Вуз продолжит разработку технологий удалённого обучения по вузовским техническим специальностям в качестве федеральной инновационной площадки до 2023 года.
Во вторник, 11 января, стало известно, что Координационный орган Минобрнаки РФ по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования подтвердил статус Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ, участник консорциума «Недра») как федеральной инновационной площадки по разработке комплекса методических решений для реализации дистанционного обучения в инженерном образовании. Соответствующий проект вуза продлён до 2023 года.
Задачей исследования является поиск эффективных алгоритмов использования и комбинирования дистанционного, смешанного, электронного обучения применительно к техническим специальностям, сообщает пресс-служба университета.
Проект реализуется ЮУрГУ с 2021 года. На сегодня уже выпущена коллективная монография «Организация образовательного процесса вузов с использованием технологии смешанного и дистанционного обучения в условиях пандемии: региональный опыт» под редакцией ректора ЮУрГУ Александра Шестакова. Кроме того в Челябинске в ноябре 2021 года прошла организованная ЮУрГУ Всероссийская конференция «Использование дистанционных технологий в инженерном образовании: вызовы и решения».
Напомним, что МГИМО выпустил в марте прошлого года учебное пособие по истории экономики России. Книга предназначена для студентов бакалавриата и специалитета экономических специальностей.
Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
|
Новый год – это время подводить итоги года уходящего. Как известно, 2021 год президент России Владимир Путин объявил Годом науки и технологий. Ежегодно тысячи ученых по всей стране совершают научные и технологические открытия, и особенно важно, что в 2021 году на это обратили особенное внимание.
В прошедшем году Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе активно принимал участие в научных разработках и мероприятиях, включенных в основной план Года. Студенты и преподаватели МГРИ внесли большой вклад в развитие и популяризацию науки, а также проявили себя в конкурсах и на фестивалях, показали достойные результаты на научных конференциях.
Так, МГРИ принял участие во Всероссийском форуме «Недра-2021. Изучение. Разведка. Добыча», где начальник Управления фундаментальных и прикладных научных исследований Рустам Мустаев обсудил вопросы о внедрении инновационных цифровых технологий в отечественную геологоразведку с представителями ведущих отраслевых компаний.
На XV Международной научно-практической конференции «Новые идеи в Науках о Земле», которая традиционно проходила в стенах МГРИ, было представлено около 500 докладов. В этом году на конференции были заявлены новые темы, среди которых: «Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения», «Геология, геотектоника, геодинамика», «Региональная геология, палеонтология, стратиграфия».
Как отмечает исполняющий обязанности ректора МГРИ Юрий Панов, Год науки и технологий для вуза прошёл насыщенно: на фестивале «Техносреда» исследователи и конструкторы МГРИ представили несколько своих перспективных разработок в области геологоразведки и транспортных систем.
«Один из аппаратов – прототип нового планетохода. На его основе могут быть созданы транспортные средства для движения по снегу и ледяным торосам в Арктике, которые можно будет использовать, например, для проведения спасательных операций», – подчеркивает Юрий Петрович, который, будучи проректором, курировал разработку данного аппарата.
Научные исследования сотрудников МГРИ вылились в научные труды, учебники, учебные пособия и монографии, которые станут основой подготовки высококвалифицированных кадров для минерально-сырьевого комплекса страны и мира. Среди которых учебники «Моделирование углеводородных систем и месторождений нефти и газа» и «Проектирование и управление геологоразведочными работами на нефть и газ», учебное пособие «Генетический анализ терригенных отложений», монографии «Нефтегазоносные провинции морей России и сопредельных акваторий» и «Геология, поиски и разведка углеводородов на акваториях Мирового океана» и другие. Результаты научно-исследовательской работы МГРИ включены в материалы доклада РАН Правительству и Президенту РФ по Стратегии развития Арктики.
8 декабря МГРИ стал площадкой 14-го Каспийского энергетического форума, в рамках которого были рассмотрены перспективы расширения сотрудничества в исследовании, оценке и освоении углеводородных ресурсов Каспийского моря, мониторинге, совместном преодолении природных, техногенных и геологических рисков и сохранении биоресурсов Каспийского моря.
Нельзя не упомянуть и выдающиеся достижения студентов МГРИ, которые достойно себя проявили в течение года.
14-16 апреля в СПбГУ под эгидой ЮНЕСКО прошла Всероссийская конференция-конкурс студентов и аспирантов «Актуальные проблемы недропользования», где студент МГРИ, а ныне – уже выпускник Виталий Казаку стал лауреатом в номинации «Перспективные технико-технологические решения в области строительства скважин».
15-18 апреля в Казани прошла Международная молодёжная конференция «Tatarstan UpExPro 2021», на которую отправились 12 МГРИшников, и две студентки – Александра Шутко и Александра Астаскевич – вернулись с победой.
В финале Студенческой лиги Международного инженерного чемпионата «CASE-IN» команда МГРИ «Шпреуштейн» в составе студентов геологоразведочного факультета: Марии Томаровской (капитан), Михаила Стрельникова, Ивана Мишина и Ксении Полбиной завоевала серебряные медали по направлению «Геологоразведка».
МГРИшники одержали победу в финале Всероссийского конкурса акселератора «Большая разведка»: проект Лейли Календаровой и Арсения Чекалова «TeleMGRI – Будущее телеметрии» стал победителем в рамках секции Mining&Energy.
На XXVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2021» в МГУ в секции «Инновационное природопользование» первое место заняла студентка МГРИ Лейли Календарова.
Кроме того, студентки МГРИ Анастасия Завезион и Вероника Кирсанова вышли в финал студенческого конкурса «Твой ход», который проходил в Сочи, по итогу которого девушки вступили в студенческий совет, который будет заниматься новыми проектами совместно с программой «Россия – страна возможностей».
Конец года был крайне плодотворным и полным ярких впечатлений для МГРИшников: ребята посетили ряд форумов, конгрессов и приняли участие в конкурсах, проводимых совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Две студентки МГРИ, Лейли Календарова и Эльвина Азмамбетова, посетили Конгресс молодых учёных, который прошел 8-10 декабря в Сочи. На X Форуме вузов инженерно-технологического профиля студентка МГРИ Александра Астаскевич заняла третье место в секции «Инновационное предпринимательство», а выпускник МГРИ 2021 года Виталий Казаку завоевал 1 место.
Представители студенческих СМИ также приняли участие в ряде мероприятий, посвящённых популяризации научной деятельности и освещением её студентами со всей страны: в период с октября по декабрь 2021 года Министерство науки и высшего образования РФ и ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина» провели конкурс среди представителей молодежных медиа и студенческих СМИ, в финал которого вышли МГРИшники Валентина Бобрышева, Анна Шелементьева и Алексей Отмашкин и были приглашены на Всероссийский форум студенческих СМИ, который прошёл 3-4 декабря. А уже 10 декабря еще один студент МГРИ – Михаил Еремин – стал участником реалити-шоу «Игры разума» в Крыму, команда которого заняла почетное второе место.
«2021 год в России прошел под эгидой науки и технологий, тем самым определив приоритеты научных проектов вуза, – подводит итоги и.о. ректора МГРИ Юрий Панов. – Несмотря на сложившуюся эпидемиологическую обстановку, наш университет подключился к ключевым мероприятиям по продвижению научной деятельности и достижений Российской Федерации как онлайн, так и офлайн. Отмечу, что с завершением Года науки и технологий научная деятельность в МГРИ не завершается: наш университет всегда был одним из лидирующих научных центров по всему спектру горно-геологических специальностей в России. В новом году мы определили науку как один из важнейших векторов развития вуза, поэтому впереди нас ждут новые достижения, новые интересные проекты, новые решения научных задач».
|
2 декабря студенческому научному чаптеру MGRI EAGE на базе Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе был присвоен официальный статус общества геологов.
Новый чаптер вошел в состав MiT (Центра международного инновационного творчества) наравне с уже существующими в центре студенческими чаптерами: MGRI SPE, MGRI SEG и MGRI To Be AAPG.
EAGE (European Association of Geoscientists & Engineers) – это профессиональная ассоциация геологов, геофизиков, инженеров и специалистов наук о Земле, основанная в 1951 году. Это глобальная сеть учёных и специалистов, работающих в различных отраслях промышленности. В рядах ассоциации более 19 000 членов из более 100 стран мира.
Ассоциация – многопрофильная и международная по форме и по сути. Все члены EAGE профессионально вовлечены в общую геологию, геофизику, нефтепоисковые исследования, геологию нефти и газа, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию шахт и гражданское строительство или изучают геонауки. Вы можете следить за новостями и успехами активистов, подписавшись на их аккаунт во ВКонтакте по ссылке: https://vk.com/mgri_eage.
«Для того, чтобы получить официальный статус студенческого чаптера EAGE, нужен был четкий план и поддержка руководства вуза, которой мы заручились благодаря проректору по международной деятельности и региональному сотрудничеству Анастасии Михайловны Машковой, – рассказала президент MGRI EAGE, студентка первого курса магистратуры ФТРиР Муниса Алимова. – Нам нужно было собрать надежную команду из ребят, сформировать свежие идеи для развития чаптера и подать заявку. Наши цели: развитие собственных научных проектов, популяризация науки среди студентов-геологов, развитие личностных качеств активистов чаптера. В планах достаточно много интересных и перспективных проектов. Один из проектов, первая часть которого была реализована уже в этом семестре – видеомодули по работе в современном ПО Petrel. Курс был довольно интересный и понятный для каждого. В новом семестре мы безусловно продолжим развивать этот проект. Наша деятельность направлена не только на студентов, но и на школьников. Хотелось бы чтобы ребята знали о нашем вузе, о нашем движении и, возможно, посвятили бы геологии свою жизнь. На новый семестр у нас поставлено много задач, и мы ждем каждого студента для их реализации!»
«Наши ребята достигли цели, они – большие молодцы, – прокомментировала проректор по международной деятельности и региональному сотрудничеству МГРИ Анастасия Машкова. – Мы всегда высоко ценим инициативу и готовы поддерживать проект дальше. Отрадно, что Центр MiT развивается стремительно, принимая в свои ряды новых членов и формируя новые чаптеры, которые являются востребованными среди молодых учёных-МГРИшников. От лица руководства вуза желаю успехов нашему новому научному чаптеру!»
|
Ректор Ульяновского государственного: задача вуза – решение проблем региона
Ульяновский государственный университет (УлГУ) начал свою историю в 1988 году с высокой планки филиала Московского государственного университета. В 1995 году самый молодой вуз Ульяновска получил самостоятельность, а в 2017-м стал опорным вузом и центром инновационного, технологического и социального развития своего региона. Масштабным задачам соответствует современная система управления. В УлГУ по всем основным направлениям деятельности реализуется международная система менеджмента качества (стандарт ISO 9001:2015), этим могут похвастаться лишь немногие вузы в России.
Ректор университета, доктор физико-математических наук, профессор Борис Костишко рассказал в своём интервью «Форпосту» об университетском духе, непрерывном образовании и инновационном подходе к выстраиванию системы индивидуальных образовательных траекторий.
- Борис Михайлович, в рейтинге регионов по научно-техническому развитию (РИАрейтинг) Ульяновская область в 2020 году стоит на 8-м месте. Достойный результат, но есть ли у УлГУ амбиции поспособствовать тому, чтобы регион поднялся ещё выше? Как можно добиться этого?
- Недавно мы стали победителями конкурса федеральной программы «Приоритет-2030», а также приняли новую Программу развития вуза. Наша программа фактически предполагает трансформацию университета. Мы понимаем, что у Ульяновской области накопилось много проблем, это отражается и на вузе. Сказываются пандемия, кризисы, международная ситуация. Программа УлГУ «развязывает» узловые точки, и, если мы ее реализуем, то справимся с некоторыми региональными проблемами, возможно, уже в ближайшие пять лет.
© УлГУ
- Ваш вуз создавался как филиал Московского государственного университета. Уже четверть века развиваетесь самостоятельно. Сохраняются ли научные и образовательные связи с бывшей головной организацией?
- В УлГУ до сих пор сохранился дух МГУ. В чем он заключается? В отношениях между людьми, свободе, внутриуниверситетской демократии. В древности университеты возникали как автономные организации, у них даже был свой суд. УлГУ эту автономию сохраняет. Своего суда у нас, конечно, нет, но свободы достаточно много. Когда университет создавался, каждый ученый, который сюда приезжал, привозил своё научное направление, привносил собственное мировоззрение.
- В составе университета работают несколько подразделений среднего профессионального образования. Сегодня популярность этого сегмента растёт, он находится в процессе реформирования. Каким должно быть СПО завтрашнего дня?
- Оно должно быть частью системы непрерывного образования, площадкой получения опыта и практики перед поступлением в вуз. Очевидно, что выпускники средних специальных учебных заведений приходят в университет более подготовленными, нежели вчерашние школьники. Именно как звено непрерывного обучения мы рассматриваем наши ссузы – выпускники колледжа «СОКОЛ» при УлГУ поступают в вуз на экономические и юридические специальности, выпускники музыкального училища – на факультет культуры и искусства, воспитанники медколледжа – на медфак.
© УлГУ
- Вернёмся к региональным рейтингам. Ульяновская область по доступности аренды жилья занимает 69 место в России. Только 31,5% молодых семей региона могут позволить себе съёмную квартиру. Недостаточный уровень доходов осложняет решение задачи удержания талантливой молодёжи в области. Что можете противопоставить этому объективному негативному фактору?
- Здесь два фактора. Первый и главный: регион должен быть привлекательным. Пока, увы, Ульяновская область в плане построения карьеры и прочим перспективам проигрывает соседям – Самарской области, Татарстану. Второй фактор: университеты тоже должны становиться лучше. В Ульяновской области достойные вузы, образовательная система региона сбалансирована. По некоторым направлениям мы пересекаемся, это нормальная конкурентная борьба. Но университеты должны предлагать абитуриентам еще больше, доказать, что мы лучше тех, что считаются «более престижными». Мы должны дать молодежи возможность получать конкурентное образование в регионе с перспективой дальнейшего трудоустройства и получения социальных гарантий. Эту задачу будем решать в рамках реализации программы «Приоритет 2030».
- В конкурсе «Студент года» Арина Трескова из УлГУ заняла первое место в номинации «Председатель совета обучающихся». Это высокая оценка роли студенческого самоуправления в жизни университета. Какие ноу-хау в этой области можете порекомендовать другим вузам?
- Наша главная идея – предоставление студенту свободы выбора при построении своей траектории образования. Гибкими образовательными траекториями занимаются многие университеты, но наша концепция немного иная.
Представьте: вы поступили в университет. К этому моменту у нас уже собрана о вас некая информация – «цифровой след абитуриента», ваше «портфолио» (например, сведения о том, «физик» вы или «лирик»). Мы проводим ваше психофизиологическое тестирование – определяем, кто вы: лидер или нет, насколько устойчивы как личность и так далее. Это цифровой портрет студента, и он постоянно меняется – исходя из того, как вы сдали экзамены, в каких активностях участвовали, а от каких отказались, о чем пишете в социальных сетях…
Одновременно с этим работодатели предоставляют нам портрет эталонного выпускника – тоже по набору параметров. В зависимости от всего этого мы предлагаем вам соответствующие курсы.
Конечно, последнее слово за студентом. Если он хочет развить в себе что-то, по его мнению, недостающее, он может перейти на другую траекторию, и его портрет изменится.
Создание цифровых портретов и организация образовательных траекторий в принципе невозможны в ручном режиме, без использования новых технологий. Прежде всего, больших данных и искусственного интеллекта. Вся жизнь университета, все процессы управления за эти годы должны перейти на открытую цифровую платформу, которую мы будем постоянно совершенствовать и перенастраивать.
© УлГУ
- Какие планы УлГУ связывает с участием в консорциуме «Недра»?
- Это сотрудничество в первую очередь открывает перед нами большие перспективы в научной и инновационной сфере. Приоритетные направления исследований в УлГУ - фотоника, ядерная медицина, умное производство и робототехника. Мы получили большие заказы по 218-му и 220-му постановлениям Правительства РФ [о правилах предоставления субсидий на развитие кооперации вузов с научными учреждениями и предприятиями для создания высокотехнологичных производств (№218) и о привлечении ведущих учёных в российские вузы и научные организации (№220)]. Имеем ряд публикаций, в том числе статей в очень уважаемых журналах (в частности, Nature). Реализуем различные проекты – например, делали роботов для Курчатовского института, Росатома, сотрудничаем с НИИАРом [Научно-исследовательский институт атомных реакторов], компанией «Сосны», Институтом радиационного материаловедения. Работаем с отходами – сегодня это чрезвычайно перспективное направление. Привлекаем ведущих ученых мира. В течение трех лет к нам приезжали коллеги из Бельгии, работающие в области нанофотоники, вместе мы создали пять лабораторий.
Уверен, сотрудничество в рамках консорциума расширит наши контакты с коллегами и направления исследований.
Источник: официальный партнёр Консорциума "НЕДРА" - "Форпост"
|
29 декабря в МГРИ прошло итоговое годовое заседание Учёного совета. На повестку дня вынесены вопросы: концепция развития Университета, итоги Приёмной кампании 2021 года и мероприятия по совершенствованию приёма в 2022 году, утверждение локальных правовых актов, утверждение составов комиссий Учёного совета и советов Университета, перевод на индивидуальный план обучающихся Университета, установление в 2022 году величин отчислений в Централизованный фонд Университета.
Перед началом заседания прошла торжественная церемония подписания соглашения о сотрудничестве между МГРИ и компанией «Булат». Со стороны МГРИ документ подписал исполняющий обязанности ректора Юрий Панов, со стороны ООО «Булат» – заместитель генерального директора Александр Матвеев. Обе стороны выразили готовность к продуктивной работе и надежду на максимально взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество. По словам Юрия Панова, в ближайшее время Университет подпишет ещё несколько соглашений о сотрудничестве.
Ещё одним торжественным событием стало поздравление и награждение сотрудников вуза наградами Российского геологического общества и почётными грамотами МГРИ.
Так, Дипломом Российского геологического общества с нагрудным знаком «Геологическая служба России» награжден Борис Пинхосович Вайнерман – доцент кафедры геологии и разведки месторождений углеводородов.
Дипломами Российского геологического общества награждены Виктор Петрович Шатура – начальник отдела развития имущественного комплекса СОФ МГРИ и Диана Константиновна Кудрявцева – ведущий специалист информационно-аналитического отдела.
Почётной грамотой МГРИ награждены Елена Ивановна Седова – доцент кафедры производственного и финансового менеджмента, Санан Агилович Гурянов – преподаватель кафедры геологии и разведки месторождений углеводородов и Рустам Ахмедович Мамедов – преподаватель кафедры геологии и разведки месторождений углеводородов.
Также грамотами и памятными подарками награждены студенты-активисты Университета.
|SLIDER|
После торжественной части с докладом о концепции развития Университета выступил и.о. ректора Юрий Панов. В своем выступлении Юрий Петрович обозначил векторы развития вуза, среди которых: реновация партнерских связей, совершенствование материально-технической базы, развитие международной деятельности, актуализация научных и технологических компетенций, перестройка информационной работы и расширение присутствия в СМИ, развитие системы профориентации молодёжи, открытие новых образовательных программ и т.д. По результатам доклада информация принята к сведению, а также единогласно принято решение о создании в срок до 25 января 2022 года рабочей группы по разработке стратегии развития МГРИ, и её дальнейшего утверждения на заседании Учёного совета в срок до 31 марта 2022 года.
По результатам доклада ответственного секретаря Приёмной комиссии Элины Поповой об итогах Приёмной кампании 2021 года и мероприятиях по совершенствованию приема в 2022 году, Учёный совет принял решение принять к сведению информацию, утвердить дорожную карту профориентации и рекламных мероприятий в 2022 году, Элине Поповой подготовить план работы Приёмной комиссии на 2022-2023 учебный год в срок до 20 января 2022 года.
Важным вопросом заседания стало обсуждение и утверждение составов комиссий Учёного совета и советов Университета: научно-технического совета, учебно-методического, наградной комиссии и кадровой (аттестационной) комиссии. Решено утвердить проекты составов комиссий и советов с учётом замечаний.
Далее, согласно повестке, с сообщением «О переводе на индивидуальный план обучения студента выступила исполняющий обязанности проректора по учебной работе Мария Фролова. Члены Учёного совета единогласно одобрили и перевод студента на индивидуальный план обучения, и сам план.
С докладом «О величине отчислений в централизованный фонд Университета в 2022 году» выступила начальник управления – главный бухгалтер Ольга Кудрявцева. Предложение было утверждено единогласно.
В завершении заседания и.о. ректора Юрий Панов поздравил всех членов Учёного совета, деканов, заведующих кафедр, руководителей структурных подразделений, а также весь коллектив Университета с наступающим Новым 2022 годом и пожелал здоровья, благополучия и успехов, счастья и любви в новом году.
|
Студентка экологического факультета МГРИ Фарахноз Ахунова представила донорское движение МГРИ на коммуникационной площадке «Четыре сезона донорства» социального проекта «Донорство вне сезона. Развитие регулярного донорства крови в столице», которая состоялась в Общественной палате РФ.
Данный проект реализует Национальный фонд развития здравоохранения в 2021 году при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы.
На мероприятии были подведены итоги VI Московского донорского марафона «Достучаться до сердец. Донорство 2021». В 55 акциях марафона приняли участие около 6400 человек из 25 организаций. В МГРИ также прошла акция, в рамках которой более 50 студентов и сотрудников стали донорами.
Всего за марафон около 5300 (83%) участников примкнули к движению. В проведении мероприятий марафона помогали свыше 320 волонтеров. Банк крови Москвы пополнен почти на 2400 литров крови.
Все участники марафона получили памятные дипломы и награды, в том числе участвовавшие в онлайн-формате. Среди участников – московские и федеральные вузы, учреждения службы крови, органы власти Москвы и подведомственные им учреждения, коммерческие структуры.
«Участие в площадке тронуло меня за душу, там я узнала много нового, – поделилась Фарахноз. – В данный момент количество доноров в России составляет 1,5%, а для того, чтобы был нужный запас крови, нужно 4%. В моей стране (в Таджикистане) вообще не развито донорское движение, когда кому-то необходима кровь – делятся, в основном, родственники, поэтому я, зная, что доноров мало, решила тоже стать донором».
У МГРИшников-доноров есть группа ВКонтакте (https://vk.com/donor_mgri) и страничка в Instagram (www.instagram.com/donor_mgri), где публикуется актуальная информация. Курирует донорское движение в вузе студентка гидрогеологического факультета МГРИ Валентина Бобрышева. Волонтеры-доноры принимают в свое сообщество всех желающих (и подходящих для донорства).
«Увеличить количество доноров, может быть, и можно, но у людей всё еще существует страх того, что при сдаче крови их могут чем-то заразить, что сдавать кровь вредно и так далее, – делится Фарахноз. – Возможно, когда в СМИ будет больше подробной информации о том, что донорство безвредно и безопасно, люди, которые могут помочь другим, начнут активнее это делать.
Нам подробно рассказали о том, что помимо доноров цельной крови и компонентов, есть необходимость и в донорах костного мозга. Можно добавить своё типирование в федеральный реестр, и однажды помочь кому-то», – сказала Фарахноз.
|
Генеральный директор «Центра компетенций в горнотехническом образовании» под эгидой ЮНЕСКО Владимир Борзенков провел онлайн-презентацию международных программ академической мобильности для студентов, аспирантов и молодых кандидатов наук на 2022 год. В дистанционном совещании приняли участие более ста проректоров и сотрудников университетов, входящих в Консорциум «Недра».
В сотрудничестве с крупнейшими европейскими университетами Центр уже успешно реализовал несколько образовательных проектов. Все они будут продолжены в будущем году.
17 декабря 2021 года в Санкт-Петербургском горном университете состоялось торжественное вручение сертификатов первым участникам совместной программы Консорциума «Недра» и Немецкой службы академических обменов (DAAD). 14 аспирантов и 6 кандидатов наук из российских вузов получили возможность поехать на стажировку в ведущие университеты Германии.
Договор Консорциума с DAAD заключен на 4 года, с возможностью пролонгации еще на 4. Из-за большого количества желающих пройти стажировку, в 2022 году предварительный отбор конкурсных заявок решено проводить на базе вузов, входящих в объединение. И уже они к 1 апреля должны направить в «Недра» предварительные списки, которые будет рассматривать международная комиссия.
Требования к участникам высоки. Это и знание английского на уровне 6 – 6,5 IELTS (альтернатива – немецкий язык), и качественный исследовательский проект, согласованный с принимающей стороной. Поэтому молодой российский ученый еще до участия в программе DAAD должен сам выбрать немецкий университет, в котором желает стажироваться и хотя бы заочно познакомиться с немецким профессором, который будет его курировать.
Еще одному условию директор Международного центра компетенций уделил особое внимание. Несмотря на то, что с участниками программы заключается договор, содержащий обязательство возвращения в родной ВУЗ для продолжения исследований, а с немецкой стороной достигнуто соглашение не делать россиянам предложений в одностороннем порядке, подобное сотрудничество всегда вызывает опасения, связанные с так называемой «утечкой мозгов». И здесь не обойтись только юридическими гарантиями.
"Пожалуйста, выдвигайте таких кандидатов, которые придерживаются нашей общей философии. Тех, кто понимает, что он нужен именно в России и связывает будущее с российской наукой и с преподавательской деятельностью в наших университетах," - сказал Владимир Борзенков.
Финансирование программы осуществляется в равных пропорциях: 50 процентов средств предоставляет правительство Германии, а вторую половину – Горный университет. Во время стажировки участникам выплачивается стипендия. Аспиранты, которые проведут за рубежом полгода, ежемесячно будут получать 1200 евро, а кандидаты наук, чья стажировка рассчитана на три месяца – 2000.
Студенты вузов Консорциума, в этом году ставшие магистрантами, имеют возможность поучаствовать еще в одном успешном международном проекте Центра компетенций – программе двойной магистратуры. Заявившись на нее до 15 января через администрацию своих университетов и пройдя серьезный отбор, второй год двухлетнего курса они смогут обучаться в Финляндии. Лучший в этой стране технологический университет Лаппеенранты, небольшого городка у российско-финляндской границы, предлагает более десяти направлений подготовки, от энергетики и химии до менеджмента и IT. Такая образовательная траектория не будет простой – ведь из-за отсутствия эквивалентности учебных планов российскую программу нужно будет проходить дистанционно. Дипломную работу придется защищать в двух вузах – финском и своей собственной альма-матер. Зато в итоге на руках у выпускника окажутся сразу два документа о высшем образовании – отечественный и европейский.
Но и два диплома не предел. Программа тройной магистратуры позволяет закончить, помимо российского, еще два вуза – Горный университет Леобена (Австрия) и Фрайбергскую горную академию (ФРГ). Заявления принимаются от бакалавров последнего года обучения до 15 февраля, также после предварительного отбора в своем университете. Обучение ведется по направлениям «Горное дело» и «Геоэкология». Два семестра студент должен провести за границей, еще два – в России. Осенью 2021 года 20 выпускников университетов Консорциума «Недра» уже приступили к обучению в Европе. Затраты участников обеих магистерских программ на проживание, проезд и питание покрываются за счет грантов Центра компетенций, которому удалось построить эффективный механизм выявления и поддержки молодых лидеров в научной сфере.
«Международный центр компетенций», созданный на базе Санкт-Петербургского горного университета - единственный в мире институт ЮНЕСКО, занимающийся тематикой, связанной с ископаемыми ресурсами. В том, что вопросы образования за рубежом занимают столь значимое место в его повестке, нет ничего удивительного. Это – скорее историческая традиция. Нынешний Горный университет был основан Екатериной Великой как первое техническое учебное заведение страны. Просвещенная императрица, как известно, покровительствовала наукам и возобновила практику Петра I, отправлявшего подданных за границу, перенимать знания и технологии. Сегодня крупнейшие вузы России, объединенные в Консорциум «Недра», при содействии Центра фактически берут на себя ту же миссию – сформировать для страны будущую научную элиту мирового уровня.
|
Встреча руководства университета со студентами прошла в очном формате с онлайн-трансляцией на наш YouTube-канал «Первый геологоразведочный». Формат общения, как и предполагалось, был «без галстуков». Вопросы поступали от студентов в зале, были озвучены, пришедшие на почту, указанную в анонсе, а также оставленные в режиме реального времени в чате видеотрансляции.
|SLIDER|
Помогать отвечать на вопросы и искать решения Юрию Петровичу помогали проректор по международной деятельности и региональному сотрудничеству Анастасия Машкова, и.о. проректора по учебной работе Мария Фролова, проректор по общим вопросам Александр Муханов, начальник Управления фундаментальных и прикладных научных исследований Рустам Мустаев и другие специалисты университета.
Судя по заданным вопросам обучающихся волнуют самые разные сферы студенческой жизни, ведь они стараются проявлять себя во всем, и кого, как не их стоит выслушать, чтобы улучшить жизнь в МГРИ? Будет ли запущено мобильное приложение вуза? Продлят ли время работы гардероба? Объявят ли конкурсы на ректорские гранты? Уменьшится ли стоимость обучения в связи с переходом на дистанционный формат? Когда и как обновят оснащение аудиторий? Появится ли в вузе новое пространство для коворкинга? Как и когда будет облагорожена территория вуза и что нас ждет с появлением станции метро? Какие изменения и улучшение материальной базы появятся в общежитии? Как предстоит учиться и сдавать экзамены в весеннем семестре? Пересмотрят ли критерии повышенной стипендии? Расширится ли список стран и зарубежных партнеров МГРИ? Как в МГРИ будет развиваться научное движение и как найти в вузе научного руководителя? Какие проекты будут осуществиться для обмена опытом между студентами головного вуза и филиала?
На все вопросы были даны обстоятелтные ответы, студентам также напомнили о вакцинации от коронавирусной инфекции.
В завершении общения Юрий Петрович и руководство вуза отметили, что диалог получился откровенным, а также выразили надежду, что студенты продолжат активно участвовать в улучшении вуза, будут прямо говорить о своих потребностях, и заверили, что подобные мероприятия станут традиционными.
|