11 и 12 сентября на базе Сергиево-Посадского учебного полигона университета под руководством Управления молодёжной политики прошёл выездной адаптационный лагерь для первокурсников «НЕшкола». Выезд организовали для вовлечения новых МГРИшников в студенческий актив и их адаптации в стенах университета. ⠀⠀
|SLIDER|
Участниками лагеря стали более 80 первокурсников трёх факультетов: технологии разведки и разработки, экономики и управления, экологического. Для более эффективного взаимодействия участников поделили на восемь команд, к каждой из которых прикрепили двух наставников из числа студентов старших курсов.
Организаторы подготовили для первокурсников насыщенную программу: элементарный веревочный курс (ЭВК); лекции от активистов ОСО «Знакомство с Объединённым советом обучающихся МГРИ» и «Плюшки студентам в Москве»; квест от представителей студсоветов факультетов-участников; вечернее творческое мероприятие и танцевальный вечер; песни у костра под гитару.
Первокурсники охотно поделились впечатлениями, оставшимися у них после лагеря.
Дарья Папаяни, студентка экологического факультета:
«Выезд был прекрасным и оставил много приятных воспоминаний. На ЭВК мне понравились станции на доверие, мостик и лабиринт со скотчем. В субботу вечером был душевный разговор с наставниками, обстановка около костра была очень атмосферная. Я считаю, что у нашей команды были лучшие наставники».
Алина Булыгина, студентка факультета технологии разведки и разработки:
«Были сомнения, когда сюда ехала, потому что думала, что будут какие-нибудь глупые задания. Но на деле оказалось наоборот. Испытания были интересными, особенно мне понравились задания с монстрами и на доверие. Очень классной была идея с бейджиками и нитками - получилось тёплое и душевное завершение поездки. Вообще, несмотря на то, что мы провели в лагере очень мало времени, сложилось впечатление, что мы там были несколько дней».
Георгий Ферапонтов, студент факультета технологии разведки и разработки:
«Когда за день до мероприятия меня добавили в беседу с людьми, о которых я совершенно ничего не знаю, и сказали, что мы будем командой, я представить себе не мог, как можно наладить взаимоотношения с ними за полтора дня. Но уже на «свечке» в субботу вечером я заметил, как начал доверять тем, кто ещё вчера казались чужими. Впереди был следующий день и новые испытания, но мы были уверены в сокомандниках на 100%. Ещё перед выездом я сомневался, что можно создать шарм атмосферы лагеря в такие сжатые сроки. Как это получилось у коллектива «НЕшколы», я до сих пор не понимаю, но это получилось. Поэтому, наверное, это лучшее, на что я тратил свои выходные».
По материалам Объединенного совета обучающихся МГРИ
Редактура: Лилия Пашкова, МГРИ.ИНФОРМ
Медиасопровождение: Михаил Ерёмин, МГРИ.ИНФОРМ
|
Высшее образование уже давно не является гарантией достойного заработка, и даже трудоустройства. По оценке Службы занятости, 19% университетских выпускников, которые искали работу, не смогли найти её в течение года. Несмотря на это количество бюджетных мест в российских вузах в последние годы увеличивается.
Казань – один из главных центров высшего образования ещё с девятнадцатого века, и сегодня в столицу Татарстана съезжаются абитуриенты из самых разных российских регионов, а также иностранцы. Тем не менее, вызывает удивление новость об увеличении количества бюджетных мест в вузах Казани на 20% при общем показателе по стране на уровне 6,5%. В республиканских СМИ прошла информация, что число бесплатных мест в регионе на 4 тысячи превысило количество выпускников школ.
Дополнительные бюджетные места достались и Казанскому национальному исследовательскому технологическому университету (КНИТУ). Это первое высшее учебное заведение инженерного профиля в Татарстане. Его история началась в 1890 году с указа императора Александра III о создании Казанского соединённого промышленного училища химико-технологического, механического и строительного профиля. В 1919 году училище стало политехническим институтом. Сегодня в нём обучается более 25 тысяч студентов и аспирантов.
Разговор с временно исполняющим обязанности ректора КНИТУ, профессором Юрием Казаковым «Форпост» начал с вопроса о причинах и следствиях особого доверия федерального правительства к казанским вузам при распределении бюджетных мест.
- Чем на Ваш взгляд обусловлено столь щедрое выделение квот на бесплатное образование в вузах республики, и как оно сказалось на вступительном конкурсе? Не грозит ли это падением «качества» абитуриентов, а затем и выпускников?
- В Казани 34 высших учебных заведения, в том числе федеральный университет и два национальных исследовательских университета, включая наш, так что конкуренция жесткая. Действительно, в этом году выделение бюджетных мест превысило количество татарстанских выпускников школ. Это стало вызовом для вузов, но с ним справились. КНИТУ, например, выполнил план по приёму на 100%.
Мы восприняли увеличение контрольных цифр приёма более чем на 300 мест как отражение востребованности образовательных направлений вуза и высоких показателей трудоустройства выпускников.
Кроме того, сам город даёт своим университетам определённое преимущество. Казань - динамично развивающийся, многонациональный мегаполис с интересной историей, архитектурой и очень комфортной современной инфраструктурой. Всё это немаловажные факторы для абитуриентов. Следует отметить и развитую систему целевого обучения, помогающую привлечь студентов из регионов присутствия предприятий нефтегазохимического и оборонно-промышленного комплексов.
- КНИТУ может похвастаться не только выполнением плана по приёму, но и первым местом среди вузов Татарстана по показателям трудоустройства выпускников. В чём секрет успеха?
- Университет готовит высококвалифицированные кадры химико-технологического профиля, лидирует по направлению «Химическая технология». Татарстан, как известно, является центром нефтехимии в России. За многолетнюю историю университетом выстроены тесные взаимоотношения с отраслевыми предприятиями региона и страны. Мы знаем, какие требования они предъявляют к подготовке специалистов и формируем свои образовательные программы с учётом потребностей бизнеса.
В процессе обучения 80% студентов нефтехимического направления проходят практику на профильных производствах, выполняют научную работу, пишут курсовые и дипломные проекты по темам, предложенным на предприятиях. Широко практикуется и заключение договоров на целевое обучение в нашем вузе. В этом случае взаимодействие будущего работодателя со студентом начинается уже на этапе поступления в университет.
- Вы сказали, что понимание вузом потребностей предприятий помогает формировать актуальные образовательные программы. Какие новые программы и специализации появились в КНИТУ за последние несколько лет?
- Без поддержания динамичной инновационной среды вузу сложно было бы соответствовать запросам предприятий. Ежегодно мы вводим не менее 10-12 новых образовательных программ. В нынешнем году, например, можно отметить появление профиля «Цифровой инжиниринг в технологии и переработке полимеров» по направлению «Химическая технология», связанный с подготовкой «химиков-айтишников». Открыто еще несколько направлений с уклоном в цифровизацию, таких как цифровая инженерия энерго- и ресурсосберегающих процессов нефтепереработки и нефтегазохимии, цифровое проектирование современных материалов, текстильных изделий, информационные технологии в техносферной безопасности, информационно-коммуникационные технологии в сервисе.
Знание иностранных языков востребовано сегодня наравне с навыками в области цифровых технологий. Поэтому с нового учебного года в КНИТУ стартует первая англоязычная магистерская программа Smart Materials в рамках ключевого для нашего университета направления «Химическая технология». Это область молекулярной инженерии для электроники и биомедицины, производства «умных» материалов. Перед выпускниками программы откроются широкие перспективы выбора научно-прикладной карьеры по самым современным направлениям науки и техники. К реализации программы привлечены ведущие профессора и преподаватели с опытом работы в зарубежных университетах.
Новый пример междисциплинарной подготовки – профиль бакалавриата «Вакуумная техника в нефтегазопереработке». Есть новации и в общественно-гуманитарных дисциплинах. В частности, мы разработали программы по молодежной политике, медийным технологиям и медиамаркетингу (по направлению «Издательское дело»), социологии управления.
- Постоянное обновление учебных программ требует высокого профессионализма и активности профессорско-преподавательского состава. Как КНИТУ строит работу с кадрами?
- В сфере развития кадрового потенциала у нас в этом году тоже есть интересная новация. С февраля в университете реализуется большой проект «Кадровый резерв», в рамках которого инициативные молодые преподаватели, заведующие кафедрами, руководители отделов обучаются коммерциализации НИОКР, проектному управлению.
Полученные ими навыки мы трансформируем в практические идеи по развитию вуза. Сформировано 18 проектных команд, которые уже представили свои предложения – о новых научных проектах, магистерских программах в сотрудничестве с зарубежными университетами, других направлениях развития международной деятельности, например, взаимодействия с африканскими странами.
На основе этих идей подготовлена заявка университета на участие в федеральной программе «Приоритет-2030». Перед тем как попасть в заявку, каждый проект проходил через внутреннюю университетскую защиту. В течение полутора месяцев мы заслушивали проектные команды и оценивали качество их предложений. В ходе всей этой работы сформировался круг инициативных молодых преподавателей и учёных, нацеленных на развитие вуза, что уже позволяет рассчитывать на успех.
Второе важное направление – стажировки преподавателей в российских научных центрах и ведущих европейских университетах, а также выезды на промышленные предприятия совместно со студентами, проходящими там производственную практику. Правительство Татарстана поддерживает подобные начинания через республиканскую грантовую программу «Алгарыш». Благодаря ней ежегодно около 20-25 представителей КНИТУ отправляются на стажировки в ведущие зарубежные и российские научно-образовательные центры.
- Не можем обойти вниманием актуальный сегодня вопрос об онлайн-технологиях в образовательном процессе. Что нового в этом направлении?
- Безусловно ситуация с пандемией ускорила внедрение онлайн-проектов, но подобный опыт мы накапливали и ранее. Сегодня на базе электронного университета КНИТУ создана полноценная информационно-образовательная среда, в том числе на платформах Moodle и Microsoft Teams, собственный канал с базой онлайн-лекций в YouTube. На нефтяном факультете реализуется рамочный пилотный проект с использованием веб-сервиса «Google Класс». Студенты получили возможность просматривать содержание рабочих программ по всем дисциплинам, презентации, методические рекомендации, расчетно-графические работы.
Успешно продвигаем в онлайне свои учебные курсы. В частности, на национальной платформе «Открытое образование» выложен курс по физической и коллоидной химии, а на Coursera – совместно разработанный с университетом «МИСИС» курс по Smart-materials. Он полностью англоязычный, и уже привлек большую аудиторию – более 1500 слушателей, в основном из Индии и США. Общая оценка за курс - 4,9 из 5 баллов. Кстати, именно успех этого курса мотивировал нас на разработку упомянутой одноименной магистерской программы на английском языке.
- В 2021 году КНИТУ стал членом Консорциума университетов «Недра». Как Вы видите взаимодействие вуза с другими участниками этой ассоциации, чем они могут быть вам полезны, и чем вы можете быть полезны им?
- Для КНИТУ вступление в консорциум «Недра» – перспективный и долгосрочный проект. На наш взгляд, это один из немногих консорциумов в России, который продвигает новые формы взаимодействия со студентами. За прошедшие полгода наши студенты уже дважды ездили в Санкт-Петербург для участия в научных мероприятиях на базе Горного университета.
Собираемся развивать сетевое взаимодействие в областях химической технологии, политики устойчивого развития, зеленой химии. Мы хотим, чтобы наши студенты участвовали в хакатонах, летних школах, практиках, организуемых Горным университетом.
В ответ мы готовы предложить участие в своих проектах, в том числе международных. В частности, Erasmus+ – в КНИТУ очень хорошо развито межвузовское сотрудничество в рамках этого европейского проекта, создан специальный тренинговый центр.
Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
|
Ксения Щербакова и Батыр Овезов - преподаватели МГРИ и молодая семья. В июне 2021 года они переехали в предоставленное университетом по договору найма служебное жилье: просторную, светлую и чистую квартиру с капитальным ремонтом в новом кирпичном доме неподалеку от МГРИ.
«Для нашей семьи это огромная помощь со стороны университета и его руководства, - рассказала Ксения. - Благодаря этому мы чувствуем стабильность, уверенность в завтрашнем дне и уже ждем пополнение в семье! Безусловно, руководство университета грамотно продумало и реализовало данную программу поддержки молодых специалистов университета».
Программа по предоставлению жилья сотрудникам университета была запущена в МГРИ в этом году. Научное-педагогические работники (в приоритете - молодые учёные) могут получить служебное жилье по соседству с университетом, на улице Академика Волгина, по договору найма. Плата за такую квартиру в разы ниже рыночной стоимости аренды в столице. Программа реализуется в рамках стратегии по омоложению кадров и подготовке резерва высококвалифицированных сотрудников.
На служебную квартиру могут претендовать сотрудники МГРИ, не имеющие собственного или арендованного жилья в Москве. При предоставлении квартиры из служебного фонда жилищная комиссия университета учитывает результативность работы сотрудника, его квалификацию и наличие учёной степени.
«Пакет документов, помимо основных личных, включал в себя научные достижения каждого из нас, результаты внеурочной деятельности со студентами, рекомендации и характеристики», - уточнила Ксения Щербакова. - После сдачи документов прошло заседание комиссии, наше заявление было одобрено, вышел приказ ректора и мы сразу получили ключи».
Ксения Щербакова и Батыр Овезов переехали в Россию из Туркменистана в 2016 году и стали сотрудниками МГРИ. Сейчас оба работают преподавателями на кафедре современных технологий бурения скважин, курируют работу студенческих международных чаптеров, помогают своим подопечным в научной работе.
«Мы бесконечно благодарны руководству МГРИ за такую неоценимую и нужную поддержку. Благодаря данной программе мы можем полностью сконцентрироваться на поставленных в университете задачах и не отвлекаться на бытовые сложности, - отметила Ксения. - Большое спасибо МГРИ за колоссальную помощь».
Всего в специализированном жилищном фонде МГРИ 19 квартир, в шесть из них уже въехали сотрудники университета и их семьи, ещё часть квартир находятся на этапе распределения.
Для того, чтобы получить служебное жильё, сотрудниками МГРИ необходимо подать заявление о предоставлении служебного жилого помещения на имя ректора МГРИ. Заявителями на предоставление жилых помещений могут быть лица, соответствующие одновременно перечисленным критериям:
гражданин Российской Федерации;
работник Университета из числа лиц, относящихся к научно-педагогическим работникам и иным работникам по трудовому договору;
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использовании либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения в городе Москве;
отсутствие у совместно проживающих с заявителем членов семьи жилого помещения на праве собственности или ином праве в городе Москве;
обратившиеся в Жилищную комиссию МГРИ с заявлением о предоставлении жилого помещения по установленной положением форме.
Помимо заявления необходимо предоставить согласие на обработку персональных данных и пакет документов. Перечень можно найти по ссылке.
При принятии решения о предоставлении служебного жилого помещения Жилищная комиссия МГРИ будет учитывать результативность работы работника, его квалификацию, наличие ученой степени, наличие служебной необходимости в предоставлении служебного жилого помещения и иные имеющие значение факты.
Внимательно читайте прикреплённое Положение.
По всем вопросам можно обращаться к главному специалисту ЭТУ Шутовой Флоре Тофиковне
адрес: ул. Миклухо-Маклая, 23, каб. 2-1
тел. +7(495) 255-15-10, доб. 20-67
эл. почта: shutovaft@mgri.ru
|
Многие студенты первого курса МГРИ впервые примут участие в голосовании в выборах в Государственную Думу. В связи с этим кафедра гуманитарных наук решила посвятить одно из первых мероприятий проблемам истории парламентаризма в России. Эти мероприятия проводились как в очном и онлайн-формате в рамках урока истории.
Заведующая кафедрой гуманитарных наук Елена Зевелёва заранее попросила студентов ответить на тематические вопросы: принятие каких законов они считают первоочередными, какие законы о молодежи необходимо принять новому составу Госдумы, необходимо ли ЕГЭ, нуждается ли в реформе система образования в России, какой бы закон предложили принять студенты, если бы стали депутатами.
Елена Александровна в своем выступлении отметила, что орган народного представительства – парламент, появился в России в начале ХХ века, после создания первых политических партий и усиления революционных настроений в стране. 6 августа 1905 года Николай II издал Манифест об учреждении Государственной Думы и положение о выборах депутатов. Согласно манифесту, новый орган должен был носить только законосовещательный характер. Дума избиралась сроком на пять лет, император имел право на ее роспуск. Торжественное открытие первой Думы состоялось 27 апреля 1906 года. Местом заседаний был определен Таврический дворец в Санкт-Петербурге. В царской России Дума просуществовала вплоть до падения самодержавия, имела четыре созыва.
Представительным и законодательным органом в современной России, согласно Конституции 1993 года и Положению о федеральных органах власти на переходный период, стало Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Первые в новейшей истории России выборы в Государственную Думу состоялись 12 декабря 1993 года.
Старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Наталья Третьякова в своём выступлении рассказала о партиях, идущих в нынешнюю Госдуму на предстоящих выборах.
Всего в уроке истории приняли участие около трехсот студентов МГРИ.
|SLIDER|
|
Проректор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) по международной деятельности и региональному сотрудничеству Анастасия Машкова высоко оценила летние школы Горного.
Представители московского вуза приняли участие в краткосрочных образовательных программах Горного университета, организованных нынешним летом совместно с Международным центром компетенции в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. В течение двух недель студенты получали теоретические знания и практические навыки в области нефтегазового и горного дела. В частности, по направлениям «Нефтегазовый практический инжиниринг» и «Нефтегазовый бизнес».
«Восемь МГРИшников выиграли гранты Консорциума вузов «Недра» на участие в летних школах. В их рамках ребята прослушали лекции преподавателей Горного университета и экспертов крупных профильных предприятий, посетили практические занятия на учебно-научном буровом полигоне в Саблино и в лабораториях университета, работали на геологических симуляторах и тренажерах, познакомились с рядом предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме того, студенты изучили экономические основы нефтегазового дела, поняли, куда надо двигаться дальше. Участники школ высоко оценили организацию стажировки и наполненность занятий. По их словам, представители вуза вкладывали всю свою энергию и опыт в процесс обучения, что чувствовалось на каждом этапе занятий. Помимо прочего ребятам не пришлось заботиться о жилье и питании, так как их покрывал грант», - отметила Анастасия Машкова.
На официальной странице столичного вуза в VK участники летних школ вели дневник поездки, делились своими впечатлениями и фотографиями. Например, они рассказывали, как в условиях полигона на действующих макетах оборудования самостоятельно запускали скважины и глушили их работу на симуляторах в лабораториях. А на тренингах с использованием VR-шлемов студенты знакомились с современными технологиями, которые используются при дистанционном и прямом управлении процессом добычи нефти.
В заключительный день школы состоялась итоговая аттестация всех участников летних школ для проверки знаний, приобретенных за период обучения. Студенты МГРИ успешно сдали экзамен и получили соответствующие сертификаты, которые в перспективе смогут использовать как конкурентное преимущество на рынке труда.
Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
|
В первую учебную неделю уже около 200 студентов первого курса пополнили ряды профсоюзной организации университета.
Председатель профкома МГРИ, заведующая кафедрой гуманитарных наук, профессор Елена Зевелева, заместители председателя – старший преподаватель Наталья Третьякова и студентка третьего курса Валерия Кольцова на встречах со студентами подробно рассказывали о работе профсоюзной организации МГРИ, помощи членам профсоюза, отстаивании их прав в сложных жизненных ситуациях, о работе творческой студии МГРИ, профсоюзных волонтерах, многочисленных клубах, помощи шефскому детскому дому и о многом другом.
Вновь вступившие в профсоюзную организацию МГРИ сразу же приняли участие в лотерее, организованной профкомом. Победителей ждали нужные в их новой, студенческой, жизни подарки.
Кроме того, Профсоюз в честь 1 сентября традиционно преподнес внукам и детям преподавателей-профсоюзников подарки первокласснику и подарки выпускнику школы.
|
Четверо студентов Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе прошли в полуфинал Всероссийского студенческого конкурса «Твой Ход» президентской платформы «Россия – страна возможностей». 11 октября МГРИшники отправятся в Белгород для участия в большой деловой игре полуфинала.
Полуфиналистами стали студенты Анастасия Завезион (геологоразведочный факультет), Вероника Кирсанова (гидрогеологический факультет), Анастасия Мефодьева (факультет геологии и геофизики нефти и газа), Всеволод Ершов (факультет технологии разведки и разработки). Эти студенты выполнили все конкурсные задания, активно участвовали в мероприятиях и работали над решением кейсов, за что заработали необходимое для прохождения в полуфинал количество баллов.
Вот что рассказала Вероника Кирсанова о своем участии в конкурсе:
«Я и моя команда, которая собралась из студентов разных вузов в рамках конкурса, выбрали направление «Говорю о главном» и кейс, связанный с московскими выставочными центрами. Нам необходимо было придумать проект, чтобы привлечь людей в музеи и галереи. Было решено сделать приложение, которое стало бы не только интерактивной картой, но и творческим пространством. Там люди могли бы делать подкасты, писать статьи и предлагать идеи своих выставок, а не только искать интересные музеи рядом.
Мне очень понравился процесс разработки нашего приложения. За это время мы с ребятами не только стали людьми с общими целями, но и отличной командой, которая теперь общается и в обычной жизни. Организаторы охотно шли нам навстречу и помогали дорабатывать проект, делали корректировки и всячески поддерживали!»
В Белгороде, на очном этапе, ребята примут участие в большой деловой игре, которая позволит им проявить все свои способности и навыки, продемонстрировать знания, полученные в процессе прохождения образовательных курсов «Твоего Хода». В полуфинале студенты смогут получить в качестве призов приглашения на стажировки в крупнейшие компании страны, международные отраслевые форумы или сертификаты на обучение в престижных корпоративных школах. В финал конкурса «Твой Ход» (пройдёт в ноябре в Сочи) выйдет тысяча лучших студентов.
Организаторами Всероссийского конкурса «Твой Ход» выступают АНО «Россия – страна возможностей» и Национальная лига студенческих клубов при поддержке Минобрнауки России и Росмолодежи. Конкурс проводится с целью развития профессиональных компетенций, лидерских качеств, творческого и научного потенциала молодежи.
|
Профессор, заведующий кафедрой геологии и разведки месторождений углеводородов Вагиф Керимов на встрече с академиком РАН Юрием Малышевым, президентом Академии горных наук, был награжден Большой золотой медалью имени В.А. Динкова и дипломом за заслуги в развитии нефтегазового комплекса России. МГРИ.ИНФОРМ поговорил с профессором о работе и достижениях, благодаря которым он был удостоен почетной награды.
Вагиф Юнусович, что для вас значит эта награда?
- Если вы обратите внимание, в дипломе написано: «за неоценимый вклад в развитие нефтегазового комплекса Российской Федерации». Для меня и для моего коллектива это большая честь. Поэтому я отношусь к этой награде очень серьёзно. Особенно потому, что моя деятельность, деятельность коллектива нашей кафедры и в целом МГРИ, оценена как неоценимый вклад в развитие нефтегазового комплекса нашей страны!
Какое своё достижение вы считаете самым главным в профессиональном пути?
- Раз я вузовский работник, конечно, это подготовка кадров нефтегазового комплекса Российской Федерации. За годы производственной и научной деятельности я выполнял различную работу, связанную с развитием нефтегазовой отрасли, но во главу угла я ставлю те достижения, которые связаны с подготовкой плеяды молодых нефтяников-геологов. Представляете, я подписал тысячи дипломных работ, авторы которых стали высококлассными специалистами и сегодня трудятся в нефтегазовой отрасли. Я подготовил 43 кандидата геолого-минералогических наук. И вот для меня это самое главное.
Как Вы оцениваете научный потенциал студентов-МГРИшников, какие у них сильные качества?
- Если речь идет о специалистах, выпускаемых кафедрой геологии и разведки месторождений углеводородов, то уровень очень высокий. Прежде всего, они востребованы, это известно, как у нас в стране, так и за её пределами. Выпускники МГРИ наряду с фундаментальными знаниями владеют современными, инновационными технологиями поисков, разведки и разработки месторождений нефти и газа, в том числе цифровыми технологиями и методами моделирования. Некоторые из выпускников становятся первоклассными специалистами-модельерами геологических и нефтегазовых объектов.
В этом году к вам на кафедру пришли первокурсники. Что бы вы пожелали им? Чему им нужно научиться прежде всего?
- Овладеть специальностью, её азами, овладеть новыми технологиями, в том числе – цифровыми. Вот это важно. Ещё я думаю, что самое главное в жизни – это целеустремленность. Иногда человек выполняет какие-то задачи, но не понимает или понимает не до конца, зачем. А студент должен понимать, к чему ему стремиться. Даже, например, чтобы определить направление в вузе: хочет ли он заниматься разработкой или поиском, или моделированием, или наукой, или работать в дальнейшем на производстве. Это должно быть ясно уже в конце второго-третьего курса, эти цели должны уже оформиться в голове у студента.
Ваша кафедра очень активно занимается наукой. Расскажите, пожалуйста, подробнее о проводимых исследованиях.
- У нас несколько направлений. Во-первых, мы сейчас очень серьезно занимаемся Восточно-Арктическими и Дальневосточными морями. Одна из главных наших задач – изучение условий формирования, закономерностей размещения и скопления нефти и газа в Арктике. Второе направление – это Черноморский, Каспийский регион: и морские акватории, и юг Кавказа. Там очень широко развита инфраструктура и всё время требуются энергетические ресурсы. Кроме того, мы занимаемся альтернативными и нетрадиционными источниками энергии. Это новое направление. Это не всегда нефть, хотя и нефтяные нетрадиционные ресурсы тоже – сланцевая нефть, сланцевый газ, другие газы различного генезиса. Это ещё и солнечная энергия, и ветровая. Также очень активно изучаем связь углеводородного сырья и нового, перспективного водородного сырья.
Раз мы коснулись этой темы. Сейчас появляется транспорт на водородном топливе. Насколько оно будет дороже, чем нефть, например, тот же самый бензин?
- Я думаю, что в ближайшие двадцать лет будет дороже. С каждым годом наука и технологии развиваются, и мы сможем перейти к более экологически чистым технологиям, прежде всего – водородной энергетике. Сейчас самый приемлемый метод для быстрого перехода к водородной энергетике – это получение водорода из природного газа. Но самый экологически чистый – это получение водорода из морской воды. Это технология будущего, и она очень дорогая. При этом её надо развивать. В конце года у меня выходит книга, написанная в соавторстве, под названием «Альтернативные и нетрадиционные источники энергии» – там это тематика будет затронута.
С какими университетами и научными институтами кафедра сотрудничает в исследованиях?
- Мы сотрудничаем со многими вузами, и прежде всего, нефтегазовыми и горными университетами. Это и Уфимский государственный нефтяной технический университет, Санкт-Петербургский горный университет, Губкинский университет и др. В институте проблем нефти и газа РАН мы создали базовую кафедру. Наши студенты, в основном магистранты, прикреплены к различным научным лабораториям. Очень серьезные связи у нас есть с Азербайджанскими вузами. Я консультирую специалистов Азербайджанского университета нефти и промышленности. У нас очень обширные связи со многими вузами и научными учреждениями, без этого невозможно развивается
Если бы Вы смогли решить одну научную проблему, то какую?
- Если в нефтяной отрасли, это разработка новых, более дешёвых инновационных технологий поисков и разведки нефтегазовых месторождений. Если же говорить о науке в целом, это обеспечение долголетия и здоровья человечества. Сегодняшний уровень нашей медицины и науки высок, однако эта проблема далека от решения. Мне кажется, нынешние исследования и технологии надо направить прежде всего на увеличение продолжительности жизни. К сожалению, последние годы мы теряем много людей, особенно лучших людей...
|SLIDER|
Команда МГРИ.ИНФОРМ благодарит Вагифа Юнусовича Керимова за уделенное время и прекрасное интервью!
|