|
В рамках подписанного соглашения между МГРИ и АО «Зарубежгеология» приглашаем геологов на работу в Саудовской Аравии в период с 2022 по 2024 гг.
Требования к специалистам:
• обеспечение практического руководства и управление рядом текущих разведочных проектов в течение трехлетнего периода (с 2022 по 2024)
• оказание дополнительных специализированных услуг по направлениям: структурная геология, геофизика, геохимия и управление базами данных
• управление и контроль повседневной работы в программах ориентированного бурения и заполнения скважин, а также каротаж скважин (геологический, структурный и геотехнический).
• проведение геологической и структурной интерпретации, а также 3D-моделирование перспектив, включая всю доступную информацию о бурении.
Кроме того, необходимо обладать знаниями и умением выполнять следующие виды работы:
• геологическое картирование (региональный и детальный масштаб)
• проектирование, управление и интерпретация геофизических исследований
• разработка, управление и интерпретация геохимических исследований
• проектирование и управление базой данных буровых скважин
• услуги по проектированию баз данных ГИС и составлению карт
По всем вопросам обращаться по адресу электронной почты: news@mgri.ru
В теме письма указать: Работа в Зарубежгеологии
|
|
18 и 19 ноября в Российском государственном геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) прошла мобильная выставка, посвященная развитию и истории Дальнего Востока. Мероприятие проходит в рамках «Дней регионов Дальнего Востока в Москве-2021».
|SLIDER|
Основная задача экспозиции – рассказать молодым специалистам из профильных вузов Москвы и Московский области о возможностях трудоустройства на Дальнем Востоке и привлечь их к реализации программ по развитию макрорегиона. Специально для этого были подготовлены стенды, где в контексте инвестиционных проектов, которые реализуются сегодня на Дальнем Востоке, были представлены видеопрезентации востребованных профессий. Консультации по вопросам учебы и трудоустройства в регионах Дальнего Востока студентам давали сотрудники Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.
«Мне была интересна зона, где можно было узнать информацию об учёбе и работе. Здорово, что есть такая возможность пройти практику или поехать на стажировку на Дальний Восток, ведь это отличный шанс посмотреть новые места и попробовать свои силы в работе по специальности», – рассказал Сергей, студент 1 курса МГРИ, который учится на инженера-геодезиста.
«Фишкой» выставки стала интерактивная фотозона, в которой студенты смогли снять видео или сфотографироваться в окружении главных символов или достопримечательностей восточных регионов страны.
«Мне больше всего понравилось в интерактивной зоне, где я смогла увидеть китов, которые представляют здесь Магаданскую область. Сразу захотелось отправиться туда в путешествие. Как экологу мне было бы интересно посмотреть на китов не в зоопарке или океанариуме, а в их естественной среде обитания», – поделилась впечатлениями Карина, студентка 2 курса экологического факультета МГРИ.
В целом студенты МГРИ высоко оценили выставку, особенно отметив интерактивную форму подачи материала, что по признанию молодых людей «позволило по-новому взглянуть на Дальний Восток».
– Экономика Дальнего Востока России отличается ярко выраженной минерально-сырьевой направленностью. Больше трети предприятий региона так или иначе связаны с добычей и переработкой минеральных ресурсов. Дальневосточный регион – основной поставщик алмазов на мировой рынок, – комментирует проректор по инновационной деятельности и молодежной политике МГРИ Юрий Панов. – В рамках данной экспозиции студенты смогли узнать информацию о перспективных вакансиях и стажировках на Дальнем Востоке, узнать о мерах поддержки переселенцев. Также интересно были представлены популярные туристические локации и маршруты на Дальнем Востоке: интерактивная фотозона предлагала молодым людям мгновенно совершить виртуальное путешествие в один из регионов Дальнего Востока и «сфотографироваться» на фоне главных достопримечательностей.
По информации организаторов (https://ddv.moscow/news/)
|
|
В начале октября в Москве состоялось награждение победителей и лауреатов кинофестиваля MineMovie-2021. В состав экспертного совета уже во второй раз вошёл профессор МГРИ Александр Верчеба. Организаторы фестиваля – Первый геологический канал и Форум горнодобытчиков MINEX Russia 2021.
На кинофестиваль принимались документальные фильмы на русском языке или имеющие русские субтитры о горнодобывающей отрасли, геологоразведке, металлургии, процессах обогащения, произведённые в период с 2019 по 2021 год и ранее не участвовавшие в конкурсной программе фестиваля.
Всего на кинофестиваль MineMovie-2021, который проходил в третий раз, было подано 68 фильмов.
Главную награду фестиваля – Гран-При MineMovie-2021 – среди всех номинаций получил фильм компании Nordgold – «Документальный фильм о золотодобывающем руднике Гросс».
Видео с церемонии награждения:
Профессор Александр Верчеба поделился своим мнением о фестивале и представленных на нем фильмах:
«Кинофестиваль МайнМуви – это очень интересная квест-презентация короткометражных документальных фильмов о горно-геологической и металлургической отрасли и о людях, которые работают в минерально-сырьевом комплексе страны, приносящим 2/3 внутреннего валового продукта. Особенностью конкурса в 2021 году стала заинтересованность ведущих мировых горнорудных компаний в визуализации их достижений в сфере геологоразведки, горного дела и экологически безопасной технологии переработки минерального сырья. Флагманами мировой добычи золота, цветных металлов, эксплуатации месторождений угля являются такие компании, как «Полюс», Nordgold, «Полиметалл», «Селигдар», «Русская медная компания», «СУЭК», «Распадская угольная компания» и другие инновационные предприятия, которые представили на кинофестиваль свои работы.
Лейтмотивом фестиваля МайнМуви-2021 была тема профессионализма горняков, геологов, геотехнологов отрасли в условиях цифровизации и smart-технологий воспроизводства минерально-сырьевой базы России.
Создатели кинокартин – молодые специалисты-профессионалы горной отрасли. Они сняли фильмы о своих сверстниках – горняках, геологах, буровиках, экологах на профессиональном кинематографическом уровне.
Перед жюри стояла непростая задача – выбрать лучших из лучших, так как попадание фильма в шорт-лист фестиваля – это уже большое достижение и пропуск в большой кинематографический кластер документального кино. В состав жюри входили как представители горно-геологической общественности, так и профессиональные кинодокументалисты. Жюри возглавил ректор Института кино при ВШЭ Дмитрий Котов. Выбор фильмов-победителей в номинациях сопровождался эмоциональным, дружелюбным обсуждением и затянулся до самого вечера.
С моей точки зрения, многие фильмы имеют научное и познавательное значение. Так как я читаю лекции по магистерской программе «История и методология геологической науки», считаю отметить познавательный уровень двух полнометражных документальных фильмов в номинации «Хроники горнодобычи» – «Территория» и «Династия Демидовых».
В документальном фильме «Территория», основанном на реальных событиях, историк Александр Исаев повествует об освоении территории Дальнего Востока в предвоенные годы. Дальстрой, гигант первых пятилеток, обеспечивал Советский Союз золотом и оловом, вольфрамом и кобальтом. Показано, что успех проектной деятельности – в умении оказаться в нужном месте в нужное время. За пять лет Дальстрой увеличил добычу золота с 0,7 тонн до 80 тонн, разведал десятки золоторудных месторождений, которые осваиваются и сегодня. Возможно ли такое в наше время?
Фильм «Династия Демидовых» отвечает на вопрос: есть ли крупицы истины в легендах о серебре и золоте Акинфия Демидова – знаменитого горнопромышленника и основателя горно-металлургической отрасли России?
Такие фильмы необходимо использовать как учебно-методический материал, отражающий современный уровень исследования исторических процессов в горном деле и геологии, и включить в раздел информационных ресурсов рабочих программ дисциплин.
Горно-геологическим вузам России рекомендую сформировать фильмотеку победителей кинофестиваля Майнмуви-2020 и Майнмуви-2021 в свободном доступе и организовать непрерывный просмотр документальных фильмов о цифровой трансформации горно-геологических профессий в настоящее время».
|SLIDER|
Руководство МГРИ и член жюри фестиваля - профессор вуза Александр Верчеба - выражают искреннюю благодарность организаторам кинофестиваля MineMovie-2021 – Наталье и Александру Прокиным, и информационному партнеру – Первому геологическому каналу, спонсору события – ООО «АРМЗ Горные машины», а также председателю жюри Фестиваля – ректору Высшей школы кино «Арка» при ВШЭ Дмитрию Котову.
Спасибо, что в это непростое время вы находите возможность проводить такие важные творческие мероприятия! Процветания вам, крепкого здоровья и самых смелых реализаций задуманного!
Список фильмов-победителей фестиваля:
Номинация «Лучший фильм о профессии»
«Люди труда» (компания ООО «Коммуникационное агентство Март»)
Специальный диплом «За кинематографический язык в изображении профессии шахтера»
«История о дружбе, мечте и трудолюбии» (группа компаний «Каракан Инвест»)
Специальный диплом «За выразительность в изображении фактуры жизни буровиков»
«Лица ОГК Групп» (цикл фильмов; компания ОГК Групп)
https://youtu.be/Z9FqPNwRBSs
https://youtu.be/J95bZc7w3KY
Специальный диплом «За раскрытие женского образа в профессии»
«Полиметалл»: Василина Тарабарова» (компания «Полиметалл»)
Номинация «Лучший фильм об инновациях»
«Что умеет добывающая уран российская подземная «Тесла» (компания «АРМЗ Горные Машины»)
Специальный диплом «За демонстрацию технологий будущего»
«Полет под землю» (компания «Аэродайн Рус»)
Номинация «Лучший рекламный ролик»
«Профессия – Горный инженер» (компания Dark House Production)
Специальный диплом «За вовлеченность сотрудников в продвижение компании»
«Жила моей мечты» (компания АО «Полиметалл УК»)
Номинация «Лучший фильм об экологических проектах»
«Экологический проект по строительству очистных сооружений для угольной промышленности» (компания ООО «ЭНВИРО-ХЕМИ ГмбХ»)
Номинация «Лучший фильм о социальных проектах»
«Пробуждение» (компания АО «СУЭК»)
Специальный диплом «За внимание к теме»
«Родовые границы эвенков» (компания «Удоканская медь»)
Специальный диплом «За комплексное освещение социальных перемен»
«Карабаш. Медный век» (АО «Русская медная компания»)
Номинация «Хроники горнодобычи»
Документальный цикл «Династия Демидовых» (ПАО «Селигдар»)
https://youtu.be/O3drZlSi0Pw
https://youtu.be/NBO-l6OtV_A
https://youtu.be/qbhszLk4v24
https://youtu.be/77LLb1Pl_rc
https://youtu.be/4w79Rn96Qac
https://youtu.be/QSBMisWXMbI
https://youtu.be/Lk2r3WQlGZ8
Специальный диплом «За динамичность визуального повествования»
«Взрывая горизонты вечности» (Автономная некоммерческая организация «Телекомпания «ТВ-ИН»)
Номинация «Лучший фильм о компании»
«Документальный фильм о золотодобывающем руднике Гросс» (компании Nordgold)
Специальный диплом «За новизну и информативность подхода к раскрытию темы»
«Brucite+. От геологии к инновациям» (ООО «Русское горно-химическое общество»)
Специальный диплом «За высокий профессионализм»
«Особая Распадская Угольная» (Распадская Угольная Компания и Кинокомпания VOzDUHFILM)
Специальный диплом «За демонстрацию решения сложных задач»
«История смелых решений» (компания «Полиметалл»)
Специальный диплом ФУМО горных вузов России «За популяризацию профессии»
«Как рождается золото Селигдара» (компания ПАО «Селигдар»)
Специальный диплом организации Women in Mining «За раскрытие образа женщины в геологии»
«О женщине в геологии» (Институт Минералогии УрО РАН)
|
|
14 ноября уже в седьмой раз прошёл Географический диктант Русского Географического общества — масштабная международная акция, целью которой является популяризация географических знаний и повышение интереса к географии России среди населения. Одной из площадок традиционно стал МГРИ.
В связи с пандемией университет проводил диктант дистанционно. Модератором диктанта на площадке МГРИ выступил декан экологического факультета Антон Мазаев.
Участниками диктанта на базе МГРИ стали более 400 человек: от школьников до людей пенсионного возраста. Большую часть участников составили студенты и преподаватели университета. Также в акции приняли участие школьники из 21 образовательной организации. Кроме москвичей и жителей Московской области, нашу площадку выбрали участники из Самарской области, Мурманска, Уфы.
Очно и дистанционно на всех площадках во всех странах акция началась 14 ноября в 12:00 по местному времени. За 45 минут участникам нужно было ответить на 40 вопросов, которые, как и прежде, были разделены на простые и более сложные, требующие от участников концентрации и широкого кругозора.
В дистанционном варианте свой балл можно узнать с 6 декабря на сайте акции — dictant.rgo.ru по индивидуальному 13-значному коду.
Все, кто не смог по техническим причинам написать Географический диктант на площадке МГРИ, могут это сделать в онлайн-версии (https://dic.rgo.ru).
Все участники Географического диктанта на площадке МГРИ получат сертификаты участника.
Географический диктант проводится Русским географическим обществом по инициативе Председателя Попечительского Совета Общества, Президента Российской Федерации Владимира Путина ежегодно с 2015 года. Ежегодно задания для Диктанта озвучивают выдающиеся деятели искусства, культуры и общественной жизни. В этот раз интеллектуальное путешествие по России прошло в компании телеведущего Леонида Якубовича, пресс-секретаря Президента России и председателя Медиасовета РГО Дмитрия Пескова и певицы Пелагеи.
|
|
10 ноября в Государственном геологическом музее имени В. И. Вернадского прошла встреча организаторов и участников V Международного слёта юных геологов «ГЕОАРТЕК-2021» с Сергеем Мироновым – председателем партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ» и руководителем фракции «СР» в Госдуме. Политик принял личное участие в организации прошедшей смены.
Неслучайно местом встречи был выбран Геологический музей имени Вернадского: в одном из его залов хранится коллекция минералов, которую Сергей Миронов собирал около 40 лет и 10 лет назад передал в дар музею. Сергей Михайлович провёл экскурсию по этой богатейшей коллекции и поделился с собравшимися своей биографией геолога: «Когда я шёл в первый класс, я знал, что буду геологом. И я окончил Ленинградский горный институт, за плечами у меня 18 полевых экспедиций, в первой из них я и начал собирать эту коллекцию. Но я ушёл из профессии, когда рухнул Советский Союз вместе с геологической отраслью».
Говоря о прошедшем слете «ГЕОАРТЕК», политик поблагодарил университет за проделанную работу и отметил огромную важность такого рода профориентации: «Сегодня многие выпускники школ направляют документы в пять любых вузов, лишь бы поступить на бюджет, и им все равно, на кого учиться, на стоматолога или на геолога… Будет здорово, когда будет желание учиться именно на геолога!»
Значимость профориентационной направленности проекта отметил и проректор по инновационной деятельности и молодёжной политике МГРИ, руководитель «ГЕОАРТЕКа» Юрий Панов:
«Геологии не учат в школе, а на смене дети могут узнать об этой перспективной и интересной профессии, которая приобретает особую важность сейчас, когда сокращается разведка полезных ископаемых. Нужны новые головы, новые силы в этой отрасли. Мы считаем, что если ребята выберут профессию геологического профиля, то значит, смена своё дело сделала», – отметил Юрий Петрович.
Помимо проректора, в делегацию организаторов вошли начальник управления молодёжной политики МГРИ и руководитель смены 2021 года Татьяна Русяева; начальник центра профессиональной навигации и развития инноваций МГРИ и руководитель образовательной программы смены Инна Абрамова; главный специалист управления молодёжной политики МГРИ и координатор проекта «ГЕОАРТЕК» Татьяна Немчанинова; преподаватель по направлению «Минералогия» на смене и старший преподаватель кафедры минералогии МГРИ Татьяна Должанская. Как представитель партнёра смены на встрече присутствовал генеральный директор Института минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов (ФГУП ИМГРЭ) Игорь Спиридонов.
Кроме того, на встречу были приглашены студенты-волонтёры МГРИ: преподаватели юных геологов Амир Мухаметзянов, Никита Алимов, Александр Безкоровайный, Илья Капустин, Мария Тарасова и Амина Газизуллина; фото- и видеограф Алина Ерёмина и волонтёр по организационно-техническому сопровождению Най Аль-Халифе.
|SLIDER|
Мария Тарасова, студентка 4 курса экологического факультета МГРИ, будучи в 10 классе, стала участницей смены «ГЕОАРТЕК», а в этом году снова вернулась на слёт как преподаватель по направлению «Экология».
«Уникальность проекта состоит в том, что на занятиях нет нудных лекций и скучных презентаций, мы рассказываем все только самое интересное простым, понятным для ребят языком. И главная «фишка» – применение полученных знаний на практике. Именно практика цепляет и вовлекает в процесс каждого, – рассказала Мария. – Наши юные геологи потом говорили нам: «Я думал, что геология – это сложно, но после ваших занятий я всё больше влюбляюсь в эту науку! У вас самые интересные занятия!» Это даёт море мотивации нам. Я буду рада, если после «ГЕОАРТЕКа» ребята поступят в наш университет и станут частью большой и дружной семьи МГРИ».
Во встрече с политиком-геологом приняли участие и сами ребята-артековцы: Даниил Абрамов, Юлия Белоусова, Мария Гершман, Егор Кокорев, Мария Леонова, Юлия Пирожкова и Ульяна Хоркина. Сергей Миронов вручил каждому геоартековцу подписанный экземпляр своей автобиографической книги «Серёга» и образцы минералов. Юрий Панов поблагодарил политика за верность геологии и поддержку «ГЕОАРТЕКа», а также преподнес ему памятные подарки.
«ГЕОАРТЕК» – профориентационный проект Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе, проходящий в формате международного слёта юных геологов. Он проводится с 2017 года на базе Международного детского центра «Артек». В проекте уже приняли участие более 800 юных геологов (профильные отряды) и 12000 школьников в рамках сетевых образовательных модулей (география, биология, физика) в возрасте от 10 до 17 лет из 52 регионов нашей страны и зарубежных государств.
|
|
2 ноября завершилась геологическая экспедиция для талантливых ребят из 30 регионов России. За три недели участники слета «ГЕОАРТЕК-2021» под руководством наставников из числа студентов и преподавателей Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе сделали уверенные шаги к интересной и увлекательной профессии геолога.
На территории лагеря «Морской» был организован Полевой лагерь юного геолога с интерактивными тематическими площадками по различным направлениям геологической науки: творческая лаборатория «Минералог-эксперт», практикум по геодезии и картированию, практикум по бурению неглубокой скважины, геофизическая станция, площадка «Гидрогеология», лаборатория 3D-моделирования палеонтологических окаменелостей, экологическая лаборатория. Ребята ознакомились с методами геологических полевых и камеральных исследований, отбора образцов горных пород и минералов, получили навыки работы в экспедиционных условиях, работы с картой и компасом, участвовали в мастер-классах специалистов АО «Росгеология» и Института минералогии, геохимии и кристаллохимии редких металлов.
Программа смены была насыщена не только образовательными занятиями. Для артековцев организовали множество конкурсов и викторин. Каждый участник смены смог проявить себя в интеллектуально-образовательной игре «Что? Где? Когда?», в творческой акции «Арт-тимбилдинг», побороться за победу в экологической викторине.
«Главная цель программы – привлечение талантливых ребят в геологическую науку, – говорит Юрий Панов, проректор по инновационной деятельности и молодежной политике МГРИ и руководитель проекта. – «Артек» – это место притяжения одаренных, творческих и стремящихся к познаниям школьников со всей нашей страны. Мы увидели в этом отличный шанс собрать на площадке МДЦ будущих исследователей, которые в дальнейшем будут развивать науки о Земле. В этом году мы увидели результаты наших усилий – в университет поступили ребята, которые прошли первые тематические смены «ГЕОАРТЕКа».
Геологическая программа охватила не только профильные отряды детского лагеря «Морской». В течение 12 смены для двух тысяч школьников 5-11 классов прошли сетевые образовательные модули по таким направлениям, как экология, палеонтология, минералогия и другие. Дисциплины вели студенты, прошедшие Школу научно-технического волонтерства МГРИ, и ведущие преподаватели университета.
Амир Мухаметзянов, студент факультета геологии и геофизики нефти и газа, проводивший занятия для артековцев, считает:
«“ГЕОАРТЕК” – это огромная возможность для ребят узнать о геологии так, как они не смогут узнать о ней в интернете или же в школе. Самое интересное, что ребята могут попробовать себя в разных сферах этой профессии и выбрать то, к чему лежит душа. На моих занятиях дети узнали подробнее о строении Земли, о том, что такое геофизика и где она используется, о методах геофизической разведки и, конечно же, прошли практическое занятие по радиометрии, попробовав себя в роли геофизика».
Один из геоартековцев, Ефим Мащенко из Свердловской области, поделился своими впечатлениями после закрытия «ГЕОАРТЕКа»:
«Смена в этом году мне действительно понравилась. Конечно, из-за карантинных мер мы никуда не выезжали, но всё равно занятия были построены интересно. Я уже очень долго занимался геологией и знал многие темы, однако мне было нескучно бывать на практикумах, ведь подача информации была более занимательной и увлекательной, чем в книгах. К сожалению, я больше не смогу приехать сюда как участник смены. Однако я собираюсь поступать в МГРИ и надеюсь снова оказаться здесь уже как руководитель или преподаватель».
|SLIDER|
|
|
В этом году университет вновь станет площадкой Международной образовательной акции «Географический диктант». В связи со сложной эпидемиологической ситуацией работа площадки в МГРИ будет организована в дистанционном формате. Регистрация участников проходит на сайте: www.mgri.ru/geodiktant/
Все участники, зарегистрировавшиеся на площадке МГРИ, получат индивидуальную ссылку на решение заданий. Ссылка будет действительна в ограниченный промежуток времени: с 12 до 13 часов 14 ноября.
Результаты будут публиковаться с 6 декабря. Узнать свой результат можно будет только с помощью 13-значного кода на сайте dictant.rgo.ru. Код будет отображаться непосредственно перед стартом, а также во время прохождения тестирования и после завершения диктанта.
Сохранить 13-значный код рекомендуется как можно раньше: именно этот номер позволит участникам вернуться к выполнению заданий в случае обрыва связи. Если это произойдёт, вам потребуется ввести код в соответствующее поле на экране. Затем вы вновь получите 45 минут на прохождение диктанта, а презентация запустится сначала.
По вопросам организации и проведения диктанта можно писать на e-mail: geodictant@mgri.ru.
Руководитель площадки – декан экологического факультета Антон Мазаев.
Справочно:
Акция проводится с 2015 года по инициативе президента России Владимира Путина, являющегося председателем Попечительского Совета Русского географического общества. Цель диктанта - популяризация географических знаний.
В 2020 году просветительская акция Русского географического общества проводилась в шестой раз, во всех субъектах Российской Федерации и 109 странах мира.
Для подготовки к ее проведению на сайте РГО была объявлена масштабная акция «Напиши свой вопрос для Географического диктанта». В адрес РГО поступило 430 различных заданий от конкурсантов из России и зарубежных стран. Самому юному участнику было 9 лет, а самому взрослому – 83 года. Из всех вопросов экспертами были отобраны 74 лучших, из которых 18 вошли в основной вариант Диктанта.
В условиях ограничений, обусловленных сложной эпидемиологической ситуацией из-за распространения короновирусной инфекции COVID-19, был разработан новый формат проведения Диктанта – дистанционный. Все площадки, прошедшие регистрацию, решали самостоятельно — проводить Географический диктант очно или дистанционно, с учетом распоряжений регионального Роспотребнадзора.
|
|
Кафедра гуманитарных наук организовала для студентов интерактивное собрание-вебинар, посвященное Дню народного единства. Экскурс в историю провели профессор Елена Зевелева и старший преподаватель Наталья Третьякова.
День народного единства призван напомнить о важном историческом событии, когда в 1612 году Россия была освобождена от польских захватчиков. Но суть этого праздника не в праздновании победы над поляками. Это день сплочения, объединения нашего народа перед опасностью и угрозой родине.
Как события привели к Смутному времени? В начале XVII века умер царь Фёдор, сын Ивана Грозного, не оставивший наследника. В государстве возникла проблема: кто будет царём? Все помнили о младшем сыне Ивана Грозного, Дмитрии, который погиб ещё при жизни Фёдора при загадочных обстоятельствах. Пользуясь этой таинственностью, начали появляться «Лжедмитрии», то есть самозванцы, выдающие себя за наследников престола. Они приходили с армиями из Польши, убивали и грабили, властвовали в стране, устраивая бесчинства. Из-за отсутствия законного правителя царил хаос. Страна находилась на грани развала и потери независимости.
Это было нелёгкое время для России. Но благодаря храбрым и честным людям — Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому — народ объединился в борьбе с общим врагом.
Кузьма Минин был нижегородским старостой. Именно он стал собирать народное ополчению. Минин призвал горожан противостоять врагу и организовал сбор войска, в которое вошли люди разных сословий. Это были крестьяне, казаки, стрельцы, дворяне. Вместе с русскими вступали в отряд и другие народы, страдающие от интервенции. Дмитрий Пожарский стал воеводой организованной армии. Кузьму Минина народ избрал его казначеем и помощником.
Сражение длилось два месяца, и 4 ноября 1612 года ополченцы изгнали захватчиков за пределы родной земли.
По преданию, народ сражался под покровом Казанской иконы Божьей Матери. Именно с ней ополченцы вышли на штурм. Поэтому праздник также приурочили ко дню чествования Казанской иконы Божьей матери, а в память об освободителях в 1637 году был освящен Казанский храм на Красной площади.
Изгнание поляков из России положило конец Смутному времени. Закончилась анархия. Все сословия страны приняли участие в выборе нового царя: казачество, дворяне, крестьяне, бояре, стрельцы и духовенство.
4 ноября стало днем народного единства, символом сплочения для защиты родной земли. Ещё не раз память о нём укрепляла русских людей в борьбе с захватчиками. Даже спустя 400 лет, мы вспоминаем эту дату, говоря, что в единстве наша сила и победа.
Учитывая всеобщее объединение народа в борьбе с врагом, бесчинствующим на русской земле, становится понятным, почему праздник называется Днём народного единства. В пояснении к проекту об утверждении этой даты сказано: «4 ноября 1612 года народное движение продемонстрировало героизм и сплоченность всего народа, независимо от происхождения, положения в обществе и религиозных убеждений»
Еще в 1613 году утвердили День очищения России от польских захватчиков. В 1649 эта дата приобрела статус государственно-церковного праздника. После 1917 года 4 ноября было упразднено из-за борьбы с любыми проявлениями религиозных верований. Вместо него отмечали 7 ноября — День Октябрьской революции.
В 2004 году на Российском Межрелигиозном совете было вынесено предложение сделать 4 ноября праздником и назвать его Днём народного единства. Эту инициативу поддержала Госдума. Теперь вместо 7 ноября отдыхаем 4 ноября.
По традиции в этот день президент России вручает выдающимся деятелям науки и искусства государственные награды. Отмечаются и иностранные граждане, которые способствовали развитию культурных связей с Российской Федерацией и укреплению дружбы народов. Кроме того, 4 ноября президент России традиционно возлагает цветы памятнику Минину и Пожарскому в Москве.
|