачи нефтяных и газовых индустрий. В рамках консорциума мы нацелены на обмен практиками по повышению качества образования и эффективности научных исследований, созданию единой научно-образовательной среды. Уверен, что университет стоит на пороге нового этапа развития, соответствующего новым вызовам времени, запросам экономики и общества.
Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
|
|
Новый материал выдерживает температуру до 400 градусов по Цельсию. Это на 100-150 градусов выше, чем у аналогов.
В понедельник, 1 ноября, стало известно, что учёные Национального государственного исследовательского технологического университета «МИСиС», Сибирского федерального университета, Курчатовского института и Магнитогорского государственного технического университета имени Носова создали новый сплав алюминия, превосходящий по термостойкости все аналоги, которые используются сегодня в промышленности. Кроме того, он имеет сравнительно низкую себестоимость производства, сообщает пресс-служба «МИСиС».
«Наш материал отличается термически стабильной структурой, он выдерживает температуры вплоть до 400 градусов по Цельсию. Любые известные алюминиевые сплавы испытывают значительное разупрочнение уже при 250-300 градусах. В наш сплав входят медь, марганец и цирконий, что дает уникальное сочетание электропроводности, прочности и термостойкости» — рассказал старший научный сотрудник кафедры обработки металлов давлением «МИСиС» Торгом Акопян.
Концептуальная особенность сплава состоит в равномерном распределении наночастиц с содержанием циркония и марганца в алюминиевой матрице. Такие частицы составляют 10% общего объёма материала. При изготовлении сплава использован электромагнитный кристаллизатор, работающий на основе технологии ElmaCast Красноярского научно-производственного центра магнитной гидродинамики. Технология позволяет управлять образованием структуры сплава в процессе кристаллизации.
Напомним, что учёные «МИСиС», Южно-Уральского государственного университета совместно со специалистами Объединённого института ядерных исследований и коллегами из Египта, Саудовской Аравии и Белоруссии разработали радиопоглощающий (невидимый для радаров) композитный материал на основе полимерной матрицы с наполнителем из гексаферрита и нанографита.
Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
|
|
Эффективная технология переработки старых покрышек карьерных самосвалов снизит остроту проблемы распространения опасных для экологии свалок на Кузбассе.
Во вторник, 26 октября, стало известно, что в Кузбасском государственном техническом университете (КузГТУ) разработана технология переработки крупногабаритных покрышек карьерных самосвалов. Срок службы резины из-за больших нагрузок и специфических дорожных условий в среднем составляет около года, поэтому утилизация является серьёзной проблемой. На территории Кузбасса добывающие предприятия ежегодно списывают около 15 тысяч тонн автомобильных покрышек, сообщает пресс-служба вуза. Сегодня эта масса в основном поступает на свалки.
Технология КузГТУ предусматривает измельчение покрышек до состояния резиновой крошки размером от 1 до 4 миллиметров и её последующий нагрев при температуре 550-700 градусов по Цельсию. В результате образуется топливный газ, а также жидкая и твёрдая фракции. Последняя разделяется на печное топливо, а так же ценные для парфюмерной промышленности вещества: Д-Лимонен (основной компонент масла апельсиновой кожуры) и О-Цимен (имеет запах базилика).
Из твёрдой фракции путём дополнительного нагрева до 1000 градусов по Цельсию получают газ, который можно использовать, например, при синтезе водорода и во многих других производствах. В остатке образуется сорбент, подходящий для очистки воды и воздуха.
«За рубежом существуют аналоги нашей технологии, и переработка резинотехнических отходов процветает. Но эти технологии отличаются от разработки КузГТУ последовательностью стадий переработки, режимами процесса и аппаратурным оформлением» - рассказал заведующий кафедрой теплоэнергетики КузГТУ Александр Богомолов.
Разработчики уверены, что их технологический процесс позволяет получить ценные для промышленности продукты по конкурентной цене. К работе уже проявил интерес один из лидеров добычи угля в России компания «СДС-Уголь». При их поддержке строительство производства по новой технологии может стартовать через 2-3 года.
Напомним, что исследователи Национального государственного исследовательского технологического университета «МИСиС» совместно с коллегами из Белорусского государственного технологического университета и Института общей и неорганической химии Национальной академии наук Беларуси предложили метод производства белого пигмента для лакокрасочной промышленности из отработанных электролитов цинкования на основе хлорида аммония.
Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
|
|
Разработчики нашли способ погрузки автомобиля на платформу эвакуатора сбоку без использования дорогостоящего крана-манипулятора.
Во вторник, 26 октября, стало известно, что Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) запатентовал платформу эвакуатора на базе грузового автомобиля с подъёмно-транспортной подкатной тележкой. Авторы изобретения - выпускница кафедры наземных транспортно-технологических машин СПбГАСУ Анастасия Григорьева и доцент этой кафедры Николай Подопригора.
Ключевой элемент конструкции – подкатная подъёмно транспортная тележка, снабжённая ножничными подъёмниками с гидроцилиндрами, сообщает пресс-служба вуза. Тележка крепится на раме грузовика-эвакуатора.
«Мы использовали принцип существующих подкатных устройств гидравлических подъёмников, используемых в автосервисах. Подкатная тележка на колёсиках устанавливается механическим способом под автомобиль, «вытягивает» его с места, подгоняет к платформе и загружает на неё» – рассказал Николай Подопригора.
Целью учёных была разработка недорогой по себестоимости производства технологии, позволяющей погрузить автомобиль на платформу эвакуатора в условиях, когда вплотную к нему спереди и сзади припаркованы другие машины. Сегодня такую задачу решают эвакуаторы с краном-манипулятором. Недостатком этой техники является её дороговизна. СПбГАСУ запатентовал существенно более дешёвую конструкцию, решающую аналогичные задачи.
Напомним, что исследователи Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета получили российский патент на изобретение – полносборное безригельное многоэтажное здание.
Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
|
|
У одного из трёх российских специализированных вузов в области энергетики – Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) – непростая история. В 1930-м, в том же году, что и Московский энергетический институт (МЭИ) в Казани появился вуз аналогичного профиля. Однако он был закрыт всего через три года. В 1968-м в столице Татарии начал работу филиал МЭИ.
С сентября 1999-го вуз существует в самостоятельном статусе. Сегодня КГЭУ выпускает специалистов, в полной мере соответствующих по уровню квалификации возросшим требованиям энергетической отрасли, стоящей на пороге решительной модернизации. За последние годы вырос средний балл единого госэкзамена (ЕГЭ) у поступающих, активизировалась научная работа. Ректор Эдвард Абдуллазянов в своём интервью «Форпосту» рассказал о том, каким вуз входит в новый учебный год и куда движется высшее энергетическое образование в России. Рассказал и об участии в проектах альтернативной энергетики – ветропарках и инфраструктуре для электротранспорта будущего.
- Открывшееся 1 сентября новое общежитие КГЭУ стало одним из пяти инфраструктурных объектов Минобрнауки, введенных к новому учебному году. Это отличный завершающий аккорд приёмной кампании. Как Вы оцениваете ее итоги?
- Действительно, ввод в эксплуатацию нового, четвертого общежития – важное событие для нашего университета. Качественная учёба в современных условиях невозможна без комфортного проживания. Благодаря поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова объект был включен в 2017 году в федеральную целевую программу по строительству студенческих кампусов, и вуз получил финансирование полмиллиарда рублей. Наш новый студенческий дом - 21-этажная «свечка» с великолепным видом на Кремль и Казанку - соответствует по комфортности гостиничному уровню «четыре звезды плюс». Кстати это уже второе по счету общежитие, которое вуз сдаёт за последние пять лет.
Что же касается оценки нынешней приёмной кампании, то, я считаю, она прошла успешно. Количество заявлений по сравнению с прошлым годом увеличилось на 11%, это позволило нам провести зачисление в один этап и обойтись без дополнительного набора.
Тут сыграли сразу несколько факторов: слияние форматов онлайн и офлайн в ходе приемной кампании, расширение проектов поддержки абитуриентов и студентов, а также полученное от государства «добро» на увеличение контрольных цифр приема. Так, если в прошлом году на бюджетные места бакалавриата мы могли набрать 866 человек на очную форму обучения, то в этом году - 1045. Средний балл ЕГЭ абитуриентов КГЭУ вырос до 73,3. Отрадно отметить, что к нам поступили выпускники школ, имеющие 100 баллов ЕГЭ по русскому языку и информатике.
Популярными направлениями бакалавриата стали «Теплоэнергетика и теплотехника», «Электроэнергетика и электротехника», «Информатика и вычислительная техника» и «Прикладная информатика». В 2021 году мы впервые набрали студентов на бюджетные места по новым программам «Электромобильный и беспилотный транспорт» и «Проектирование, эксплуатация и реконструкция зданий и сооружений», по направлению подготовки «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг».
- Все больше в мире звучит голосов о перспективе скорого закрытия тепловых электростанций. КГЭУ имеет непосредственное отношение к этой важнейшей сфере, поэтому нашим читателям интересно узнать Вашу оценку текущей ситуации и перспектив. В каком направлении должна развиваться энергетика, чтобы обеспечить экономику страны конкурентоспособными по цене и приемлемыми с точки зрения экологии ресурсами?
- Республика Татарстан относится к регионам с приоритетной выработкой тепловой и электрической энергии в комбинированном цикле. Тепловые электрические станции республики модернизируют свои мощности, активно участвуя в федеральной программе ДПМ [договоры о поставке мощностей для привлечения инвестиций в реновацию электростанций]. Но по большому счету, мы считаем, что энергетика должна двигаться по двум направлениям - модернизация существующих мощностей и развитие новых источников энергии. Поэтому в КГЭУ появился вектор развития, направленный на исследования в области альтернативной энергетики.
Ученые университета, по заказу правительства Республики Татарстан, провели мониторинг перспективных площадок с целью определения ветропотенциала. Год назад в трех районах республики были установлены метеомачты, данные с которых каждый день дистанционно снимали и обрабатывали в КГЭУ. В итоге были выбраны три площадки для строительства ветропарков. Результаты исследований уже переданы компаниям, которые собираются реализовывать проект.
Собственные инновационные разработки позволили КГЭУ первым среди российских вузов внедрить в учебный процесс теорию ветроизмерения, которая уже прошла апробацию на практике – на кафедре «Возобновляемые источники энергии».
Другим перспективным направлением развития является водородная энергетика. Наш университет наращивает компетенции в этой области. В 2020 году мы, по целевой заявке ПАО «КАМАЗ», набрали первую группу магистров по программе «Водородные технологии», а этом году – и на бакалавриат. Есть планы вести в этом направлении не только образовательную деятельность, но и научно-исследовательскую.
- В стенах университета вскоре после утверждения Правительством РФ концепции по развитию производства электрического автотранспорта прошла встреча производителей электромобилей и представителей инфраструктуры. Расскажите, в каких конкретных проектах данной отрасли участвуют сотрудники вуза, и есть ли у отечественных производителей шанс догнать мировых лидеров?
- В августе 2021 вышло долгожданное распоряжение Правительства РФ за номером 2290-р о концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта, а также зарядной инфраструктуры в России до 2030 года. Этого решения ждали производители электромобилей, зарядных станций и общественные организации электроавтомобилистов. Несмотря на богатые запасы углеводородного сырья, Россия не может игнорировать тот факт, что основной потребитель энергии - транспорт - стал активно набирать обороты в движении по сокращению потребления ископаемого топлива.
Татарстан одним из первых регионов в РФ начал активно решать вопросы, связанные с электрическим транспортом и зарядной инфраструктурой. Так уже с февраля 2021 года реализуется «Программа развития зарядной инфраструктуры в Республике Татарстан». Согласно этому документу, на КГЭУ возложено создание учебно-научной лабораторной базы по проектированию, диагностированию зарядных станций и электромобилей и выпуску специалистов по их эксплуатации, а также консолидация производителей зарядных станций и электромобилей в решении научно-технических проблем.
Наш университет имеет многолетний опыт подготовки специалистов в области электрического транспорта. Мы первыми в России уже в этом году набрали две группы студентов по новой образовательной программе бакалавриата «Электромобильный и беспилотный транспорт». На следующий год планируем открыть новую программу магистратуры «Проектирование электротехнического оборудования электромобилей и объектов зарядной инфраструктуры».
Сегодня вуз активно сотрудничает с несколькими производителями зарядных станций на территории Татарстана и других регионов России. Ученые кафедры «Электроснабжения промышленных предприятий» разработали мобильные зарядные комплексы с интегрированной системой накопления электроэнергии. Их можно перемещать на любые расстояния с помощью специальных контейнеров на колесах и заряжать электромобиль за 20-30 минут в самых отдаленных от инфраструктуры местах.
В стенах нашего университета состоялось выездное расширенное заседание научно-экспертного совета рабочей группы Совета Федерации по энергоэффективности и энергосбережению, посвящённое вопросам развития электрического транспорта и зарядной инфраструктуры. Только в очном формате в нём участвовало более 130 человек из 10 российских регионов - представители профильных министерств и ведомств, разработчиков и производителей зарядных станций, электромобилей, а также информационно-коммуникационных компаний. Представительный состав встречи подтверждает актуальность темы для современных городских агломераций.
- Активизация исследовательской деятельности требует совершенствования аспирантуры. По данным Росстата, из 13957 выпускников аспирантуры 2020 года в целом по стране только 1245 человек защитили диссертации и получили кандидатскую ученую степень, то есть менее 9%. Коэффициент полезного действия российской аспирантуры в целом по стране снижается. Насколько эта проблема актуальна для КГЭУ?
- В целом эффективность аспирантуры в Казанском государственном энергетическом университете гораздо выше медианного значения по стране - 44%. Столь высокого уровня мы достигли благодаря эффективной работе трех докторских диссертационных советов. За последние пять лет КГЭУ увеличил количество бюджетных мест в аспирантуру в 10 раз.
- Проведенное по заказу Минобрнауки масштабное исследование подтвердило, что тотальный дистант снижает качество высшего образования. Особенно остро это проявляется по инженерным специальностям. Однако остается вопрос о формате и пропорциях использования онлайн-технологий в вузах. Как отвечает на него КГЭУ?
- Проблема опережающего развития системы образования на основе информационных технологий и создания в стране единой образовательной информационной среды нуждается в скорейшем решении. Но существует противоречие: с одной стороны растет поток информации, которую должны воспринимать обучающиеся, а с другой стороны, они часто имеют очень низкую мотивацию к усвоению этой информации. Поэтому главная задача информатизации в образовании – превратить современные технологии в ресурс, обеспечивающий повышение его качества.
Дистант не является самоцелью. Этот инструмент необходимо использовать в тех случаях, когда он позволяет эффективнее решать вполне конкретные задачи персонализации, интенсификации и повышения качества обучения. Следует также отметить, что качество дистанционного образования во многом зависит от усердия студента. Поэтому процесс нужно контролировать через жёсткую отчетность и систематическую обратную связь.
Большой плюс онлайн-обучения - возможность получить высшее образование людям, которые физически не могут добраться до места учебы. Например, тем, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Также эта форма обучения неоценима в период карантинных мероприятий и всяческих форс-мажоров. Но в «мирное» время, я считаю, самой эффективной является очная форма обучения, особенно в техническом университете. В настоящий момент в КГЭУ дистант реализуется только для студентов старших курсов заочной формы обучения во время установочной сессии. Занятия для заочников первого курса и всех студентов - очников, в том числе иностранцев, проводятся в стенах университета.
Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
|